Могут ли собственники квартиры встать на очередь

Можно ли встать на очередь на жилье, если в доме живут четверо?

Согласно ст. 51 ЖК РФ Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 52 ЖК РФ

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее — заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.

Исходя из данных норм, если Вы под действие указанных норм. Советую Вам обратиться в жилищный орган, они более подробно Вам все разъяснят со всеми нюансами.

Могут ли собственники квартиры встать на очередь

Я живу в приватизированной квартире, имею ли я право встать на учет на улучшение жилищных условий?

Ваш адвокат советует

Да, вы имеете право встать на учет на общих основаниях — если у вас менее учетной нормы площади на члена семьи и при этом вы признаны малоимущим.

Новый Жилищный кодекс выделяет 4 основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Напомним, что жилье по договорам социального найма предоставляется только (ст.49 ЖК РФ)

  • малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье,
  • и иным категориям граждан, установленным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, и нуждающимся в жилье.

Подчеркнем, что если гражданин не относится к иным категориям граждан, то для постановки на учет ему нужно быть малоимущим, а если он таковым не является, то ему придется самому участвовать в приобретении жилья, а не рассчитывать на его бесплатное получение, — см. также Какие граждане признаются малоимущими

4 основания признания граждан нуждающимися в социальном жилье

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (ст.51 ЖК РФ):

1) граждане, семья которых не имеет жилья ни по договору социального найма, ни в собственности,

т.е. граждане, «не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя либо собственниками жилых помещений или членами семьи такого собственника» (пп.1 п.1 ст.51 ЖК РФ);

Например, семья проживает в общежитии.

2) граждане, семья которых жилье имеет, но на одного члена семьи приходится менее учетной нормы площади,

т.е. граждане, «являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя либо собственниками жилых помещений или членами семьи такого собственника и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы» (пп.2 п.1 ст.51 ЖК РФ);

Если у членов семьи нескольких жилых помещений, то все они учитываются при определении уровня обеспеченности общей площадью (п.2 ст.51 ЖК РФ).

3) граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пп.3 п.1 ст.51 ЖК РФ), — см. Признание жилого помещения непригодным для проживания;

4) граждане, вынужденные жить в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, совместное проживание в одной квартире с которым невозможно, и не имеющими иного жилья,

т.е. граждане, «являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи такого нанимателя или собственниками жилых помещений, членами семьи такого собственника, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности» (пп.4 п.1 ст.51 ЖК РФ), — см. Перечни заболеваний, используемые жилищным законодательством.

Если у гражданина несколько жилых помещений

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ст.51 ЖК РФ).

Учетная норма

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст.50 ЖК РФ). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Как встать на очередь на получение квартиры от государства

Здравствуйте, у меня двое детей (мне 36 лет), старшему 15 лет-он инвалид по слуху с детства, младшему 1,9 лет, мать одиночка, проживаю с детьми на сьемной квартире, своего жилья нет, только прописка, обращалась в администрацию о постановке в очередь на квартиру-мне отказали, имею ли я право на квартиру, куда обращаться и что делать! Спасибо.

Ответы юристов (2)

здравствуйте! уточните пожалуйста причины отказа в постановке вас на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий

Уточнение клиента

Спасибо что ответили, как мне сказали я должна была обратиться до 2005 г., а сейчас ни чем помочь не могут.

13 Февраля 2013, 08:42

согласно ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

если вы соответствуете этим требованиям, вас обязаны признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить в очередь на получение жилья. требуйте письменный отказ.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Приватизация и очередь на жильё

Я прописана в однокомнатной квартире 38 м2 (СПб) вместе с отцом и несовершеннолетним сыном. По договору, отец главный квартирос’емщик. Все трое стоим на очереди по улучшению жилищных условий. Подскажите, пожалуйста, при приватизации данной квартиры, как сохранить право на очередь для меня и сына?

Ответы юристов (12)

Приватизация Вами квартиры никак не повлияет на Ваше право, а также право ребёнка и отца, состоять на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и получении в порядке очередности жилого помещения на условиях договора социального найма.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ,

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, и собственники жилых помещений, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, либо проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

То есть приватизация Вами квартиры не повлечет снятия с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Уточнение клиента

Но на сегодняшний день, исходя из нормы в 9 м2 на человека, мы уже неправомерно стоим на очереди? (3*9=27м2 а у нас 38 м2). Фактически, нас итак могут снять с очереди? Спасибо.

03 Января 2014, 19:24

Есть вопрос к юристу?

Добрый день. А на каком основании Вы стоите в очереди? Сколько человек зарегистрировано?

Уточнение клиента

Добрый. Нас трое зарегистрировано в 1-комнатной квартире 38м2. Очередь с 1989 года.

03 Января 2014, 19:25

Странно почему Вы стоите, ведь у Вас метража хватает

Уточнение клиента

Вставали на очередь родители в 1989 году, когда вся семья жила в 11 метровой комнате. С тех пор, мама уже имеет своё жильё, она с очереди снята. А я с отцом стою. Терять очень не хочется. Но получается, что нас могут снять?

03 Января 2014, 19:32

Действительно, интересно организована очередь нуждающихся, по какому критерию Вы и члены Вашей семьи включены в список лиц, нуждающихся в УЖУ.

Что касается права на бесплатное единовременное приобретение долей занимаемой квартиры Вами в собственность в порядке приватизации ЖФ, то я полагаю, что в момент приватизации (то есть заключения договора, из которого возникает право собственности по указанным основаниям), право на улучшение ЖУ отпадёт, если для его реализации (сохранения) не обнаружится иных законных оснований.

Согласно ст.3 Закона О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан 1. Граждане Российской Федерации, проживающие в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее десяти лет, в том числе граждане без определенного места жительства, обратившиеся с заявлением об оказании содействия в улучшении жилищных условий в уполномоченный орган, признаются нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий в следующих случаях:
1) если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире) и подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 17 октября 2007 года N 513-101 «О целевой программе Санкт-Петербурга „Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге“;2) если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), и относятся к следующим категориям: инвалиды Великой Отечественной войны; участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лица, награжденные знаком „Жителю блокадного Ленинграда“; члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;3) если они имеют трех и более несовершеннолетних детей и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (далее — учетный норматив жилищной обеспеченности), в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга;4) если они проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ч.2 ст.7 Указанного закона Учетный норматив жилищной обеспеченности устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного проживающего.

Возможно, вас уже сняли с учета. Этот момент необходимо уточнить.

Как видно из приведенных статей наличие в собственности квартиры не лишает права на улучшение жилищных условий. Другое дело, соблюдены ли иные требования.

Попробуйте приватизировать квартиру на одного человека.

С тех пор, мама уже имеет своё жильё, она с очереди снята.

Да у Вас и с ней хватало. Могут снять. Вы не ответили на каком основании Вы стоите? Как малоимущие?

Уточнение клиента

Основанием служило (как я понимаю) то, что метраж в 1989 году был маленьким. Но нас с отцом точно не снимали с очереди. Когда я сейчас подавала документы на постановку ребёнка на очередь (в мфц) там были сведения о нашей очереди.

03 Января 2014, 19:42

Анна, возможно вас уже сняли с учета. Уточните этот момент.

Уточнение клиента

На момент когда я подавала документы на постановку ребёнка на очередь в мфц мне сказали, что ‘видят’ очередь (отец и я).

03 Января 2014, 19:46

Согласен, следует уточнить и статус автора вопроса и членов его семьи, а кроме того весь интересующий период надлежит иметь под рукой актуальную редакцию упомянутого Закона субъекта и иные справочные материалы. Ну и важно не пропустить (в части приватизации особенно) пресекательных сроков и иных входящих письменных сообщений (уведомлений), в том числе от уполномоченных ОГВ и их ДЛ, для оперативного решения возможных новых вводных по Вашей ситуации в контексте действующего законодательства страны и субъекта.

что метраж в 1989 году был маленьким

Это была другая квартира? 11 метров?

Уточнение клиента

Да. Комната в общежитии 11м2.

03 Января 2014, 19:47

Да. Комната в общежитии 11м2.

Вот наверное с тех пор Вас и не сняли, после переезда в 38 кв.м.

Иного объяснения я не вижу

Для сохранения права стоять в очереди В Вашей ситуации Вам следует зарегистрировать после приватизации других родственников жилье.

С уважением Ф. Тамара

С одной стороны препятствий нет для приватизации и остаться на учете:

п.2 ст. 3 ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан

Действиями, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий, признаются в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга следующие действия, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан:
— раздел или обмен жилого помещения;
— вселение в занимаемое гражданами жилое помещение иных граждан (за исключением супругов и их несовершеннолетних детей);
— отчуждение жилого помещения либо доли жилого помещения, принадлежавшей гражданину на праве собственности;
— невыполнение условий договора социального найма, повлекшее выселение гражданина в судебном порядке;
— расторжение договора социального найма по инициативе гражданина.

Граждане, жилищная обеспеченность которых уменьшилась в результате указанных действий, могут быть признаны нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет после их совершения.

Но с другой стороны нужно знать основание постановки на учет.

Иначе картина не полная получается.

С Уважением Андрей Ч.

Уточнение клиента

В бумаге про очередь нет основания (ничего не прописано). Я так понимаю, что мои родители не отмечались вт очереди с тех пор, как получили другую квартиру ( в которой мы сейчас живем). То есть «очередь» не знает, что у нас увеличились квадратные метры. И что можно сделать в этой ситуации? Если по закону, я могу прописать к нам только супруга (отца ребёнка). Но и тогда будет на одного человека больше 9 метров..

03 Января 2014, 20:39

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Могут ли собственники квартиры встать на очередь

Во все времена жилищный вопрос остро стоял в нашей стране. Существовали огромные очереди на получение жилплощади, люди годами их выстаивали и, наконец, приобретали вожделенное долгожданное жилье. Потом наступило время массовой приватизации и миллионы людей стали собственниками квартир.

Содержание статьи:

Однако, квартирный вопрос так и остался насущным по сей день. И как-то так незаметно, спустя годы, в наши умы вселилась мысль, что сейчас жилплощадь можно только купить. А ведь это не так! Российское законодательство предусматривает возможность получения жилья за счет государства для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Основания для постановки на учет

Итак, задаваясь вопросом: как встать в очередь на жилье, необходимо знать, что согласно ст.49 ЖК РФ, социальное жилье могут получить только малообеспеченные граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (т.е. увеличении жилплощади или ее первичном предоставлении).

Право на предоставление жилплощади по договору социального найма возникает при условии признания лица не только нуждающимся, но и малоимущим, что и надо будет подтвердить в органах местного самоуправления.

Малоимущими считаются граждане, доход которых приходящийся на каждого члена семьи, не превышает МРОТ, установленный в данном субъекте РФ.

Рассмотрим, какие категории граждан имеют право на предоставление очереди:

  • граждане, которые не являются собственниками (нанимателями) жилья и члены семьи такого гражданина не имеют в наличии (найме) жилплощади;
  • граждане, члены семьи которых обеспечены жилплощадью менее учетной нормы на каждого человека;
  • граждане, проживающие в домах, которые признаны аварийными и не отвечают установленным требованиям и нормам;
  • граждане, которые проживают в одной квартире по несколько семей с больными, страдающими тяжкой формой заболевания, и совместное проживание невозможно по санитарным критериям;
  • граждане, проживающие в одной квартире по несколько семей, и не имеют родственных связей (т.е. коммунальная квартира).

При этом существуют некоторые требования к лицам, нуждающимся в жилье:

  • они должны иметь гражданство РФ;
  • получить статус малоимущих в органах соцзащиты по месту жительства;
  • учитывается степень оседлости на одном месте от пяти до десяти лет;
  • отсутствие действий, ухудшающих жилищные условия (таких как, обмен жилья с большей площадью на меньшую, регистрация в квартире чужих людей и тому подобное).

В любой очереди существуют льготники

И эта очередь не является исключением. При формировании очереди на жилье существует льготная категория граждан, которые имеют первоочередное право на получение жилплощади. К ним относятся:

  • жильцы аварийных, ветхих строений;
  • дети-сироты и инвалиды детства;
  • дети, лишившиеся опеки родителей;
  • участники боевых действий, ветераны ВОВ;
  • семьи, которые проживают с больным человеком, нуждающемся в отдельном жилье;
  • граждане, пострадавшие в результате ЧС и стихийных бедствий.

Документы, необходимые для постановки на учет

Для того, чтобы встать в очередь на улучшение жилищных условий следует обратиться в муниципальный орган городского поселения с заявлением и определенным пакетом документов.

Отметим, что жилищный кодекс не регламентирует перечень документов, необходимых для постановки на учет. Их список определяется региональным законодательством. Поэтому, представляем примерный перечень документов:

  • заявление о постановке на учет на бланке, установленного образца;
  • паспорт заявителя и документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;
  • ИНН заявителя и каждого члена семьи;
  • свидетельство о заключении (расторжении) брака;
  • выписка из ЕГРП;
  • справка из ФНС о доходах, выписки из банковских лицевых счетов;
  • решение органа местной власти о признании лица, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • акт исследования условий проживания;
  • документы, свидетельствующие о несоответствии жилого помещения установленным нормам (ветхое или аварийное жилье);
  • медицинское заключение о наличие тяжелого заболевания, из-за которого невозможно совместное проживание;
  • документы, подтверждающие льготы, при наличии таковых.

Если гражданин проживает в общежитии или служебной квартире, то могут дополнительно запросить копию трудовой книжки и ходатайство предприятия о предоставлении жилья.

Приняв все необходимые документы, орган местной власти в течение 30 дней рассматривает заявление и в течение 3 дней присылает заявителю решение о постановке (отказе) на учет.

Что делать, если отказали в постановке на учет

Иногда причины отказа бывают крайне банальны: при оформлении документов были допущены технические ошибки (описки) или собран не полный пакет документов, необходимый для постановки на учет. В таких случаях следует устранить нарушения и повторно обратиться в жилищный отдел администрации (или отделы МФЦ) с заявлением о постановке в очередь на получение жилья по договору социального найма.

Также решение об отказе можно обжаловать в судебном порядке, подав исковое заявление в суд. В любом случае нужно добиваться постановки на учет, потому как сам факт пребывания на жилищном учете может быть полезен.

В настоящий момент существует множество федеральных и региональных программ для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это целевые программы для учителей, ученых, военнослужащих, госслужащих, молодых семей, многодетных семей, чернобыльцев, инвалидов, вынужденных переселенцев, которые предоставляют:

  • государственное субсидирование на покупку недвижимости (от 30% до 35%);
  • социальные ипотеки по льготным ставкам и с длительным периодом выплат;
  • рассрочки и другие выгодные варианты.

Для участия в этих программах справка о постановке на жилищный учет, конечно, не нужна. Но такая справка будет являться весомым доказательством нуждаемости в улучшении жилищных условий, что гораздо сократит время рассмотрения заявки на участие в выбранной Вами программе.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

Комментарии

Добавить комментарий

С 01.01.2007 года и по настоящее время в Российской Федерации действует программа – Материнский (семейный) капитал, которая призвана стать весомым подспорьем для поддержания достойных условий жизни российских семей и увеличить естественный прирост населения России, так как сертификат выдается семье при рождении второго (и более) ребенка.

В настоящей статье хочется затронуть тему, которая считается наболевшей для многих собственников жилья многоквартирных домов (МКД) – это качество услуг, предоставляемых Управляющими компаниями (УК). Внимательно изучив деятельность многих УК, приходишь к плачевным выводам: в крупных городах нашей страны оценка их деятельности в среднем составляет 5,4 балла из 10, а в региональных и того меньше –.

Во все времена жилищный вопрос остро стоял в нашей стране. Существовали огромные очереди на получение жилплощади, люди годами их выстаивали и, наконец, приобретали вожделенное долгожданное жилье. Потом наступило время массовой приватизации и миллионы людей стали собственниками квартир.

В настоящее время в нашей стране очень остро стоит проблема неуплаты долгов в сфере ЖКХ. Определенный процент граждан просто не платят коммунальные платежи по тем или иным причинам. И причины эти обоснованные. Ведь цены на услуги ЖКХ повышаются с каждым календарным годом, а доход населения, за счет ежегодной инфляции, падает.

Встать в очередь за социальным жильем — кому и как

Последние новости

Предоставление бесплатного жилья – мера беспрецедентная для всякого государства.

Безвозмездная передача государственных домовладений в личное пользование крайне ограничена и находится под строжайшим контролем муниципальных и общественных организаций. Для того, чтобы претендовать на бесплатное получение жилья надо удовлетворять обширному комплексу условий, иметь возможность документально подтвердить свое право на улучшение жилищных условий и обладать поистине стоическим терпением.

По правде говоря, в наше время получить социальное жилье способны граждане России, проживающие в крайне стесненных обстоятельствах, насчет которых государство абсолютно уверено, что другим способом они жилплощадь не получат.

Кто может претендовать на получение социального жилья

Основные претенденты на получение муниципального жилья по договору социального найма это граждане Российской Федерации, которые признаны местным органом власти:

б) нуждающимися в предоставлении жилья.

Обе этих категории сложные и неоднозначные. Для того, чтобы уяснить, имеет ли право гражданин на улучшение жилищных условий, необходимо провести непростые вычисления по формулам, содержащим ряд параметров, значения которых меняются ежеквартально, а информация разбросана по различным источникам.

Получить социальное жилье в Москве могут только малоимущие, в столице на это установлено жесткое ограничение, но и стоимость жилья очень высока. В Санкт-Петербурге к малоимущим добавляются многодетные семьи с тремя и более детьми, ветераны Великой Отечественной войны или боевых действий, инвалиды, Герои Советского Союза, а также реабилитированные коренные ленинградцы, утратившие жилище в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями.

Признание граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья ограничено рядом условий и требует предоставления немаленького пакета документов. Попробуем разобраться в технологии определения правоспособности и алгоритме постановки на учет на получение социального жилья.

Основные термины и законы

Гарантируя право на жилище, Конституция Российской Федерации не определяет механизм и условия его получения. Для этого существует Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 марта 2005 года.

В Жилищном кодексе установлены основные принципы, условия социального найма; требования к претендентам на получение социального жилья. Все, кто предполагает, что имеет право на улучшение жилищных условий за государственный счет должен в первую очередь изучить главу 7 Жилищного кодекса, поскольку остальные законодательные и подзаконные акты должны не противоречить Кодексу.

Социальное жилье

Социальное жилье – жилое помещение, принадлежащее государству или муниципалитету, которое предоставляется гражданам по договору бессрочного социального найма.

В настоящее время к социальному жилью относятся все жилые помещения, которые не прошли приватизацию и находятся в государственном или в муниципальном жилищном фонде.

Жилым помещением называется недвижимое имущество, которое обладает следующими признаками: изолированность, и пригодность для постоянного проживания людей. В скобках замечу, что к недвижимому имуществу относятся, в частности, океанические лайнеры и космические корабли, но Жилищный кодекс ограничивается понятиями «жилой дом», «квартира» и «комната».

Важным для понимания некоторых положений Кодекса являются термины «общая площадь жилого помещения», «площадь жилого помещения», «норма предоставления», «учетная норма площади».

Общая площадь жилого помещения (площадь квартиры)

К общей площади жилого помещения (п.5 ст.15 ЖК РФ) относится суммарная площадь всех частей жилого помещения, включая кухню, ванную и туалет, чуланы и др., за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Понятие общей площади жилого помещения по ЖК РФ соответствует понятию площади квартиры по «Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» (утв. приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37, с последующими изменениями от 04.09.2000 и 19.05.2008, именуемая далее Инструкция), на которую ссылаются СНИПы (например, СНИП 31-01-2003). Согласно Инструкции «показатели площади квартиры используются для целей официального статистического учета жилищного фонда в Российской Федерации, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей». Иными словами именно этот показатель должен по идее определять уровень обеспеченности граждан жильем. Это и естественно, ведь живем то мы с вами не на балконе.

Однако на деле некоторые субъекты, включая Москву, имеют свое представление на этот счет. В Москве действует Закон города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14 июня 2006 года (в последней редакции от 05.10.2011), именуемый далее Закон Москвы. В частности, в нем расшифровываются основные понятия, где описание общей площади жилого помещения совпадает с ЖК РФ (п. 4 ст.1 Закона Москвы), но в целях определения социальных норм не используется — вместо этого все нормы отталкиваются от площади жилого помещения с учетом балконов и лоджий. В Законе Москвы общая площадь вспоминается лишь единожды — в ст. 39 о праве жителей города Москвы на замену своего жилого помещения на жилое помещение меньшего размера (!).

Площадь жилого помещения (общая площадь квартиры)

Площадь жилого помещения включает все, что находится за входной дверью: комнаты с кухней и санузлом, террасы, балконы и др. Методики расчета площади жилого помещения ЖК РФ не устанавливает, впрочем как и не вводит даже такого понятия, поэтому из текста ЖК РФ не понятно, чем именно отличается общая площадь от «просто» площади. Однако ЖК РФ содержит следующее (п.7 ст. 57 ЖК РФ): «При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности». Также именно такая формулировка площади возникает и в ст. 50, посвященной норме предоставления и учетной норме.

Москва, естественно, воспользовалась невнятностью ЖК РФ и в своем Законе Москвы ввела понятие площади жилого помещения как «суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас» (п.3 ст.1). Никакого понижающего коэффициента для балконов и лоджий при этом в Законе Москвы не предусматривается. Именно такое понимание о площади использовано в Москве для определения норм предоставления и учетных норм.

Аналогом понятия площади жилого помещения по Инструкции является общая площадь квартиры, рассчитываемая как «сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий — 0,5, для балконов и террас — 0,3, для веранд и холодных кладовых — 1,0». Согласно Инструкции показатель общей площади квартиры используется для «государственного статистического наблюдения объемов жилищного строительства в Российской Федерации (завершенного и незавершенного жилищного строительства за соответствующий период) и иных целей». То есть данный показатель необходим для статистики валового ввода жилья в эксплуатацию — тут нельзя не учитывать площади балконов, так как они все же «строятся» и должны влиять на статистку, пусть и с понижающим коэффициентом.

Как видите, московские власти воспользовались лазейкой и для определения социальных норм используют совершенно не те показатели площади. Доказать же незаконность такой методики невозможно — ЖК РФ, хотя и невнятен по трактовкам, но является законом более высокого ранга, чем Инструкция.

Норма предоставления

Норма предоставления — «минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма» (п.1 ст. 50 ЖК РФ). Эта норма устанавливается органами местного самоуправления исходя из местных реалий. То есть в соответствии с этой нормой и будут предоставлять жилье по социальному найму.

Согласно Закону Москвы (п.5 ст.1) «норма предоставления площади жилого помещения на одного человека (далее — норма предоставления) — минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой».

Ну и, наконец, п.3 ст.20 Закона Москвы: «Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека».

Учетная норма

Учетная норма — минимальный размер жилого помещения в расчете на одного жильца. По учетной норме отсчитывается граница уровня обеспеченности общей площадью жилья (п.4 ст. 50 ЖК РФ). Учетная норма устанавливается местным органом самоуправления. По сути — по действующей учетной норме в конкретном регионе принимается решение, нуждается ли гражданин в улучшении условий или нет. Учетная норма не может превышать норму предоставления (п.5 ст. 50 ЖК РФ) — хотя понятнее было бы сформулировать наоборот — норма предоставления не может быть меньше учетной нормы, то есть предоставляют столько же, либо больше.

Для Москвы, аналогично ситуации с нормой предоставления, учетная норма отталкивается именно от площади жилого помещения ( с лоджиями и балконами). На текущий момент согласно п.3 ст.9 Закона Москвы норма составляет 10 кв.м. на человека. То есть, чтобы быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, например, в однокомнатной квартире площадью 33 кв.м. должно быть «прописано» минимум 4(четыре) человека, причем никто из них не должен иметь иной жилплощади в собственности или в пользовании (п.1-2 ст. 9 Закона Москвы).

Малоимущие — как определяется уровень обеспеченности

Для Жилищного кодекса понятие «малоимущие» вовсе не означает людей, зарплата которых меньше прожиточного минимума. Основным критерием отнесения семьи к категории малоимущих является возможность приобретения жилья для обеспечения всех членов семьи по норме предоставления жилплощади, ориентируясь на среднюю стоимость домовладений в регионе.

Если имущественная обеспеченность семьи меньше стоимости жилой площади, которую необходимо приобрести для обеспечения членов семьи по норме предоставления на одного человека, семья признается малоимущей.

С первого взгляда определить, является семья малоимущей или нет, довольно затруднительно. В формулу расчета входит с десяток не всегда очевидных показателей. Например, понятие «член семьи» в данном случае выступает как правовая категория, а не биологическая и означает проживающих на одной площади в рамках одного лицевого счета. Если лицевые счета разделены – то и семьи врозь, невзирая на родную кровь. Некоторые законы безапелляционно манипулируют родственными связями: «Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи» (закон г. Москвы от 18 июня 2008 года № 24).

По столичному региону методика расчета признания жителей Москвы малоимущими с целью постановки на учет на улучшение жилищных условий приведена в Постановлении Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП.

Определение имущественной обеспеченности

Имущественная обеспеченность складывается из дохода семьи и стоимости имущества, подлежащего налогообложению.

а) Расчет дохода семьи

Доход семьи рассчитывается по формуле, включающей разницу между ежемесячным совокупным доходом членов семьи и суммарным прожиточным минимумом, умноженную на расчетный период в месяцах (по Москве — 20 лет, то есть 240 месяцев).

Совокупный доход берется за последние 2 года перед подачей заявления.

Прожиточный минимум на душу населения берется из действующего в регионе на день подачи заявления нормативного акта, который обновляется ежеквартально.

Сведения о прожиточном минимуме в некоторых регионах России за 4 квартал 2011 года приведен в таблице № 1. В представленной выборке дана информация по Москве и области, Санкт-Петербургу и регионам с наименьшим и наибольшим уровнем проживания. Полную сводную таблицу по России можно посмотреть на сайте Росстата http://www.gks.ru/gis/tables/urov-6.htm

Данные по конкретному региону лучше искать на официальных сайтах по субъектам Российской Федерации, там информация актуализируется чаще. По Москве, например, сведения Росстата уже устарели. Новый прожиточный минимум утвержден Постановлением Правительства Москвы от 20.03.2012 г. № 94-ПП и составляет 9128 рублей на душу населения.

Таблица № 1 Размер прожиточного минимума на душу населения в отдельных регионах России (в рублях):

Это интересно:

  • Список литературы земельное право 2018 Основы земельного права (учебное пособие). Список литературы Оглавление Список литературы Раздел 1. Законодательные акты Российской Федерации Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом […]
  • Воинская часть туле ВДВ в Туле Дивизия ВДВ в городе Тула О 106 гвардейской дивизии ВДВ Тулы существует большое количество текстов. К предстоящему дню ВДВ-2014 интернет-военторг «Военпро» решил добавить еще один. Как всегда, побеседуем об истории и […]
  • Военный комиссариат вахитовского и приволжского районов Военкоматы Казани: адреса и телефоны На данной странице находятся адреса и контактные телефоны военных комиссариатов в Казани. С помощью данного списка вы можете с легкостью найти интересующий вас ОВК. Для удобства рекомендуем […]
  • Комментарии к ст 51 градостроительного кодекса Градостроительный кодекс Российской Федерации ст. 51 Традиционно под градостроением понимается деятельность, целью которой является развитие территорий. Базой для регулирования отношений, возникающих в процессе градостроения, служит […]
  • Отказ от показаний в налоговой Правомерность отказа свидетеля от дачи показаний (Решение ФНС РФ от 12.04.2017 N СА-4-9/6950@) Налоговый орган провел допрос бывшего акционера компании по ст. 90 НК РФ, в рамках проводимых мероприятий налогового контроля этой компании. […]
  • План допроса потерпевшего разбой Протокол допроса потерпевшего (образец заполнения) ПРОТОКОЛ допроса потерпевшего 23 октября 201* г. Допрос начат в 14 час. 05 мин. Допрос окончен в 15 час. 10 мин. Старший следователь следственного отделения Советского РОВД г. Энска […]
  • Памятка по ук рф Памятка ГН:Различные полезные номера статей КоАП РФ и УК РФ (для стандартных и неординарных ситуаций, полемики c комиссиями, полицией и другими) КоАП Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях РФ Статья 5.1. […]
  • Компенсация при увольнение облагается фсс нс Страховые взносы с компенсации за неиспользованный отпуск: взимать или нет Не только работники, но и работодатели должны знать, компенсация за неиспользованный отпуск облагается страховыми взносами или нет. Иначе контролирующие органы […]