Конституционное право россии кутафин о е

Конституционное право России. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.

3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 200 3 . — 5 85 с.

В учебнике системно и полно излагается курс конституционного права Российской Федерации.

Авторы активно используют историко-правовой и сравнительный методы: прослежены этапы становления современной российской государственности и ее закрепление в Конституции, проводятся сравнения с дореволюционными конституционными актами и советскими конституциями. Показаны новации в современном конституционном строительстве, вызванные изменениями в экономической и общественно-политической жизни России. Содержится развернутый теоретический анализ положений ныне действующей Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, относящихся к предмету отрасли конституционного права. Учебный материал изложен простым и ясным языком, позволяющим эффективно усваивать сложный курс конституционного права.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических ВУЗов, депутатов всех уровней, специалистов органов государственной власти.

Формат: doc / zip

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел первый. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие и предмет конституционного права
§ 2. Конституционно-правовые нормы и институты
§ 3. Конституционно-правовые отношения, их субъекты
§ 4. Источники конституционного права
§ 5. Система конституционного права
§ 6. Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Тенденции его становления и развития на современном этапе
Глава II. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
§ 1. Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности
§ 2. Санкции как форма выражения конституционно-правовой ответственности
§ 3. Субъекты конституционно-правовой ответственности
§ 4. Основания конституционно-правовой ответственности
Глава III. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
§ 1. Предмет, система и источники науки
§ 2. Развитие науки конституционного права России на современном этапе
§ 3. Учебный курс конституционного права Российской Федерации
Раздел второй. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ
Глава IV. ПОНЯТИЕ, ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие и юридические свойства конституции
§ 2. Сущность конституции
§ 3. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок
§ 4. Толкование Конституции РФ
§ 5. Структура Конституции РФ
§ 6. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации
Глава V. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Раздел третий. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ОСНОВЫ
Глава VI. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие конституционного строя
§ 2. Закрепление конституционного строя в Конституции Российской Федерации
Глава VII. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Политические основы конституционного строя Российской Федерации
Демократическое государство
Человек, его права и свободы как высшая ценность
Правовое государство
Федеративное государство
Суверенное государство
Республиканская форма правления
§ 2. Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации
Экономическая основа
Социальное государство
§ 3. Духовные основы конституционного строя Российской Федерации
Идеологическое многообразие
Светское государство
Раздел четвертый. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ
Глава VIII. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие основ правового статуса личности
§ 2. Понятие гражданства
§ 3. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
§ 4. Принципы гражданства Российской Федерации
§ 5. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации
§ 6. Прекращение гражданства Российской Федерации
§ 7. Порядок изменения гражданства детей
§ 8. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации
§ 9. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации
§ 10. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
Глава IX. РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
Глава X. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Глава XI. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава XII. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
§ 1. Понятие и классификация конституционных прав и свобод
§ 2. Личные права и свободы
§ 3. Политические права и свободы
§ 4. Социально-экономические права и свободы
§ 5. Основные обязанности
Раздел пятый. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
Глава XIII. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Становление и развитие Российской Федерации
§ 2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Глава XIV. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации
§ 2. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения
§ 3. Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа
§ 4. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
Раздел шестой. ОРГАНЫ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ
Глава XV. КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие государственного органа Российской Федерации
§ 2. Система государственных органов Российской Федерации
Глава XVI. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
§ 1. Понятие избирательной системы и избирательного права
§ 2. Принципы проведения выборов в Российской Федерации
§ 3. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков
§ 4. Избирательные комиссии
§ 5. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов
§ 6. Предвыборная агитация
§ 7. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование
§ 8. Финансирование выборов. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Глава XVII. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Становление института Президента в Российской Федерации
§ 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации и его вступления в должность
§ 3. Правовой статус Президента Российской Федерации
§ 4. Полномочия Президента Российской Федерации
§ 5. Правовые акты Президента
§ 6. Основания досрочного прекращения полномочий Президента
Глава XVIII. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации
§ 2. Совет Федерации
§ 3. Государственная Дума
§ 4. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания
§ 5. Парламентские слушания
§ 6. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания
§ 7. Акты Федерального Собрания и его палат. Законодательный процесс
Глава XIX. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти
§ 2. Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации
§ 3. Полномочия Правительства Российской Федерации
§ 4. Организация деятельности Правительства Российской Федерации
§ 5. Акты Правительства Российской Федерации
Глава XX. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Принципы деятельности, система и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
§ 2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
§ 3. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации
§ 4. Обеспечение законности в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Глава XXI. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Конституционные принципы правосудия
§ 2. Конституционный Суд Российской Федерации
Глава XXII. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие местного самоуправления
§ 2. Система местного самоуправления
§ 3. Полномочия местного самоуправления
§ 4. Конституционные гарантии местного самоуправления

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

«Конституционное право России»

Глава 1. Конституционное право – отрасль права, наука и учебная дисциплина

Понятие конституционного права

Понятие «конституционное право» имеет многогранное значение и употребляется для обозначения отрасли права, отрасли науки и учебной дисциплины.

Конституционное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия.

Конституционное право как отрасль правовой науки – это наука о народовластии, наука, предметом которой является конституционное право как отрасль.

Наука конституционного права вырабатывает понятие отрасли права; изучает конституционно-правовые нормы и институты; общественные отношения, лежащие в основе конституционного устройства Российской Федерации; конституционно-правового положения человека и гражданина; избирательной системы; статуса депутата; системы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Наука конституционного права изучает общественные отношения, с которыми связано осуществление государственной власти; характер взаимодействия конституционных норм с нормами других отраслей права; выявляет эффективность действия конституционных норм и вносит рекомендации по их совершенствованию.

Здесь уместно будет заметить, что наука конституционного права выходит за пределы самой отрасли, когда речь идет о проектах законов – будущих источниках конституционного права, которые являются, как правило, детищем науки и парламента. Только в случае их принятия они становятся составной частью отрасли конституционного права.

Конституционное право как учебная дисциплина – это совокупность правовых знаний о конституционном праве как отрасли права и как науке.

Вместе с тем нельзя обойти молчанием дискуссию о понятиях «государственное право» и «конституционное право». В свое время Р. Декарт советовал: «Определяйте значение слов, и вы избавите мир от половины его заблуждений».

Несмотря на то, что спор среди отечественных ученых о содержании и понятиях «государственное право» и «конституционное право» длится несколько десятилетий, до сих пор нет единого мнения по данной проблеме. Еще в 1971 году редакция журнала «Советское государство и право» предоставила возможность двум известным советским ученым А. И. Лепешкину и В. Ф. Котоку, сторонникам двух противоположных точек зрения, изложить свою позицию. Не вдаваясь в анализ их концепций, стоит заметить, что А. И. Лепешкин был сторонником понятия «государственное право», а В. Ф. Коток отстаивал концепцию «конституционного права». В настоящее время многие ученые ставят знак тождества между понятиями «государственное право» и «конституционное право». Однако эти понятия не являются идентичными.

Понятие «конституционное право» официально получило импульс своего самоутверждения с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, первая глава которой названа «Основы конституционного строя». В соответствии с данной главой постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года был утвержден «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования». А приказом министерства науки и технической политики Российской Федерации от 28 февраля 1995 года была введена научная специальность (12.00.02), включающая конституционное право; административное право; государственное управление; муниципальное право. После принятия названных документов многие ученые согласились с переименованием государственного права в конституционное, а некоторые пошли на компромисс. Они стали именовать данную отрасль права: конституционное (государственное) право. Так, например, большой коллектив известных авторов под руководством Б. А. Страшуна издал учебник «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» (том 1–1993 г., том 2–1995 г., том 3–1997 г.). В 2002 году М. Б. Смоленским был опубликован учебник под названием «Конституционное (государственное) право России». В таком подходе просматривается отождествление понятий «государственное» и «конституционное» право». Некоторые авторы недвусмысленно утверждают: «В настоящей работе термины «государственное право» и «конституционное право» рассматриваются как синонимы». М. В. Баглай в своем учебнике третий параграф первой главы обозначил так: «Конституционное право или государственное право? Спор о терминах». Категоричность утверждения не вызывает сомнений. Даже сторонник конституционного права Н. А. Богданов вынужден был признать: «Если первенствующая роль признается за государством, соответствующая отрасль права не может быть ни чем иным, как только государственным правом». Известный российский ученый А. А. Белкин после проведения обстоятельного анализа позиций многих ученых по данной проблеме пришел к следующему выводу: «предпочтительнее, на наш взгляд, называть отрасль «государственным правом» в силу того обстоятельства, что ее наименование «конституционное» заранее ограничивает анализ соответствующих правовых институтов рамками отдельного типа регулирования».

В ряде вузов страны понятию «государственное право» отдается предпочтение. Например, на юридическом факультете Санкт-Петербургского Государственного университета одна из кафедр именуется «кафедрой государственного права». Автор учебника никогда не сомневался в научности понятия «государственное право». Вместе с тем в названиях многих его публикаций используется понятие «конституционное право» только лишь потому, что издательства считают название «государственное право» негарантирующим им коммерческого успеха.

Думается, спор идет не столько о наименовании, сколько о содержании. По мнению автора, понятия «государственное право» и «конституционное право» не тождественны.

Во-первых, не все нормы конституции имеют отношение только к государственному праву.

Во-вторых, в конституции нет огромного количества государственно-правовых норм. Невольно возникает вопрос, в чем главная причина спора и какой есть резон в понятии «конституционное право»?

По моему глубокому убеждению, в научную дискуссию вторглась политика, которая встала на сторону понятия «конституционное право».

Во-первых, такое понятие призвано повысить роль и значение Конституции, уважение и доверие к ней, а по большому счету испытывать гордость за Основной закон своей страны.

Во-вторых, «на слух» конституционное право звучит престижнее, если хотите – привлекательнее.

В-третьих, надо честно признать, что для рядовых граждан понятие «государственное право» мало что говорит, тогда как понятие «конституционное право» более доступно и, в общем, понятно.

В основу разграничения права на отрасли положены два критерия:

1) предмет регулирования;

2) метод регулирования.

Конституционное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти. Метод регулирования является важным критерием деления права на отрасли. Его бы я назвал методом политического воздействия, не исключающего принуждения, так как для субъектов конституционно-правовых отношений подчас не характерны «классические» средства правовой ответственности.

Нормы конституционного права призваны не только регулировать общественные отношения, но и закреплять основные устои государства и общества. К ним можно отнести: основы государственного (конституционного) строя; основы прав и свобод человека и гражданина; федеративное устройство государства; основы избирательной системы; основы статуса депутата; основы организации и деятельности органов государственной власти; основы статуса местного самоуправления.

Исследуя проблемы конституционного права необходимо обратить внимание на его политико-правовое предназначение, которое немногими учеными признается. Конституционное право призвано не только закреплять демократические устои государства и общества, приоритетное положение человека и гражданина, создать равные правовые условия для участия во власти, но и способствовать формированию благоприятных условий и оптимального тактического и стратегического простора для поступательного развития государства и общества; для сбалансирования сил социально-политических групп, участвующих в осуществлении власти или претендующих на власть. Немаловажная роль принадлежит конституционному праву как эффективному средству на пути тех сил, которые любыми средствами и способами пытаются и уже добиваются власти и богатства в своих личных интересах за счет ограбления государства и большинства россиян. К сожалению, заметных результатов этой функции пока не видно.

Конституционное право россии кутафин о е

Приветствую вас в рассылке от блог-сообщества BadaBadu.com — всё самое интересное и актуальное + обсуждения и дискуссии на волнующие темы. Внимание: доступ ограничен!

В учебнике раскрыты содержание и сущность основных конституционно-правовых институтов, охватываемых отраслью конституционного права Российской Федерации, охарактеризовано их историческое развитие, обоснованы новые концепции действующей Конституции РФ, дан анализ современных тенденций развития конституционно-правового законодательства, проблем его реализации.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, депутатов, практикующих юристов, членов общественных объединений, деятельность которых требует понимания конституционных прав и свобод личности с целью их защиты.

Конституционное право России.
Козлова Е. И., Кутафин О. Е.

Учебник представляет собой обобщенное изложение основных тем по курсу российского конституционного права для студентов, обучающихся по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление». Практическая ценность издания заключается в том, что оно полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и опирается на новейшие нормативные акты (по состоянию на 1 июля 2006 г. ).
Для студентов и преподавателей вузов системы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и иных учебных заведений, где изучается российское конституционное право либо его основы.

Конституционное право России.
Комкова Г. Н., ред.

Вопросы конституционного развития (в контексте позиций О.Е. Кутафина). Статьи по предмету Конституционное право России

ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ (В КОНТЕКСТЕ ПОЗИЦИЙ О.Е. КУТАФИНА)

В.В. КОМАРОВА

Основоположник научной школы российского конституционализма Олег Емельянович Кутафин внес неоценимый вклад в развитие конституционного законодательства России, науки и практики.
Обращая внимание на фундаментальное изменение, те реалии, которые сложились в новой России, своими фундаментальными исследованиями Олег Емельянович Кутафин обосновывал их и обозначал проблемные моменты нормативного закрепления и реализации. Его аргументации необходимости, социальной неизбежности и прогрессивности перехода отечественного конституционного права к правозащитной, демократической модели, гарантирующей права личности, реализующей международно-правовые и конституционные демократические ценности, столь необходимые Российскому государству, провозгласившему себя правовым, демократическим, социальным, не теряют своей актуальности и сегодня.
О.Е. Кутафин не уставал подчеркивать решающее значение науки для перспектив развития нашей страны, в том числе своими статьями «Современное состояние и перспективы развития науки конституционного права Российской Федерации» , «Пробелы, аналогия и дефекты в конституционном праве» и др.
———————————
См.: Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // Журнал российского права. М.: НОРМА, 2007. N 1. С. 46 — 54.
См.: Кутафин О.Е. Пробелы, аналогия и дефекты в конституционном праве // Lex Russica. Научные труды МГЮА. М.: Изд-во МГЮА, 2007. N 4. С. 610 — 622.

Основы конституционного строя, закрепляющие основные принципы организации государства, общества, стали объектом рассмотрения у значительного числа ученых, однако наиболее фундаментальными по данному вопросу остаются работы О.Е. Кутафина .
———————————
См.: Кутафин О.Е. Конституционные основы общественного строя и политики СССР. М., 1985; Кутафин О.Е. Основы общественного строя и политики РФ // Государственное право Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. О.Е. Кутафина. Т. 1. М., 1993.

Нельзя не согласиться с О.Е. Кутафиным, что в отличие от конституционного строя общественный является не государственно-правовой категорией, а скорее социально-политическим понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе.
Кроме того, как общественный, так и государственный строй могут быть неконституционными, а воздействие государства на общество может являться неправовым. Если же государство воздействует на общественный строй прежде всего посредством установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на конституцию и иные легитимные источники норм права, выполняет ряд других обязательств перед человеком и обществом, это позволяет говорить о началах строя конституционного .
———————————
См.: Государственное право Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. О.Е. Кутафина. Т. 1. М., 1993. С. 108.

Одним из признаков конституционной государственности является гражданское общество, столь сложно формируемое в России. О.Е. Кутафин отмечал, что «в условиях традиционной неразвитости институтов гражданского общества в нашей стране необходимо конституционное закрепление основ их свободного саморазвития» . Практически именно к закреплению правовых основ гражданского общества и общих принципов его взаимоотношений с государством и должно сводиться содержание этого конституционно-правового института. Ученый указывал, что «. по мере развития общественных отношений процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вмешательство государства облегчает это саморегулирование» .
———————————
См.: Государственное право Российской Федерации: Курс лекций для юридических институтов и факультетов / Под ред. О.Е. Кутафина. Т. 1. М., 1993. С. 146.
См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2006. С. 123.

Благодаря работам О.Е. Кутафина публично-правовую сферу гражданского общества можно определить как правовое закрепление основ, институтов гражданского общества и механизм их жизнедеятельности.
Находясь в центре исторического процесса и политических событий — распад СССР, переход к рыночному хозяйству, крушение старых управленческих структур и возникновение новых; в интеллектуальном плане — брожение среди юристов, политологов, философов, споры вокруг проблемы государственного «обустройства России» в процессе выработки устойчивой модели государственного устройства и дееспособной власти, — Олег Емельянович в своих статьях выражает четкую и аргументированную позицию по самым различным вопросам жизнедеятельности Российского государства и общества на различных этапах развития и становления.
В своих периодических работах О.Е. Кутафин заложил новое, магистральное направление будущих научных исследований во многих сферах конституционного права. Примером может быть его определение проблем в оформлении статуса Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований как субъектов гражданского права; вопросов конституционной экономики и конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации; работа «Концепция единого правового пространства Европы, ЕврАзЭС и СНГ» во многом предопределила современные направления и проблемы реализации.
В статье «Конституция развития социализма» Олег Емельянович не только анализирует поэтапное развитие и наполнение Основного Закона страны, но и уделяет внимание процедурно-институциональным новеллам его разработки и принятия, в частности всенародному обсуждению проекта Конституции, которое продолжалось почти четыре месяца; работе Конституционной комиссии. Характеризуя содержание, О.Е. Кутафин подчеркивал значительное усовершенствование положений Основного Закона 1977 г. о правах и свободах советских граждан: углубление содержания прав и свобод граждан в сравнении с ранее действовавшей Конституцией СССР 1936 г., закрепление новых. Анализируя современное состояние правовой действительности, Олег Емельянович предлагает свое видение роли Конституции СССР 1977 г. в дальнейшем развитии законодательства: с принятием Конституции СССР 1977 г. были приняты новые конституции союзных и автономных республик, проведена большая работа по совершенствованию законодательства, приведению его в соответствие с требованиями новых основных законов. Олег Емельянович подчеркивал переход законотворческого процесса на качественно новый уровень и роль планового порядка в этом процессе.
———————————
См.: Кутафин О.Е. Конституция развития социализма // Вестник Московского университета. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. N 5. С. 3 — 12.

О.Е. Кутафин, подводя итоги пятилетнего действия Конституции Российской Федерации 1993 г. в статье «Конституция и проблемы ее реализации» , отмечал важную, стабилизирующую роль новой конституции в нашем государстве, а также тот факт, что ее принятие и дальнейшее существование породило много проблем, важнейшая из которых — проблема ее реализации. Автор писал: «. политиканство или, грубо говоря, политическая проституция применительно к Конституции — это вещь совершенно недопустимая. Конституция РФ должна реализовываться независимо от тех политических последствий, которые могут иметь место как следствие этой реализации, потому что закон превыше всего» .
———————————
См.: Кутафин О.Е. Конституция и проблемы ее реализации // Российский конституционализм: проблемы и решения: Материалы международной конференции. М.: Изд-во ИГиП РАН, 1999. С. 35 — 38.
Там же. С. 36.

Почти 35 лет назад в одной из своих работ Олег Емельянович сделал замечание, актуальное и ныне: «Важное место. принадлежит вопросам дальнейшего совершенствования социалистической демократии, творческая разработка которых чрезвычайно важна как для теоретического осмысления путей дальнейшего развития политической системы советского общества, практического решения задач коммунистического строительства. » .
———————————
См.: Кутафин О.Е. Дальнейшее совершенствование социалистической демократии — главное направление развития политической системы советского общества // Вестник Московского университета. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. N 1. С. 3 — 11.

Однако другое его высказывание в этой же работе: «. бурный рост социальной активности советских граждан порождает определенные проблемы, которые требуют своего решения. Главная из них состоит в рациональном использовании этой активности» — сегодня актуально лишь отчасти. Современный социум не характеризуется активностью, скорее наоборот. В условиях недоверия к власти, политического абсентеизма для развития модернизационных процессов в политической сфере важна оценка развитости политической культуры и гражданского образования жителей региона с точки зрения готовности граждан к участию в процессе принятия решений. Активные граждане, взявшие на себя ответственность за будущее региона и страны и активно участвующие в принятии решений, обеспечивают политическую стабильность и поступательное развитие в регионе.
———————————
Там же.

О.Е. Кутафин был убежден, что общество преобразилось во многом благодаря конституции. К чертам конституции как источника конституционного права, как основного закона О.Е. Кутафин добавляет ее политическую направленность и большой идеологический потенциал .
———————————
См.: Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 171, 173.

Одним из основных признаков государственной организации общества в современной России, лежащих в ее основе, конституционно закреплен демократизм. В своих работах об основах общественного строя, в специальных исследованиях Олег Емельянович Кутафин неоднократно рассматривал вопросы демократии в России , анализировал новеллы Конституции России в сфере закрепления народовластия .
———————————
См.: Кряжков В.А., Основин В.С., Скуратов Ю.И., Кутафин О.Е. Конституционные основы общественного строя и политики СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985 // Правоведение. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. N 3. С. 106 — 109; Степанов И.М., Кутафин О.Е. Конституционные основы общественного строя и политики СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985; Баймаханов М.Т., Кутафин О.Е., Хакимов М.Х. Комплексный труд о роли Советов в развитии социалистической демократии // Советы депутатов трудящихся и развитие социалистической демократии / Отв. ред. К.Ф. Шеремет. М.: Наука, 1976 // Вестник Московского университета. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. N 2. С. 77 — 78.
См.: Кутафин О.Е. Конституция и проблемы ее реализации // Там же. С. 35 — 38; Кутафин О.Е. Современное состояние и перспективы развития науки конституционного права Российской Федерации // Государство и право на рубеже веков: Материалы Всероссийской конференции. Конституционное и административное право. М.: Изд-во ИГиП РАН, 2000. С. 3 — 6; Кутафин О.Е. Новые аспекты анализа российского конституционализма // Правовые основы российского федерализма. Уфа: РИО БашГУ, 2004. С. 596 — 602.

Олег Емельянович был теоретиком демократии . По его мнению, «правовая система России отражает особенности национального правосознания и культуры» . Главным направлением развития политической системы советского общества он назвал дальнейшее совершенствование социалистической демократии ; анализировал теоретические вопросы социалистической демократии.
———————————
См.: Комарова В.В. Демократия в работах великого российского государствоведа О.Е. Кутафина // Право и политика. 2012. N 5. С. 977 — 981.
См.: Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 53.
См.: Кутафин О.Е. Дальнейшее совершенствование социалистической демократии — главное направление развития политической системы советского общества // Там же. С. 3 — 11.

Своим вниманием Олег Емельянович не обошел конституционные вопросы советской избирательной системы, теории народного суверенитета развитого социализма и отдельные формы прямой демократии.
По мнению О.Е. Кутафина, «народу принадлежит учредительная власть. для решения базовых, кардинальных вопросов. именно народ имеет право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые народ для себя выбирает» . Тем не менее Олег Емельянович писал: «. учредительная власть не может осуществляться народом непосредственно. Она поручается им особому учредительному собранию — собранию избираемых для этой цели чрезвычайных представителей».
———————————
См.: Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: НОРМА, 2008.

С точки зрения Олега Емельяновича, есть очень много элементов, которые создают представления о демократии: свобода слова, местное самоуправление. «Но главное, — с его точки зрения, — для демократии то, что у нас должно быть гражданское общество, то есть общество, активно участвующее в государстве и политической жизни. Не просто как наблюдатели. » Далеко не все политики, а уж тем более ученые могли и могут позволить себе четкие, незавуалированные формулировки происходящих явлений, которыми пользовался Олег Емельянович. В интервью он отмечал: «. пока наши люди не начнут интересоваться своей судьбой. Когда какого-то фигляра избирают в депутаты и это очевидно всей стране, о чем же люди думают? Неужели они думают о том, что будут получать хорошую пенсию или получать хорошую зарплату? Для того чтобы в стране был наконец-то наведен порядок, люди должны смотреть, за кого они голосуют, не слушать тех, кто говорит чепуху, и протестовать против этого» . Демократическое общество — это общество, которое по-настоящему активно, которое по-настоящему неравнодушно.
———————————
См.: Наша задача — поддержать законность в стране (интервью с сопредседателем Ассоциации юристов России, ректором Московской государственной юридической академии О.Е. Кутафиным) // Юридический мир. 2006. N 12.

Олег Емельянович писал: «. конечно, мы никогда не откажемся впредь от тех демократических завоеваний, которых мы достигли в последние годы. Но в то же время эти завоевания дают нам основание относиться к разным институтам демократии, к их реализации очень осторожно. Мы должны иметь в виду, что эти демократические институты — орудие слишком острое, и нужно уметь ими пользоваться, тщательно изучать и совершенствовать практику их применения» .
———————————
См.: Кутафин О.Е. Конституция и проблемы ее реализации // Там же. С. 38.

Вопросы планирования в деятельности органов Советского государства в творчестве Олега Емельяновича занимали особое место: его диссертация на соискание степени доктора юридических наук посвящена была государственно-правовому аспекту плановой деятельности Советского государства . Очевидным видится исследование Олегом Емельяновичем этого направления в науке государственного права с глобальных позиций — например, исследование правовых вопросов плановой системы СССР , правового регулирования государственного планирования; с точки зрения государствоведа — государственное планирование экономического и социального развития сквозь призму принципа общественного строя Советского государства . Исследуя правовое оформление механизма реализации плановой деятельности Советского государства, Олег Емельянович особое место уделял роли местных Советов народных депутатов вообще, и в частности в реализации Продовольственной программы СССР . Комплексность, анализ всей логической цепочки — от теоретических конструкций до элементов механизма реализации, глубина исследования определенного вопроса — вот характерные черты работ О.Е. Кутафина.
———————————
См.: Кутафин О.Е. Плановая деятельность Советского государства: государственно-правовой аспект: Автореф. дис. . д. ю. н. М., 1979.
См.: Кутафин О.Е. Плановая система СССР // Вестник Московского университета. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. N 6. С. 3 — 12.
См.: Кутафин О.Е. Государственное планирование экономического и социального развития — принцип общественного строя Советского государства // Там же. С. 3 — 12.
См.: Кутафин О.Е. Роль местных Советов народных депутатов в реализации Продовольственной программы СССР // Вестник Московского университета. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. N 1. С. 25 — 34.

Особое место в творчестве Олега Емельяновича занимали вопросы внутреннего устройства и процедур деятельности органов представительства: его диссертация на соискание степени кандидата юридических наук посвящена правовому статусу постоянных комиссий палат Верховного Совета СССР .
———————————
См.: Кутафин О.Е. Постоянные комиссии палат Верховного Совета СССР: Автореф. дис. . к. ю. н. М., 1965.

Система Советов народных депутатов исследовалась на двух уровнях: внутреннем и внешнем.
Взаимоотношения постоянных комиссий палат Верховного Совета СССР с Президиумом Верховного Совета СССР, правовой статус постоянных комиссий Советов (например, постоянных комиссий по делам молодежи), вопросы деятельности Советов в определенной сфере, совершенствование процедурных вопросов работы Советов справедливо отнести к исследованию внутреннего уровня Советов.
Взаимоотношения постоянных комиссий палат Верховного Совета СССР, Президиума Верховного Совета СССР с Советом Министров СССР — пример исследований внешнего уровня работы Советов. Отметим счастливое сочетание двух интересующих с юности Олега Емельяновича тем — планирование и Советы народных депутатов, выразившееся в главах книг и лекционных курсах о вопросах деятельности местных Советов в области народнохозяйственного планирования .
———————————
См.: Кутафин О.Е. Некоторые вопросы деятельности местных Советов в области народнохозяйственного планирования (глава IV) // В книге: Правовые проблемы дальнейшего совершенствования представительных органов государственной власти. М.: Изд-во МГУ, 1973.

Целесообразно подчеркнуть дальнейшую трансформацию взглядов и широкое понимание термина «представительство» (и выборных должностных лиц, и депутатский корпус) в работах О.Е. Кутафина: «Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории» .
———————————
См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2008. С. 103.

В своих трудах Олег Емельянович Кутафин подчеркивал решающее значение науки для перспектив развития нашей страны. Анализ научного наследия по вопросам конституционного развития страны, демократизма российской государственности, сравнительный анализ динамики представительных органов подчеркивают научную дальнозоркость автора и актуальность его воззрений в современной науке конституционного права.

Литература

1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2008.
2. Комарова В.В. Демократия в работах великого российского государствоведа О.Е. Кутафина // Право и политика. 2012. N 5.
3. Кряжков В.А., Основин В.С., Скуратов Ю.И., Кутафин О.Е. Конституционные основы общественного строя и политики СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
4. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002.
5. Кутафин О.Е. Конституционные основы общественного строя и политики СССР. М., 1985.
6. Кутафин О.Е. Конституция и проблемы ее реализации // Российский конституционализм: проблемы и решения: Материалы Международной конференции. М.: Изд-во ИГиП РАН, 1999.
7. Кутафин О.Е. Плановая деятельность Советского государства: государственно-правовой аспект: Автореф. дис. . д. ю. н. М., 1979.
8. Кутафин О.Е. Постоянные комиссии палат Верховного Совета СССР: Автореф. дис. . к. ю. н. М., 1965.
9. Кутафин О.Е. Пробелы, аналогия и дефекты в конституционном праве // Lex Russica. Научные труды МГЮА. М.: Изд-во МГЮА, 2007. N 4.
10. Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // Журнал российского права. М.: НОРМА, 2007. N 1.
11. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: НОРМА, 2008.
12. Наша задача — поддержать законность в стране (интервью с сопредседателем Ассоциации юристов России, ректором Московской государственной юридической академии О.Е. Кутафиным) // Юридический мир. 2006. N 12.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Это интересно:

  • Учебник гражданский процесс под редакцией треушникова Гражданский процесс. Под ред. Треушникова М.К. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Городец, 200 7 . — 7 84 с. В учебнике освещается порядок судопроизводства по гражданским делам в судах общей юрисдикции, включая мировых судей. Излагаются […]
  • Адвокат косорукова Косорукова Наталья Ивановна Реестровый номер: 46/136 Адвокат, Курская область Подразделение(адрес): Телефон: не указан Страница на портале об Адвокате сделана в соответствии с данными Министерства юстиции Российской Федерации. В […]
  • Умар адвокат Юнусов Умар Зилаудыевич Реестровый номер: 20/1073 Адвокат, Чеченская Республика Подразделение(адрес): Телефон: не указан Страница на портале об Адвокате сделана в соответствии с данными Министерства юстиции Российской Федерации. В […]
  • Мировой суд советского района участок 2 Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области г. Ростов-на-Дону, ул. Дранко, 108 б, 344018телефоны: 8 (800) 200 5044, (863) 234 50 44факс: (863) 234 50 44 Судебные участки Советского судебного района города […]
  • Мировой суд г нягани Судебный участок № 3 Няганского судебного района Понедельник 9:00-18:00, вторник-пятница 9:00-17:00 Прием граждан и документов работниками аппарата мирового судьи осуществляется в течение рабочего времени Территория города […]
  • Закон приморского края об административных правонарушениях 44-кз Закон Приморского края от 5 марта 2007 г. N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае" (с изменениями от 9 августа 2007 г., 15 февраля, 13 мая, 25 сентября, 3, 22 декабря 2008 г., 6 февраля, 10 марта, 6, 28 июля, 4 […]
  • Фз 323 статья 21 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской […]
  • Продажа и покупка земельных участков на авито Недвижимость в Саках 2396 объявлений: включены фильтры: сортировка по Дате Страницы: 1 2 3 4 5 6 . . . . 120 18.09.2018 1 100 000 руб. Продаю: Земельный участок, Саки ж/д вокзал Продам участок в г. Саки Продаётся земельный участок 6 […]