Какие нормативные акты издают органы местного самоуправления

Совет муниципальных образований

Новосибирской области

Правовая страничка

Ваше мнение

Поиск по сайту

Последние новости

О муниципальных НПА, об органах МСУ, уполномоченных на принятие муниципальных НПА

О муниципальных нормативных правовых актах: понятие и признаки.
Об органах местного самоуправления, уполномоченных на принятие муниципальных нормативных правовых актов, и о видах муниципальных нормативных правовых актов.
О правотворческом процессе в муниципальном образовании.

Для решения вопросов местного значения законодатель наделил органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов правом принятия (издания) устава и муниципальных правовых актов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт – это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Статья 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет систему муниципальных правовых актов, в которую входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Муниципальные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления и (или) должностными лицами местного самоуправления

В соответствии с действующим законодательством правом принимать (издавать) муниципальные правовые акты наделены следующие органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления:
— представительный орган муниципального образования;
— глава муниципального образования:
— местная администрация;
— председатель представительного органа муниципального образования;
— иные органы и должностные лица местного самоуправления.

Муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования принимаются по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования. Это – решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.
Только данный орган наделен в соответствии с законом исключительными полномочиями, в пределах которых принимает такие правовые акты, как решения. Среди наиболее важных актов, принимаемых представительными органами муниципальных образований, – уставы муниципальных образований.
Муниципальные правовые акты главы муниципального образования принимаются по тем вопросам, которые не относятся к вопросам местного значения, а также вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, а также когда полномочие на принятие акта четко зафиксировано за главой муниципального образования федеральным законом. Круг вопросов, по которым могут быть изданы акты главы муниципального образования, определяется тем, какой орган местного самоуправления возглавляет: представительный или исполнительно-распорядительный. Если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, он издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа, а также подписывает все его решения.
Если глава муниципального образования является главой местной администрации, он издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.
Муниципальные правовые акты местной администрации составляют основную массу муниципальных правовых актов. Издаются только по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий. Муниципальные правовые акты местной администрации оформляются на бланке местной администрации с наименованием администрации.
Муниципальные правовые акты председателя представительного органа муниципального образования. Председатель представительного органа муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случаях и порядке, установленных решением представительного органа муниципального образования.
Муниципальные правовые акты иных органов местного самоуправления. К таковым можно отнести постановления или решения ревизионной комиссии – контрольного органа муниципального образования. Следует отметить, что правовые акты избирательной комиссии муниципального образования не будут входить в систему муниципальных правовых актов, так как избирательная комиссия является муниципальным органом, а не органом местного самоуправления. Это означает, что избирательная комиссия муниципального образования не обладает властными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий.
Муниципальные правовые акты иных должностных лиц местного самоуправления, к которым могут быть отнесены: заместитель главы местной администрации (первый заместитель главы местной администрации); начальники управлений местной администрации. Могут принимать муниципальные правовые акты только в случае наделения их полномочиями по принятию правовых актов уставом муниципального образования, а также наличия у них исполнительно-распорядительных полномочий по решению вопросов местного значения. Учитывая, что в системе исполнительно-распорядительных органов управленческая деятельность осуществляется на принципах единоначалия, глава местной администрации вправе приостановить либо отменить действие любого правового акта, изданного подчиненными ему должностными лицами. Он несет персональную ответственность за соблюдение принципа законности в правотворческой деятельности местной администрации.

Все муниципальные правовые акты являются правовыми актами, но только часть из них являются нормативными правовыми актами. Поэтому все муниципальные правовые акты можно разделить на две группы:
1) муниципальные правовые акты, имеющие нормативный характер;
2) муниципальные правовые акты, имеющие ненормативный (правоприменительный) характер.

Признаки, характеризующие нормативный правовой акт:
1) принятие (издание) акта в установленном порядке;
2) принятие (издание) акта управомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления;
3) наличие в акте правовых норм (правил поведения).
Акт содержит правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений:
— обязательных для неопределенного круга лиц;
— рассчитанных на неоднократное применение;
— направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Правотворческий процесс представляет собой урегулированный нормативными правовыми актами порядок осуществления правотворческой деятельности, включающий внесение в правотворческий орган (вынесение на референдум), рассмотрение, принятие, подписание, опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов. Любая правотворческая деятельность осуществляется в особой процессуальной форме, которая представляет собой упорядоченную систему стадий деятельности:
1) разработка проектов муниципальных правовых актов и внесение их в соответствующий орган местного самоуправления;
2) обсуждение и принятие муниципальных правовых актов;
3) опубликование (обнародование) и вступление в силу муниципальных правовых актов;
4) контроль за исполнением и отмена муниципальных правовых актов или приостановление их действия.

Порядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятие проектов решений представительного органа муниципального образования, муниципальных нормативных правовых актов главы муниципального образования, местной администрацией (иными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления)
Разработка проектов муниципальных нормативных правовых актов осуществляется:
— в сроки, определенные представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования;
— в сроки, установленные действующими нормативными правовыми актами;
— в сроки, установленные судом.
При подготовке проекта решения представительного органа муниципального образования требуется, во-первых, разработать концепцию муниципального нормативного правового акта; во-вторых, уяснить существо вопросов и задач, подлежащих решению в решении; в-третьих, изучить по этим вопросам действующее законодательство: федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты Новосибирской области; в-четвертых, проверить, издавались ли ранее по данному вопросу муниципальные нормативные правовые акты, ознакомиться с ними и выяснить практику их применения.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проекты муниципальных нормативных правовых актов могут вноситься:
— депутатами представительного органа муниципального образования;
— главой муниципального образования;
— иными выборными органами местного самоуправления;
— главой местной администрации;
— органами территориального общественного самоуправления;
— инициативными группами граждан;
— иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Такими субъектами могут быть, например, муниципальная избирательная комиссии, районный (городской) прокурор и др.

Порядок подготовки, рассмотрения, принятия и подписания муниципальных нормативных правовых актов главой муниципального образования, местной администрацией (иными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления) устанавливается, как правило, самостоятельно этими органами.
Необходимость принятия (издания) муниципального нормативного правового акта определяется главой муниципального образования, главой местной администрации, а также иными должностными лицами местного самоуправления: его заместителями, руководителями отраслевых (функциональных) и территориальных органов местной администрации (в пределах предоставленных им полномочий).

В соответствии с требованиями статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты подлежат опубликованию, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Дата опубликования имеет важное значение для действия акта: от нее ведется отсчет срока, установленного для вступления закона в силу (введения в действие).

Все нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Никто не может быть ограничен в правах и наделен обязанностями на основании решений органов местного самоуправления, если они не опубликованы официально. Неопубликованные (необнародованные) муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не применяются.
В соответствии с федеральным законодательством не подлежат официальному опубликованию правовые акты в части, содержащей сведения, распространение которых ограничено. Перечень таких сведений установлен Федеральным законом от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (ред. от 18.07.2009) «О государственной тайне», Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870 (ред. от 22.05.2008) «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» и другими. Правовые акты либо их отдельные положения, не подлежащие опубликованию, в обязательном порядке доводятся до сведения органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также организаций, на которые распространяется действие этих правовых актов.
Порядок вступления в силу муниципальных правовых актов должен быть закреплен в уставе муниципального образования. Могут быть предусмотрены следующие случаи:
— муниципальные правовые акты вступают в силу по истечении определенного срока после официального опубликования. В таком случае в акте может быть использована формулировка «… вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования» или «… вступает в силу по истечении 10 (или любого другого срока) дней со дня его официального опубликования»;
— порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе. Называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается следующая формулировка: «… вступает в силу с 1 июля 2010 года» или «… вступает в силу после дня его официального опубликования»;
— порядок вступления в силу муниципального правового акта может определяться отдельным документом – законом о введении его в действие;
— изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений;
— вступление в силу нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, устанавливающих новые налоги или вносящих изменения в действующее налоговое законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ нормативные акты, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Глава 7. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Глава 7. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Статья 43. Система муниципальных правовых актов

1. В систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

2. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

3. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2006 N 24-ФЗ, от 07.05.2009 N 90-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

4. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

5. Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

6. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

7. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Статья 43.1. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов

(введена Федеральным законом от 08.11.2007 N 260-ФЗ)

1. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

2. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 44. Устав муниципального образования

1. Уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

2. Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек — населением непосредственно на сходе граждан.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

4. Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

5. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

6. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

7. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

8. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольно-счетного органа муниципального образования, вступают в силу в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящей части.

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

Статья 45. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан

1. Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).

2. Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

3. Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

Статья 46. Подготовка муниципальных правовых актов

1. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

2. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Статья 47. Вступление в силу муниципальных правовых актов

1. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

2. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

3. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Статья 48. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия

1. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц — органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, — уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

2. Признание по решению суда закона субъекта Российской Федерации об установлении статуса муниципального образования недействующим до вступления в силу нового закона субъекта Российской Федерации об установлении статуса муниципального образования не может являться основанием для признания в судебном порядке недействующими муниципальных правовых актов указанного муниципального образования, принятых до вступления решения суда в законную силу, или для отмены данных муниципальных правовых актов.

(часть вторая введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления: понятие, виды, порядок принятия, вступления в силу и отмены.

Муниципальный правовой акт — это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и региональными законами, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории МО, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными и региональными законами.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Федерации.

Если орган местного самоуправления полагает, что закон или иной нормативный правовой акт РФ либо ее субъекта по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, то вопрос о таком соответствии разрешается судом. До вступления в силу решения суда о признании закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо ее субъекта или отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям указанных нормативных правовых актов, не допускается.

Система муниципальных правовых актов

Согласно ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Представительный орган по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными и региональными законами, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа или постановления и распоряжения в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Порядок вступления в силу муниципальных правовых актов установлен в ст. 47 ФЗ «Об общих принципах МСУ в РФ» «.

МПА вступают в силу в порядке, установленном уставом МО, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

МПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом МО и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.. МПА, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

МПА могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий МПА, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными и региональными законами, — уполномоченным федеральным или региональным органом государственной власти.

Это интересно:

  • Уголовный кодекс 2014 аудиокнига Авторы «Уголовного кодекса для подростков» сами могут попасть под статью Такое издавать нельзя – так отреагировали столичные родители на «Иллюстрированный уголовный кодекс для подростков». Скандальное пособие представляет собой книжку в […]
  • Статья 1550 коап рб Юридический портал Советы профессионалов Нарушение интеллектуальной собственности статья Статья 209 8. Из п. 2 комментируемой статьи вытекает, что ограничение права собственности возможно путем принятия закона или иного правового акта. В […]
  • Доверенность от юр лица физ лицу на управление автомобилем Доверенность сотруднику на управление автомобилем организации Доверенность нотариально заверять не нужно. Рукописная доверенность на право управления автомобилем также действительна, как и письменная. ИНН 6165 123456 Адрес (юридический и […]
  • Исковая давность по ккм Каков срок давности привлечения к административной ответственности за неприменение ККМ? Срок давности привлечения к административной ответственности за неприменение ККТ увеличен до года с 15.07.2016. Цитата: "Кодекс Российской […]
  • Прогул на работе тк рф наказание Порядок увольнения за прогул работника в 2018 году по ТК РФ Чтобы уволить работника по такому основанию, работодатель должен соблюсти порядок увольнения за прогул. В противном случае, работник может оспорить увольнение в суде . Прогул […]
  • Ст158 ук рф примечание Что делать, если грозит ст 158 УК РФ за хищение электроэнергии? Здравствуйте! Нам грозит 158 статья, вроде как за хищение света. Что у нас стоит или стояла какая то пломба или еще что на счетчике света. При всем этом мы со счетчиком […]
  • Повышаются тарифы на коммунальные услуги Тарифы на коммунальные услуги с 1 июля 2018 года в Ставропольском крае 1 июля уже который год ознаменовано одной новостью: планово повышаются тарифы на коммунальные ресурсы. Первые платежки с обновленными расценками ставропольцы получат в […]
  • Юристы караганды онлайн Юристы караганды онлайн Мы все живем в правовом государстве, в котором признано верховенство Закона. К сожалению, периодически у нас возникают некоторые проблемы с законом, они могут быть самого разного характера, и это всегда […]