Исковая давность по ккм

Каков срок давности привлечения к административной ответственности за неприменение ККМ?

Срок давности привлечения к административной ответственности за неприменение ККТ увеличен до года с 15.07.2016.

Цитата: «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.06.2017)

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, об организации и о проведении азартных игр, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники , об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения , за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве) по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции — по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

Как исчисляется срок исковой давности за неприменение ККТ?

Добрый день!
Что означает «длящееся правонарушение» и как считается срок исковой давности по ним?

Например, взять ч. 2 ст. 14.5 КОАП — неприменение ККТ.

По ст. 4.5 КОАП срок исковой давности 1 год с момента правонарушения. Но, по ч. 2. «При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения
Вот не понятно, что именно означает «день обнаружения административного правонарушения»
Если можно разъясните пожалуйста на примере:
ИП (т.е штраф от 25% до 50%, пусть будет штраф по максимуму 50%).
Допустим не пробили через онлайн кассу
2017-900 000руб
2018-900 000руб
2019-900 000руб
2020-900 000руб
в 2021 году проверка это все выявила.Какой штраф будет? 900 000*50%=450 000. или за предыдущие года тоже насчитают?Имеют ли право закрыть магазин на 90 дней,при такой ситуации?
-и допустим если все это обнаружили в 2022 году, то оштрафовать уже не могут?
Спасибо!

Это постановление принято в тот период, когда срок исковой давности по неприменению ККТ был 2 месяца.
Уже несколько лет, как этот срок увеличили до 1 года.

Но все рекомендации Пленума верховного суда в части определения длящегося правонарушения остаются в силе — они кардинально не менялись.
Т.е., всё действует, только срок давности не 2 месяца, а год.

Хотя, согласен, Galina Amirovna следовало бы дать соответствующий комментарий.
Мы же всё-таки несем ответственность (моральную) за те рекомендации, которые даём.

Вопрос применения ККТ к налогам и сборам отношения никакого не имеет.

Вы, конечно, очень радужно планируете проверку только в 2021 году. Немного наивно.

Но будем смотреть предложенные обстоятельства.
Допустим, пришли в 2021 год в январе месяце.
И, допустим, это были нарушения один раз в год
И выявили 4 правонарушения — по одному разу в год.
Но срок давности только 1 год, поэтому наказать смогут только за нарушение 2020 года.

Правонарушением, выразившееся в неприменении ККТ при получении выручки наличными деньгами и с помощью электронных средств платежа, не является длящимся и срок давности определяется от даты совершения этого правонарушения. Т.е. от даты, когда Вы взяли деньги и не пробили их по онлайн-кассе.
поэтому 900 000 х 50% = 450 000 руб.

Допустим, у Вас в принципе нет кассового аппарата и 900 000 — это вся выручка за год, которую надо было пробивать через ККТ, но вы не пробили.
Тогда все случаи, которые по датам попадают в «год» будут включены в расчет штрафа.
Хотя, есть и более формальный подход.
За каждое правонарушение в течение года — отдельный штраф. Поскольку в каждом случае суммы небольшие, штраф будет по 10 т.р. за каждое нарушение. Эдак, уже миллионными штрафами пахнет.

Но это на текущим момент.
Налоговые органы всё настойчивее проводят политику, что при отсутствии ККТ, как такового, правонарушение становится длящимся. Вполне может быть, что к 2021 году они смогут провести свою идею в Верховном суде. И тогда год будут отсчитывать с того момента, как обнаружат это правонарушение. Но тогда для определения суммы штрафа включат выручку за все годы, когда пр менять нужно было, а не применяли.
И, безусловно, раз переваливает за миллион, приостановление деятельности на 9 месяцев.

С какого числа срок давности за неприменение ККТ увеличился до 1 года?

Здравствуйте!
С июля 2016 года изменился срок давности за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
ст. 14.5 КоаП

Инспекторы 11 октября 2016 года проверили нашу кассу с 1.06.2016 года и нашли не пробитый чек на 1.06.2016 года ( по эквайрингу карту прокатал кассир,а ККМ чек не сделал), и мотивируя нововведениями в кодекс с июля 2016 года налажили штраф на компанию в 10+30 тыс. руб.

Вопрос: правомерен ли штраф, т.е. с какого числа и года исчез срок давности в 2 месяца за неприменение ККТ и появился в 1 год? Налоговики утверждают, что с 15 июля прошлого года. Правда ли это? Выходит закон имеет обратную силу? Если нет, то чем можно доказать неправоту ИФНС?
Заранее спасибо!

Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ внесены изменения не только в 54-ФЗ, касающийся применения ККТ, но и в пункт 1 статьи 4.5. КоАП, был установлен срок давности привлечения к ответственности по правонарушениям, касающимся применения контрольно-кассовой техники, 1 год с момента совершения административного правонарушения.

290-ФЗ вступил в силу с 15.07.2016 года (за исключением отдельных положений). Внесение изменений в КоАП не входит в число исключений.

Цитата: Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

Т.е. до 15 июля 2016 года срок давности за неприменение ККТ по прежнему 2 месяца? Налоговая ( есть внутреннее письмо у них для своих инспекторов) уверяет, что закон распространяется на прошлые периоды.

Положения нового закона, отягчающие ответственность, по КоАП обратной силы не имеют.

Цитата: Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 23.06.2016 N 195-ФЗ)

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Порядок ведения кассовых операций в 2016 году и ответственность за нарушения

В этой статье собраны распространенные вопросы бухгалтеров по работе с кассой. Практиков волнует применению ККМ, проверки кассы и штрафы.

Порядок ведения кассовых операций регулирует Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

Разберем актуальные вопросы ведения кассовых операций в 2016 году.

Регистрация ККМ в налоговой и применение ККМ в 2016 году

Вопрос 1: ООО (УСН — 6%) занимается оказанием услуг (ремонт квартир и офисов). В договоре указано, что только услуги, материал — заказчика (то есть возможно применение БСО). Если в рамках договора ООО продает заказчику материалы, то в этом случае возможно применение БСО или нужно использовать ККМ?

Ответ: следует помнить, что БСО возможно применять только, если речь идет об оказании услуг населению. В данном случае речь идет о продаже материалов. Соответственно, при реализации материалов для ремонта, за наличный расчет, следует использовать ККМ.

Вопрос 2: организация УСН ведет розничную торговлю в нескольких торговых центрах г. Москвы (в разных АО). Юридический адрес организации на территории 26 Налоговой инспекции. Имеет ли право организация зарегистрировать все ККМ в 26 Налоговой инспекции или необходимо создавать обособленные подразделения по месту установки ККМ?

Ответ: ККТ нужно зарегистрировать в налоговой инспекции по месту фактического нахождения обособленного подразделения, на территории которого ККТ будет использоваться.

Вопрос 3: в течение дня ККМ не включалась, выручки не было. Надо ли в конце дня включить ККМ и снять нулевой Z-отчет? И в журнале кассира-операциониста отразить отсутствие операции? Или, если не включалось в сеть, то ничего нигде отражать не надо?

Ответ: прямой ответ на данный вопрос законодательство не содержит. Но по данному вопросу в СМИ были разъяснения налоговых органов том, что если ККМ вообще в течение дня не включался, то и Z-отчет в конце дня распечатывать не следует.

Также обратите внимание и на следующие разъяснения: если кассовый аппарат в начале смены был включен, то снимать Z-отчеты, даже если за всю смену не было выручки, необходимо («ККТ на контроле», интервью с Я.Я. Хомец, советником отдела контроля за предпринимательской деятельностью в сфере госрегулируемых видов деятельности и применения ККТ ФНС России, советником государственной гражданской службы РФ 2 класса; журнал «В курсе правового дела», № 10, май 2009 г.).

Вопрос 4: имеет ли организация право взнос в уставный капитал, внесенный в кассу, потратить на командировочные расходы, минуя банк?

Ответ: да, можно.

Проверка кассы

Вопрос: кто сейчас проверяет кассу? Есть ли срок исковой давности по проверке кассы? За какой период может быть проверена касса?

Ответ: кассовую дисциплину организации проверяет ИФНС. В письме ФНС России от 12.09.2012 № АС-4-2/15195 говорится, что действующими нормативными правовыми актами периодичность проведения проверок за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не ограничена.

Соответственно, инспекция может проверить организацию несколько раз в год. За несоблюдение кассовой дисциплины организация может быть оштрафована по ст.15.1 КоАП РФ на сумму до 50 000 рублей. Срок исковой давности по административным правонарушениям составляет два месяца.

Штрафы за несоблюдение кассовой дисциплины

Вопрос 1: микропредприятие (розничная торговля) УСН «доходы минут расходы». Остаток в кассе на 31.12.2015 — 950 000 руб. Лимит остатка наличности в кассе отменен. Могут ли к организации быть предъявлены претензии при проверке (в кассе большая сумма)?

Ответ: согласно п.2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У, организации — субъекты малого предпринимательства могут не устанавливать лимит остатка наличных денег и хранить их в полном объеме в кассе, не сдавая в банк. Соответственно, претензий в данном случае быть не должно.

Вопрос 2: какой штраф за работу ККМ не по месту регистрации?

Ответ: организация, осуществляющая деятельность через обособленные подразделения, находящиеся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, должна зарегистрировать в установленном порядке контрольно-кассовую технику в территориальном налоговом органе по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, в котором организация поставлена на учет (письмо Минфина России от 18.08.2010 № 03-01-15/7-183). В случае если применяемый обособленным подразделением кассовый аппарат будет зарегистрирован в налоговом органе не по адресу места нахождения обособленного подразделения, может быть наложен штраф в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

Вопрос 3: какие нарушения по кассе являются длящимися? Какой срок длящихся нарушений по кассе?

Ответ: за несоблюдение кассовой дисциплины компанию могут оштрафовать по ст. 15.1 КоАП РФ. То есть ответственность административная. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ, срок исковой давности — два месяца, а при длящихся нарушениях — с момента обнаружения. Нарушения, которые можно отнести к длящимся поименованы в пп.1 ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно нормам данной статьи, нарушение работы с наличностью длящимся правонарушением признаваться не должно.

Лимит кассы для малого бизнеса упразднен

Вопрос: надо ли определять лимит остатка кассы для индивидуального предпринимателя? Сохраняется ли в 2016 году предельный лимит расчетов между организациями и ИП?

Ответ: да, лимит ИП могут не определять.

Понятие кассы для ИП в Указании 3210-У не определено. Но это не значит, что предприниматели совсем могут отказаться от ведения кассовых операций. Для них действует упрощенный порядок ведения кассы, который прописан в том же Указании 3210-У.

Лимит расчетов между организациями и предпринимателями прежний. Если вы ведете расчеты с юридическим лицом, предел в рамках одного договора составляет не более 100 000 рублей (Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У).

Рекомендуем вебинар «Ревизия кассы: как подготовиться?». Актуально для коммерческих организаций и ИП.

Нас читают 74 563 человека

Получайте приглашения на бесплатные занятия, анонсы статей, расписание вебинаров и онлайн-курсов. Дайджест приходит 1 раз в неделю.

Подтвердите электронную почту

На отправлено письмо для подтверждения.
Вы можете изменить адрес

Вы подписаны на рассылку

Что делать, если письма Школы не приходят вам?

Чтобы письма не попадали в спам, добавьте свой адрес в адресную книгу.

В Mail.ru зайдите во вкладку «Еще» на верхней панели меню и выберите «Добавить в адреса».

В Gmail нажмите на стрелку справа от кнопки ответа и выберите из списка «Добавить пользователя «Контур Школа» в контакты».

В Яндекс.Почте нажмите в письме на контакт «Контур Школа» и кликните на кнопку «В адресную книгу».

В Outlook нажмите в письме правой кнопкой мыши на «Контур Школа» и выберите «Добавить в контакты Outlook», затем слева сверху «Сохранить и закрыть»

Материалы по теме

Каждый месяц для абонентов Контур.Экстерн доступно два новых вебинара.
Участвуйте и оставайтесь в курсе изменений в законодательстве и бухгалтерской практике

Для доступа к вебинару авторизуйтесь на сайте по сертификату абонента Контур.Экстерн

Статьи по теме

Верховный суд: использование ККТ не по месту ее регистрации является основанием для штрафа
25 сентября 2015
Если обособленное подразделение применяет контрольно-кассовую технику, которая зарегистрирована по месту учета другого подразделения, то его могут оштрафовать за неприменение ККТ. Такой вывод следует из постановления Верховного суда от 11.08.15 № 302-АД15-3955.

Суть спора
В ходе проверки магазина инспекторы заявили, что при реализации товаров неправомерно используется контрольно-кассовый аппарат, зарегистрированный по месту учета другого магазина (объекты торговли находятся в одном муниципальном образовании, но подведомственны разным инспекциям). По мнению ревизоров, нарушение порядка использования ККТ приравнивается к неприменению кассовой техники. На этом основании организация была оштрафована на основании статьи 14.5 КоАП РФ на сумму 40 тысяч рублей.

Налогоплательщик оспорил штраф в суде. При этом он сослался на письмо Минфина от 18.08.10 № 03-01-15/7-183. В нем сказано, что организация, осуществляющая деятельность через обособленные подразделения, находящиеся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, вправе зарегистрировать всю ККТ в инспекции по месту нахождения одного из подразделений. К тому же действующее законодательство не предусматривает обязанности использовать контрольно-кассовую машину именно по месту регистрации. Поэтому использование кассового аппарата не по месту ее регистрации не может быть расценено как ее неприменение.

Решение суда
Однако суды всех инстанций, включая Верховный суд, приняли решение в пользу инспекции. Арбитры рассуждали следующим образом. Контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ). Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ. Пунктом 15 Положения о регистрации и применении ККТ (утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.07 № 470) установлено, что налоговый орган одновременно с регистрацией ККТ выдает пользователю карточку регистрации. В данном случае по адресу расположения обособленного подразделения использовалась контрольно-кассовая техника, которая не могла применяться в данном объекте торговли, поскольку местом ее установки, согласно карточке регистрации, является другое обособленное подразделение. Это свидетельствует о том, что организация использует ККТ без регистрации ее в налоговом органе по адресу ее фактического использования. Поскольку законом запрещено осуществлять расчеты с покупателями без применения ККТ, либо используемой с нарушением установленного порядка, суд признал привлечение к ответственности правомерным.

Срок давности за нарушения по ККТ увеличен

Ответственность за нарушения в сфере применения ККТ усилена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, поправки в КоАП РФ, направленные на ужесточение санкций за неприменение ККТ, действуют уже с 15 июля 2016 года.

Раньше срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о ККТ составлял два месяца от момента совершения правонарушения до момента вынесения постановления о привлечении к ответственности и наложении штрафа (часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Теперь этот срок составляет один год, который исчисляется:

— с момента совершения правонарушения

— с момента обнаружения нарушения (часть 2 ст. 4.5 КоАП РФ), если оно относится к длящимся нарушениям.

Моментом правонарушением считается, например, момент невыдачи чека покупателю.

Длящимся правонарушением считается, например, отсутствие кассового аппарата у фирмы, обязанной его применять.

Также налоговые органы вправе проводить административное расследование по нарушениям законодательства о ККТ (часть 1 ст. 28.7 КоАП РФ). Срок такого расследования не может превышать один месяц (в исключительных случаях – два месяца) с момента возбуждения дела о правонарушении (часть 5 ст. 28.7 КоАП РФ).

Срок исковой давности по кассовой дисциплине в 2018 году

Кассовая дисциплина в 2018 году предусматривает строгое соблюдение правил ведения кассовых операций, установленных для фирм и ИП, имеющих дело с наличными расчетами. Рассмотрим, каковы эти правила и какая ответственность возникает за их нарушение.

Контрольно-кассовая (или кассовая) дисциплина — это соблюдение юрлицами и ИП законодательно установленных в РФ правил осуществления наличных денежных расчетов. Расчеты наличными деньгами включают в себя все виды приходно-расходных операций, осуществляемых фирмой или ИП с наличными денежными средствами.

Наиболее широким в целях наличных расчетов является понятие кассы (операционной кассы), через которую фирма или ИП производит расчеты наличными деньгами. Чаще всего это такие операции, как выплата зарплаты, получение-сдача денег в банк, расчеты с подотчетными лицами, выдача-возврат займов. В кассу также может поступать наличная выручка.

Получение наличной выручки обязывает к применению контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 1.2 закона РФ № 54-ФЗ). Хотя в ряде случаев допускается ее неприменение:

• Юрлицами и ИП при осуществлении деятельности определенных видов (п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ).
• Юрлицами и ИП, находящимися на ЕНВД, и ИП, применяющими ПСН. Им достаточно оформить для покупателя любой документ, подтверждающий прием денег. По содержанию он схож с обычным товарным чеком. Однако с 01.07.2018 эти лица (кроме занятых определенными видами деятельности) утратят возможность таким образом оформлять получение денежных средств и будут обязаны применять онлайн-кассы (п. 7 ст. 7 закона «О внесении изменений…» № 290-ФЗ). Ведение таких видов деятельности, как оказание услуг населению, торговля в розницу, услуги общепита и ряд других, дает плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим ПСН, право отложить применение онлайн-касс до 01.07.2019 (п. 7.1 ст. 7 закона № 290-ФЗ).
• Юрлицами и ИП при осуществлении деятельности в условиях, затрудняющих применение ККТ (п. 3 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Количество используемых кассовых аппаратов или иных пунктов получения денег способами, допускающими неприменение ККТ, не ограничено. Но в конце рабочего дня поступившая выручка должна быть оприходована в кассу фирмы или ИП.

Таким образом, соблюдение кассовой дисциплины в 2018 году предполагает выполнение правил ведения приходно-расходных операций, проводимых по кассе юрлица или ИП, и правил работы с ККТ или документами, которые оформляются при неприменении ККТ.

Кассовая дисциплина обязательна для всех.

Соблюдение кассовой дисциплины сводится к исполнению правил, установленных следующими документами:

• Указанием Банка РФ № 3210-У, которое определяет правила ведения кассовых операций для юрлиц и ИП.
• Указанием ЦБ РФ № 3073-У, которое содержит условия расчетов наличными деньгами.
• Законом РФ № 54-ФЗ, устанавливающим правила применения ККТ.
• Законом РФ № 290-ФЗ или законом об онлайн-кассах, внесшим существенные изменения в правила закона № 54-ФЗ, основные этапы внедрения которых приходятся на 2018–2019 годы.

В отношении операционной кассы основные правила таковы:

• Назначается лицо, выполняющее функции кассира, с которым обязательно заключается договор о полной матответственности. Исключением будут ситуации, когда кассу ведет сам руководитель юрлица или ИП, работающий в одиночестве.
• Деньги и кассовые документы хранятся в условиях, обеспечивающих их сохранность.
• Операции, проводимые по кассе, оформляются документами установленной формы с соблюдением определенного порядка их заполнения. Оформление документов производится непосредственно при совершении операции, а по оприходованию наличной выручки, полученной вне операционной кассы, – ежедневно в конце рабочего дня. Кассовая дисциплина в 2018 году для ИП, которые ведут упрощенный учет своих операций, допускает, что документы по кассе можно не оформлять.
• Если в операционную кассу поступает наличная выручка, то должен присутствовать кассовый аппарат. Выдача кассового чека при получении наличной выручки обязательна (ст. 5 закона № 54-ФЗ).
• Деньги, принимаемые кассиром, проверяются на подлинность. Соблюдается определенный порядок проверки их количества при приеме и выдаче.
• Поступившая в операционную кассу наличная выручка должна расходоваться только на определенные цели: выплата зарплаты, расчеты с поставщиками и покупателями, выдача под отчет. ИП могут брать деньги на личные нужды.
• Предельная сумма расчетов наличными деньгами между юрлицами, между ИП, между юрлицами и ИП ограничена величиной 100 000 руб. по одному договору. При этом расчеты с физлицами не лимитируются, а ИП для личных нужд из кассы вправе брать любые суммы.
• Выдача под отчет осуществляется по распоряжению руководителя либо по завизированному им заявлению подотчетного лица. Для отчета по выданным суммам предоставляется 3 рабочих дня от даты истечения срока, на который выдавались деньги (в том числе командировочные). Неизрасходованные суммы должны быть возвращены в кассу или будут удержаны из заработной платы подотчетного лица (ст. 137 ТК РФ).
• Устанавливается лимит остатка денег в кассе на конец рабочего дня. Порядок его расчета фирма или ИП выбирают самостоятельно из двух способов, предлагаемых указанием Банка РФ № 3210-У. Излишек должен быть сдан в банк. Наличие сверхлимитного остатка допускается только в дни выдачи зарплаты (не более 5 рабочих дней). Кассовая дисциплина 2018 году для ООО, относящихся к СМП, и для ИП, предполагает, что эти лица могут не устанавливать данный лимит. Для обособленных подразделений он устанавливается либо головным офисом (если у подразделения нет своего расчетного счета), либо самостоятельно (если свой расчетный счет у подразделения есть).
• Через кассу могут осуществляться операции с наличной валютой. Чаще всего они связаны с выдачей денег на зарубежные командировки и сдачей-получением валюты в банке. В некоторых случаях могут иметь место расчеты с резидентами (ст. 9 закона РФ № 173-ФЗ).

Требования к применяемой в 2018 году ККТ определяет обновленный закон № 54-ФЗ.

С 01.02.2017 на учет в ИФНС начали ставиться только кассы нового образца (онлайн-кассы). С 01.07.2017 такой вид касс стал обязательным для использования.

Онлайн-кассы принципиально отличаются от применявшихся ранее касс с фискальным накопителем. Соответственно, и требования к ним предъявляются совершенно другие.

Иными стали и проблемы, возникающие при их работе.

Изменения, внесенные в закон № 54-ФЗ законом № 290-ФЗ, не только отразились на требованиях к применяемой кассовой технике, но и привели к обновлению требований к формируемым этой техникой документам: кассовым чекам и БСО. При этом БСО стал документом, при оформлении которого должны применяться устройства, аналогичные онлайн-кассам. Соответственно, одинаковым оказался и перечень реквизитов для документов, формируемых новыми кассами (ст. 4. 7 закона № 54-ФЗ).

Для лиц, имеющих возможность отсрочить начало работы с онлайн-кассами, остаются в силе правила, позволяющие выдавать при получении денег за осуществленную у них покупку документ любой формы, свидетельствующий о получении средств. Поэтому форму необходимых им бланков (в частности, бланков БСО, применяемых, например, при оказании услуг населению) фирма или ИП вправе разработать самостоятельно, если такой бланк не утвержден на законодательном уровне. Обязательные реквизиты таких БСО приведены в постановлении Правительства РФ № 359. Корешки бланков БСО, подтверждающих сумму полученной за день выручки, следует сдать вместе с деньгами в операционную кассу в конце рабочего дня.

В операционной кассе оформляются 2 вида действий:

1. Приходные с использованием приходного кассового ордера (ПКО) формы КО-1, к которому, по возможности, прилагаются документы, подтверждающие величину поступающей суммы. Отрывная часть ПКО (квитанция), содержащая подписи уполномоченных лиц и печать, передается вносителю.
2. Расходные с использованием расходного кассового ордера (РКО) формы КО-2, к которому, как правило, прилагаются документы, подтверждающие величину выдаваемой суммы (платежные ведомости, служебные записки, копии приказов, чеки, квитанции). В РКО отражаются реквизиты документа, удостоверяющего личность получателя. Если получение осуществляется по доверенности, то к РКО прилагается ее оригинал (если доверенность разовая) или копия (если доверенность не является однократной).

Формы ПКО и РКО установлены постановлением Госкомстата РФ № 88 и обязательны к применению в РФ при оформлении приходно-расходных операций. На каждую операцию оформляется свой отдельный документ.

Все ПКО и РКО, выписанные в течение дня, фиксируются в кассовой книге формы КО-4, в которой подводятся итоги работы за день (обороты по приходу и расходу) и выводится сумма остатка на конец дня.

ПКО, РКО и кассовая книга содержат отсылку к счетам бухучета, указание которых обязательно для фирм и необязательно для ИП, которые не должны вести бухучет (подп. 1 п. 2 закона № 402-ФЗ).

Дополнительно могут также заполняться такие формы кассовых документов, как журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов формы КО-3 и книга учета принятых и выданных другим кассирам денежных средств формы КО-5.

Порядок заполнения кассовых документов приведен в постановлении Госкомстата № 88 и указании Банка РФ № 3210-У.

Контролировать правильность действий по осуществлении кассовых операций должны все работники, связанные с их выполнением. Если в организации есть главный бухгалтер, то за контроль работы бухгалтерии и входящей в ее состав операционной кассы отвечает он. Общую ответственность за деятельность фирмы несет ее руководитель, а за деятельность ИП отвечает сам ИП.

Проверку кассовой дисциплины в 2018 году, которая может закончиться для проверяемого лица административным штрафом или последующей выездной проверкой, осуществляют налоговые органы (п. 1 ст. 7 закона РФ № 943-I).

Цели этой проверки заключаются в выявлении фактов:

• неполноты и несвоевременности оприходования выручки;
• превышения лимита расчетов наличными;
• превышения лимита остатка кассы;
• использования запрещенной, неисправной или не соответствующей установленным требованиям ККТ;
• невыдачи кассовых чеков или БСО;
• несоответствия фактических денежных остатков в кассе суммам, указанным в документах;
• выдачи крупных денежных сумм под отчет на неоправданно длительные сроки.

Проверка кассовой дисциплины 2018 году проводится по решению руководителя ИФНС в порядке, установленном приказом Минфина РФ № 133н. В процессе проверки изучаются:

• Все документы, которые имеют отношение к оформлению кассовых операций.
• Отчеты фискальной памяти и контрольные ленты ККТ – по технике старого образца.
• Документы на приобретение, регистрацию и обслуживание ККТ.
• Документы, связанные с приобретением, учетом и уничтожением БСО, – для тех их видов, которые продолжают оформляться по старым правилам.
• Учетные регистры бухгалтерских или хозопераций.
• Приказ на лимит кассового остатка.
• Авансовые отчеты.

При этом проверяющим предоставляется неограниченный доступ к ККТ, в том числе к ее паролям и к наличным денежным средствам.

При проверке могут запрашиваться любые другие документы, имеющие отношение к предмету проверки, а также пояснения.

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины является административной. Срок привлечения к ней ограничен 2 месяцами со дня совершения правонарушения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), так что разовое нарушение кассовой дисциплины в 2018 году может остаться безнаказанным.

Своевременно же выявленное нарушение приведет к достаточно высоким штрафам, поскольку законом № 290-ФЗ штрафы за нарушение кассовой дисциплины, а точнее ответственность за неприменение ККТ, серьезно увеличены.

Административная ответственность за неприменение ККТ влечет за собой:

• штраф для должностных лиц в размере от 25 до 50% от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;
• штраф для юрлиц в размере от 75 до 100% от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 30 000 руб. (п. 2 ст. 14.5 КоАП).

Если организация или ИП попадется вторично на неприменении ККТ, то в случае, когда сумма расчетов без применения ККТ составит (в том числе в совокупности) 1 млн. руб. и более, это повлечет:

• дисквалификацию должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет;
• приостановление деятельности до 90 суток для ИП и организаций (п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Ответственность за нарушения в ведении кассовой дисциплины в 2018 году в виде применения ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, применения контрольно-кассовой техники, используемой с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и перерегистрации предусматривается ответственность в виде:

• предупреждения или штрафа в размере от 1500 до 3 000 руб. для должностных лиц;
• предупреждения или штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. для юрлиц (ст. 14.5 КоАП РФ, п. 15 ст. 7 закона № 290-ФЗ).

Закон № 290-ФЗ внес и другие основания для привлечения к ответственности за нарушения в применении ККТ. Например:

• за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронном виде или за непередачу этих документов на бумажном носителе по требованию покупателя;
• введена ответственность фискальных операторов, изготовителей ККТ, экспертных организаций.

Но даже если в момент проведения проверки кассовой дисциплины ИНФС не сможет привлечь нарушителя к ответственности в виде административного штрафа (из-за истечения 2-месячного срока с момента совершения правонарушения), то радоваться не стоит. Обнаружение нарушений в применении ККТ послужит поводом для более пристального внимания к налогоплательщику и при выявлении еще каких-либо проблем в его работе может привести к досрочной выездной проверке. Однозначный интерес налоговиков вызовут неполнота и несвоевременность оприходования выручки, а также выявление несоответствий документальных и фактических остатков денег в кассе.

Факт выдачи крупных денежных сумм под отчет на неоправданно длительные сроки может привести к доначислению НДФЛ с этих сумм (постановление президиума ВАС РФ № 14376).

Принятие наличной денежной выручки, как правило, обязывает ее получателя иметь кассовый аппарат, выдающий документ о принятии соответствующей суммы. С 01.07.2017 обязательными для применения стали ККТ нового типа – онлайн-кассы. На них формируются не только кассовые чеки, но и БСО. Соответственно, поменялись требования к новым ККМ и документам, выдаваемым ими.

Существуют лица, не обязанные применять ККТ, а также лица, обладающие правом начать делать это позднее (с 01.07.2018 или с 01.07.2019). Они вправе выдавать при приеме денег любой документ, подтверждающий факт приема. Этот документ может иметь самостоятельно разработанную форму, если его бланк не утвержден законодательно. Здесь можно руководствоваться правилами оформления старых БСО.

В части документов, формируемых по операционной кассе, изменений в 2018 году нет. Как нет и перемен в инстанции, проверяющей состояние кассовой дисциплины (т. е. соблюдение правил работы с наличными деньгами), – ею остается ИФНС. Несмотря на ограниченность срока привлечения к ответственности за совершение нарушений при работе с кассой, выявление таких нарушений чревато последствиями в виде выездной налоговой проверки.

Сама же административная ответственность существенно увеличена: выросли размеры штрафов, расширены виды ответственности за неприменение ККТ, в связи с началом работы с кассовой техникой нового типа введены новые основания для привлечения к ответственности.

Инвентаризация 2018
Инвестиции в России в 2018 году
Инвестиционная деятельность 2018
Индивидуальный предприниматель 2018
Иностранные граждане 2018

Назад | | Вверх

Это интересно:

  • Статья 128 часть 2 ук рф Статья 128.1. Клевета 1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, — наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере […]
  • Ст 131 ук рф части 1 АДВОКАТСКИЕ ТАЙНЫ Адвокатские тайны ౹ Алексей Колегов ౹ Адвокат Колегов Статья 131 УК РФ — изнасилование Это самое опасное и наиболее распространенное из половых преступлений. Согласно ч. 1 ст. 131 УК, изнасилование – это половое сношение […]
  • Договор купли-продажи автомобиля бланк 2018 с рассрочкой платежа ДОГОВОР купли-продажи автомобиля с рассрочкой платежа дата и место подписания _________________, именуем__ в дальнейшем Продавец, действующ__ от своего имени, с одной стороны, и _________________, именуем__ в дальнейшем Покупатель, […]
  • Как продать машину горловка Продажа авто в Горловке Продажа авто в Горловке на нашем онлайн авторынке осуществляется в кратчайшие сроки. У нас представлены все модели подержанных и новых автомобилей. Выбрать авто Продать авто Надежность, как главный критерий продажи […]
  • В какой суд подать заявление на страховую компанию В какой суд подать заявление на страховую компанию Страховая компания отказывается платить по ОСАГО? Обычная ситуация: Вы стали участником дорожно-транспортного происшествия, из всех возможных страховых продуктов, у Вас застрахована, […]
  • Установить границы земельного участка судебная практика Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 октября 2016 г. N 9-КГ16-10 Дело об установлении границы земельного участка направлено на новое апелляционное рассмотрение, поскольку отказ суда апелляционной инстанции в […]
  • Встать на очередь в садик в твери Встать на очередь в садик в твери Портал дошкольных образовательных учреждений и дошкольных отделений общеобразовательных учреждений г. Тверь В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. №1993-р и в целях […]
  • Предоставление жилья взамен утраченного Предоставление жилья взамен утраченного Министерство образования Омской области, г. Омск, ул. Красный путь, д.5 Министерство имущественных отношений Омской области г. Омск, ул.Орджоникидзе, д.5 А. В., проживающего: Омская область, п. …, […]