Мусульманская система права ее характеристика

Мусульманская система права ее характеристика

Мусульманская правовая система предствлена странами, где государственной религией является ислам различных течений: Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Тунис, Марокко, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Судан и некоторые другие.

Данная правовая система имеет теологическую основу, основываясь на идее божественного происхождения государства и права. Мусульманское право — шариат — это система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права — Аллах, передавший его через своего пророка Мухаммеда. Таким образом, в праве проявляется воля Всевышнего. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается. Задача законодателя — открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново.

Система источников мусульманского права носит четырехзвенный характер:

Коран — речи и проповеди Пророка Мухаммеда, изложенные в стихотворной форме;

Сунна — биографическое описание жизни и деятельности Пророка, собрание преданий о его поступках и высказываниях;

Иджма — общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями — муфтиями, судьями — кади и исламскими учеными-правоведами, а также по вопросам, которые не нашли ответа в этих источниках;

Кийас — суждение по аналогии.

Таким образом, помимо законодательства и судебных прецедентов в мусульманском праве большую роль играют доктринальные источники права. При отправлении правосудия судья не обращается напрямую к Корану или Сунне, а ссылается на общепризнанное мнение авторитетного исламского правоведа. В целом, правосудие отличается простотой, меньшей формализацией по сравнению с романо-германскими и англосаксонскими правовыми системами.

Мусульманскому праву присущи ортодоксальность, традиционный — консервативный характер, оно мало поддается модернизации и реформированию. Кроме того, его характеризуют казуистичность, несистематизированность, абсолютный приоритет обязанностей и запретов перед дозволениями.

Аксенов В. К единому правовому пространству // Юрист. 1997. N1.

Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени // Совет-ское государство и право. 1991. N11.

Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 2003. Жевакин С.Н. Ведомственные нормативные акты РФ // Государство и право. 1996. N 11. Зивс С.Л. Источники права. М. 2001.

Давид. Р. Основные правовые системы современности. М. 1988.

Максимов А.А. Прецедент как один из источников английского права // Государство и право. 1995. N2.

Медведев А.М. Правовое регулирование действия Закона во времени // Государство и право, 1995. N3.

Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы> // Правоведение. 1992. N2.

Разумович Н.Н. Источники и формы права. // Советское государство и право. 1988. N3.

Мусульманская правовая семья

Мусульманская семья права

В эту группу входят страны Арабского Востока и некоторые африканские страны (например, Нигерия). К мусульманской семье права принадлежит 51 государство, где проживает в общей сложности 900 млн человек.

Мусульманское право — это система норм, выражающих в религиозной форме волю религиозной знати.

Ислам исходит из того, что право пришло от Аллаха, который открыл его через своего пророка Мухаммеда.

Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому им надо руководствоваться, а не создавать его под влиянием изменяющихся условий социальной жизни.

Вот примеры правовых норм ислама:

  • мусульманин имеет преимущество перед немусульманином (например, в Сирии президентом страны может стать только мусульманин);
  • мужчина имеет преимущество перед женщиной;
  • женщины не избирают и не избираются;
  • женщины наследуют половину доли, которую унаследовал бы мужчина;
  • жена не имеет права подавать на развод. Такое право принадлежит только мужу;
  • показания двух женщин равны показаниям одного мужчины;
  • в Иране (согласно Уголовному кодексу) женщина, появившаяся без паранджи, наказывается 74 ударами плетьми.

Эта семья права имеет религиозное содержание. Основным источником права является Коран, представляющий собой 4 тыс. коротких фрагментов, среди которых встречаются правовые строфы (их около 250, в том числе 70 по вопросам гражданского права, 30 — уголовного права, 15 — уголовного процесса, 70 — по вопросам правового положения личности мужчины). Коран органически дополняется Сунной (правила, записанные учениками Мухаммеда), в которой выделяется раздел Иджма, где содержатся правовые нормы, введенные богословами и юристами путем толкования правовых строф Корана и Сунны. Вот почему современный судья ищет правовые основания для дела не в Коране и Сунне, а в Иджме и не обращается к Корану, а ссылается на автора, авторитет которого общепризнан. Основная задача мусульманского права — сохранить связь между законодательством (государством) и Кораном (Аллахом).

Таким образом, труды ученых (богословов и юристов), зафиксированные в Иджме, а также в учебниках, имеют обязательную силу и защищаются судами. Различить, где религиозная, а где юридическая доктрина, весьма трудно. Скорее всего, мусульманское право представляет собой религиозно-юридические комментарии.

Европейцы пытались помочь арабам в правовом урегулировании жизни. Удалось сделать многое: были созданы законы и даже некоторые кодексы. Такие вопросы, как, например, управление государством, использование государственных финансов, наказания за преступления, получили отражение в законодательных актах (удельный вес которых около 30%). Сейчас процесс создания законодательных норм набирает силу. Ориентиром при этом служит опыт европейских стран. Однако в сфере мусульманского права прочно остались:

  • вопросы правового положения личности;
  • семейные вопросы;
  • наследование.

Небольшое количество уголовных и гражданских вопросов получили урегулирование с помошью прецедентов (схема 3.6). Однако их удельный вес составляет не более 10%.

Обычаи применяются, если они не противоречат религиозным нормам и если религиозные нормы не регулируют ситуацию.

Схема 3.6. Мусульманская семья права

Таким образом, постепенно идет сужение применения религиозных норм. Сейчас уже можно говорить о существовании в этих странах двух независимых систем права: светской и мусульманской.

Процесс формирования светского законодательства, по мнению теологов ислама, не подрывает его основы. Большое значение в этом отношении имеют два постулата:

  • если законы противоречат исламскому праву, вся ответственность за это ложится на органы государства (мусульманина упрекнуть не в чем);
  • согласно Корану, верующие должны соблюдать законы, поскольку сам Коран предписывает им подчиняться властям.

Для мусульманского права характерна достаточная степень ка- зуистичности. Она задана религиозными источниками, в которых содержатся конкретные правоположения. Абстрактность не является отличительной чертой исламского права.

В мусульманском праве нет четкости и строгости формулировок, даже если эти правила применяются. Например, непонятно, когда мужчина имеет преимущество перед женщиной: при входе в автобус, при покупке товаров? Для европейцев это кажется невероятным.

В религиозных источниках нет структурированности и системности. Применительно к мусульманскому праву невозможно вести речь о четком выделении отраслей права. В параллельной светской системе права деление на отрасли все же просматривается. Выделяют уголовное, гражданское, судебное право, а также властное право — государственное и административное. Но и в светской системе права отсутствует понятие о частном и публичном праве.

Мусульманский суд состоит из одного судьи (кади). При этом отсутствуют кассационные и надзорные инстанции, не считая главы государства. Однако во многих странах стали создавать многоступенчатую систему судов. Первая страна, которая совершила прорыв в этом отношении, — Турция. По се пути движутся Египет, Сирия и др. Самым стойким приверженцем норм мусульманского права является Иран.

Общая характеристика и структура мусульманского права

Мусульманское право представляет собой целую систему очень детализированного права. Тесно связанное с религией и с цивилизацией ислама, оно имеет весьма оригинальное строение. Особенность мусульманского права, отличающая его от других правовых систем, заключается в сочетании в нем религиозного и собственно юридического начал, что проявляется в специфике его источников и структуры, механизма действия и правопонимания. Другая черта мусульманского права – это его тесное взаимодействие с местными традициями и обычаями, сочетание в нем детализированных индивидуальных решений с общими принципами.

В мусульманском праве получили закрепление такие естественные права человека, как: право на жизнь, право на свободу вероисповедания, право на собственность, право на создание семьи, право на свободу мысли, право на образование и др. Эти права подчеркивают мирскую направленность природы мусульманского права. Нормы и принципы мусульманского права, регулирующие мирские взаимоотношения людей, являются не только достоянием мусульман, но и вкладом в общемировую правовую культуру.

Большое внимание в мусульманском праве придается обеспечению индивидуальных прав, в частности, праву собственности, которая не может быть отчуждена без правового основания.

Мусульманское право предоставляет человеку достаточно широкую свободу действий, закрепляя принцип: «Дозволено все, если иное не предусмотрено Кораном или Сунной». Демонстрируя заботу об индивидуальном праве, однако, мусульманское право следит за тем, чтобы оно не использовалось в ущерб интересам других и общему благу.

В Коране четко прослеживается идея справедливости, которая должна быть положена в основу межличностных отношений и разрешения споров между индивидами.

«Воистину, велит Всевышний судить по справедливости, когда разбираете вы тяжбы» (4: 58).

«Когда выносите вы суждение, будьте справедливы, если даже дело касается родственника вашего» (6: 152).

«Воистину, велит Аллах творить справедливость» (16: 90).

«Уверовал я в Писание, Богом ниспосланное, и велено мне судить по справедливости между вами» (42: 15).

«Примирите их по справедливости и действуйте беспристрастно. Воистину, угодны Господу справедливые» (49: 9).

«Прежде отправили Мы посланников Наших со знамениями ясными и ниспослали с ними писания и весы, чтобы придерживались люди справедливости» (57: 25).

Принцип справедливости, в свою очередь, лежит в основе идеи равенства, которая настойчиво и в различной форме проводится в Коране и Сунне. Например, одно из преданий (хадисов) гласит: «Люди равны, как зубья у гребня». Известно, что исламу чужды формальные различия между людьми по социальным или этническим признакам, имущественному положению, что не признает он и сословных делений. Предпочтение отдается тем, кто более привержен вере: «О люди! Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами, сотворили вас народами и племенами, чтобы уважали вы друг друга, ибо самый уважаемый Богом среди вас – наиболее благочестивый» (49: 13).

Общие принципы права рассматриваются мусульманско-правовой доктриной в качестве исходных требований, ориентиров и критериев, которым должна отвечать любая правовая оценка. Они используются судом для поиска и точного выбора конкретного правового решения из множества предлагаемых доктриной выводов. В этих принципах, прежде всего, и прослеживается собственная юридическая природа мусульманского права.

Можно говорить о том, что эти общие принципы права, которые рассматриваются мусульманско-правовой доктриной в качестве исходных требований, носят естественно-правовой характер. Естественно-правовая природа этих принципов заключается в том, что они не только выражают правовое начало, но и официально рассматриваются в качестве обязательных требований, обращенных к законодателю.

Для мусульманского права не характерно, как для романо-германской правовой системы, четкое деление на публичное и частное. Однако здесь есть нормы, регулирующие отдельные публично-правовые (конституционный порядок, уголовное право, международные отношения, права человека) и частно-правовые отношения, хотя граница между публичным и частным правом, безусловно, не абсолютна, эти области права пересекаются и взаимодействуют. Например, некоторые вопросы частного права, касающиеся семейных отношений и права наследования, прямо связаны с вопросами конституционного устройства и другими сферами публичного права.

На сегодняшний день мусульманское право продолжает быть одной из крупных правовых систем современного мира и регулировать отношения между более чем 800 миллионами мусульманами. Многие государства мусульманского мира сохранили верность традициям ислама, и это прямо закреплено в их законах, а часто даже в конституциях. Например, конституции Алжира, Ирана, Мавритании, Марокко, Пакистана, Туниса провозгласили подчинение государства принципам ислама. Гражданские кодексы Египта (1948), Алжира (1975), Ирана (1951) предлагают судьям восполнять пробелы закона, следуя принципам мусульманского права.

Конституция Ирана и законы Индонезии предусматривают процедуру, обеспечивающую их соответствие принципам мусульманского права. Нельзя утверждать, что мусульманское право – это застывшая и не способная к изменению правовая система. Если общеправовые принципы, закрепленные в Коране и Сунне, остаются незыблемыми, то в современных условиях развития общественной жизни активно идет процесс развития законодательства и его кодификация.

Во многих мусульманских странах, где достигнут экономический и социальный прогресс, наметилась тенденция к перестройке права по западному образцу, особенно в области публичного права. Однако это не означает, что идет процесс отказа от традиционного мусульманского права. Многие мусульманские страны в своем сегодняшнем праве сумели объединить в соответствии с их традицией и культурой различные элементы как традиционные, так и воспринятые из западных стран.

Изучение и знание мусульманского права имеет для нынешней России не только научно-теоретическое, но и практическое значение. Ислам – это не нечто чуждое и постороннее для нашей страны, а неотъемлемая часть ее истории и культуры, важнейшая сторона образа жизни многих миллионов российских мусульман.

Незнание мусульманско-правовой культуры зачастую приводит к пренебрежительному отношению официальных властных структур к исламу и его последователям, которых называют «исламскими фундаменталистами», «исламскими экстремистами», «исламскими террористами», хотя ислам категорически осуждает и запрещает все формы террора и насилия. Такое отношение к ценностям исламской цивилизации приводит к обратной реакции со стороны мусульман, создает социальную напряженность и национальную рознь.

Умение профессионально и цивилизованно обращаться с мусульманским правом и использовать его достижения во благо человека и общества – важный фактор возрождения правовой культуры России. Признание достижений мусульманско-правовой культуры будет полезным не только для развития правовой системы нашей страны, но и для решения национальных, политических, социальных и культурных проблем. Знание основ мусульманского права – это фактор взаимопонимания, доверия и сотрудничества с мусульманскими странами.

Этот подход дает возможность понимать под национальной правовой системой исторически сложившуюся совокупность норм права отдельной страны, а также употребляемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, которые призваны обеспечить подобающее функционирование действующих норм права.

На основе данных критериев была выдвинута следующая классификация «правовых семей современного мира»: 1) семья общего права; 2) романо-эманская правовая семья; 3) религиозные системы (мусульманское право); 4) семья социалистических систем права.

Закон признается правовым настолько, насколько он соответствует, формирует и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не основывает право.

Законы могут оказывать воздействие на интуитивное право человека, на процессы развития его воли. Однако они не всегда преобладают в принимаемых индивидуумом решениях. Каждая личность может принимать во внимание прочие социальные нормы и действовать поперек установлениям официального права.

Требование законности, другими словами, неукоснительного исполнения действующих нормативно-правовых актов касается всех без исключения государственных органов, должностных лиц, иных субъектов конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписания законов, будут применены меры государственного принуждения.

Мусульманская система права

Главная > Реферат >Государство и право

Министерство внутренних дел России

ЛИПЕЦКИЙ ФИЛИАЛ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА

Кафедра Государственно-правовых дисциплин и Гражданского права

курсант 471 группы

1. Происхождение мусульманского права 5

2. Теоретические основы мусульманского права 8

3. Источники, структура и природа мусульманского права 16

3.5. Фирманы и кануны 21

3.6. Структура мусульманского права 21

3.7. Природа мусульманского права 22

4. Приспособление мусульманского права к современному обществу 25

5. Право мусульманских стран: право арабского Халифата 30

5.1. Право личного статуса 30

5.2. Правовое регулирование имущественных отношений 31

5.3. Обязательства 34

5.4. Семейные отношения 35

5.5. Наследственное право 37

5.6. Преступления и наказания 38

5.7. Судебный процесс 40

Список литературы 45

При написании данной курсовой работы мы будем опираться на следующие реалии и теоретические положения. Такое состояние, когда семья общего права имеет черты, присущие семье континентального права (писаное право), а последняя использует некоторые механизмы англо-саксонской правовой семьи (судебная практика), свидетельствует о глубоких взаимосвязях мирового правового развития, известном единстве правового регулирования в рамках, в частности, европейской цивилизации.

Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. Различают так называемые традиционные правовые системы (построенные на обычном праве) и религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право). К странам традиционного права относят Японию, государства Тропической Африки и некоторые другие. В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения.

Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран — священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера.

Сунна — мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представляющая собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма — третий источник мусульманского права — комментарии ислама, составленные его толкователями — докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, Поэтому Коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права — архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов — продуктов деятельности государства.

Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне не снижающегося значения традиционных и особенно религиозных норм, и даже в известной мере — их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств.

1. Происхождение мусульманской правовой системы.

Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права, нередко обозначаемого термином «фикх», начинается с пророка Мухаммеда, жившего в 570 (по некоторым источникам 571 г.)— 632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.

В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи — кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний.

К концу Х в. мусульманское право канонизировалось, и «ворота исканий» для его исследователей и реформаторов закрылись. Наступил «век традиций», период действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и других источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Они должны были руководствоваться принятым населением страны толком. К XIII в. мусульманское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. В результате наднациональное мусульманское право оказалось раздробленным и разведенным по разным национально-государственных «квартирам», получило территориальную «прописку». Подобно романо-германскому праву периода кодификации оно стало правом национальным. Дальнейшее развитие мусульманской правовой доктрины шло по пути последовательного устранения внутренних противоречий, несогласованностей, существовавших в рамках того или иного толка, а также создания общих положений, принципов, единых для всех мусульманских правовых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно повысили его регулятивный потенциал.

XIX в. знаменует принципиально новую ступень развития мусульманского права. Становление законодательства в качестве самостоятельного источника нормативного регулирования привело к постепенному вытеснению юридической доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему.

Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романс-германского, которое в настоящее время в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в частности в сфере «личного статуса» мусульман. В тех странах, где доминируют исламско-фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, ЙАР, Ливия, Судан), границы мусульманского права более широки, включают различные институты, подотрасли гражданского, уголовного, государственного права, других отраслей. Здесь наблюдается своеобразный ренессанс исламско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям, что закономерно влечет за собой расширение предмета регулирования мусульманского права.

2. Теоретические основы мусульманского права.

Писавшие о мусульманской правовой системе иногда настолько заостряли внимание на его религиозной доктрине, что полностью вырывали ее из человеческого контекста, в котором она становилась предметом веры, и обходили молчанием практику, которой она подкреплялась и освящалась. Центральные верования и благочестивые обязанности религии «покорности» Богу (ислам) заучить нетрудно — с такой же легкостью можно представить себе план какой-нибудь конторы, изучив ее чертеж, но и после того, как вы запомните наизусть его элементарные внешние черты, ислам как живая .реальность будет сокрыт от вашего взора до тех пор, пока вы не научитесь видеть, каким образом верования и практика становятся интегральными частями общественной и личной жизни в специфических культурных контекстах. Мусульмане — те, что «предали себя» Богу, — не перестают объяснять интересующимся иноверцам, что их религия является «цельным образом жизни», не делающим различий между религиозным и светским и не исключающим ни одного предмета из сферы-действия авторитета и предписаний ислама.

Ислам и христианство добились заметных успехов в распространении своих учений среди народов всевозможных культур и географических регионов. Среди религий азиатского происхождения самое широкое распространение получил буддизм. Ислам — это единственная авраамическая традиция (как и в иудаизме и христианстве, этот великий еврейский патриарх фигурирует в мифах ислама, который, как и обе вышеуказанные религии, провозглашает веру в единого Áîãà и завет (договор) с ним), которая оказала на Азию настолько мощное воздействие, что в некоторых ее областях завоевала доминирующее положение. Ислам сохранил более последовательную систему фундаментальных верований и практики, чем любая другая мировая религия, включая и иудаизм. Хотя в исламе и имеются сектантские группировки, они возникают главным образом в результате политических разногласий и не содержат в себе, за исключением незначительных деталей, отступлений в сфере культа и обрядовой практики.

Так как ислам является религией закона и не признает сколько-нибудь принципиального различия между религиозным и светским, все вещи рассматриваются им как подпадающие под Божественное законодательство. Не все жизненные проявления относятся к ритуалу, Но все они имеют назначенную им исламским законом ценность, разместившись на шкале с отметками «запрещенное», «безразличное», «обязательное». Священное право известно под названием Шариат, от арабского слова sharia, обозначающего «путь». Шариат не значит буквально «закон», скорее, он означает предначертанный Богом истинный путь для своих верных созданий, путь, включающий в себя собственно право. Понятие Шариат близко соответствует еврейской концепции Торы.

Мусульманская правовая система (мусульманское право)

Особенность этой системы определяется тем, что ее формирование и развитие основано не на нормативных актах, и не на судебной практике, а на господствующей религиозной идеологии — положениях ислама.

История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда, жившего в 570- 632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал через проповеди основные правила поведения верующим мусульманам. Далее эти правила конкретизировались и развивались в результате деятельности самого пророка. Позднее они нашли формальное закрепление в религиозных источниках ислама — Коране и Сунне. Дальнейшее развитие положения ислама нашли в работах «праведных» халифов и в деятельности представителей различных правовых школ, разъясняющих положения ислама.

Возникнув в Арабском халифате, мусульманское право вместе с исламской религией распространилось и на другие государства.

Особенности этой правовой системы, основанной на религиозных воззрениях, проявляются в ее источниках. Это, прежде всего, Коран и Сунна, а также иджма и кияс. Коран – священная книга ислама, основополагающий источник мусульманского права. Сунна – это сборник положений, вытекающих из жизни самого Мухаммеда. Иджма — положения древних правоведов, знатоков ислама, содержащие обязанности правоверных. Кияс содержит суждения по аналогии.

Система мусульманского права характеризуется делением на публичное и частное. Однако, как свидетельствует известный специалист мусульманского права Р.Л. Сюкияйнен, мусульманское право в большей своей части — частное право ( Сюкияйнен Р.Л. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. С.84). Это преимущественно нормы, регламентирующие семейные отношения: брак, развод, родство наследование, а также отдельные имущественные отношения. Конституционные, административные и финансовые отношения регламентируются нормами публичного права.

Системе мусульманского права присущи отдельные черты феодальных правовых систем – партикуляризм, неопределенность и противоречивость, архаизм. Отмена устаревших норм здесь не допускается, так как нормы мусульманского права являются религиозными.

В структуре мусульманского права есть конкретные нормы и нормы-принципы. Причем последние имеют преимущественное значение.

Особенности этой правовой системы проявляются и в специфике предписаний, и в содержании норм. Их источником является не законодатель и не суд, а правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Поэтому его нельзя изменить, отменить, поправить.

По своему содержанию нормы ислама являются в основном обязывающими, закрепляющими долг совершать те или иные поступки. При этом в нормах Корана преобладают общие положения нравственного характера.

Подчеркивая особенности мусульманского права, следует отметить, что в современных условиях на его развитие оказали влияние положения англосаксонской и романо-германской правовых систем. Это привело к тому, что в отдельных государствах (например, в Турции) положения ислама практически вытеснены из правовой системы, в других (Алжире, Сирии, Египте) сохранились лишь частично.

В целом же в современных условиях практически не сохранились особенности систем в чистом виде. В условиях глобализации происходит их сближение, обогащение. Это можно наблюдать на примере правовой системы Японии, США, иных государств.

Литература к теме

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. — М.: Междунар.отношения, 1996.

Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. – М.: Зерцало, 2001.

Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы мира. — Ташкент: Фан, 1988.

Сюкияйнген Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. — М.: Наука, 1986.

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. — М.: Норма, 1996.

Лукьянова Е.Г. Глобализация и правовая система России (основные направления развития). – М.: Норма, 2006.

роявился в содержании права. метрдв и ти пы регулирования = от грубой прямолинейной императиваности к дисполитивному рТема 13. Правовое регулирование и его механизм

1.Понятие правового регулирования. 2.Предмет правового регулирования. 3.Методы, способы и типы правового регулирования. 4. Виды и стадии правового регулирования. 5.Механизм правового регулирования.

§ 1. Общая характеристика мусульманского права и его источников

Согласно догмам ислама мусульманское право своим происхождением обя­зано Аллаху, который открыл это право и довел его до всего общества в целом и отдельно взятого человека через своего посланника и пророка Мухаммеда.

Незыблемая основа мусульманского права — Коран. Это главная священная книга мусульман, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юриди­ческие установления, молитвы, заклинания, всякого рода назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом в Мекке и Медине. Содержание Корана составляют высказывания Аллаха своему пророку и посланцу Мухаммеду.

Коран является первым и основным источником мусульманского права. Однако никто из мусульманских юристов не воспринимает его ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Отдельные положе­ния юридического характера, содержащиеся в Коране, далеко не достаточны для того, чтобы вести речь о кодификации. Более того, многие правовые инсти­туты, имеющие огромное значение для формирования и развития мусульман­ского права, в этой священной книге даже не упоминаются. Поэтому мусуль­манский судья, осуществляя правосудие, обращается непосредственно не к Ко­рану, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учены­ми-богословами и содержащим в себе такое толкование.

Коран является моральной и религиозно-философской основой мусуль­манского государства и права, исходным моментом в процессе их возникнове­ния и развития. Однако Коран не может рассматриваться исключительно как правовой памятник. Наряду с положениями чисто религиозного и философско- религиозного характера в Коране содержатся положения, рассматриваемые в сугубо юридическом плане [159] .

В отличие от Корана, содержащего высказывания Аллаха Мухаммеду, Сунна является сборником адатов, традиций, касающихся действий и высказы­ваний самого Мухаммеда, воспроизведенных и обработанных рядом известных в тот период (УП-1Х вв.) — становления и развития мусульманского права — бо­гословов и юристов. Содержание Сунны составляют признанные достоверными Хадисы, каждый из который представляет собой предание о поступках и изре­чениях Мухаммеда.

Сунна есть своеобразный итог толкования Корана, проводившегося са­мыми авторитетными в мусульманском мире в первые десятилетия после смер­ти Мухаммеда богословами и юристами. Сунна, так же как и Коран, не содер­жит в себе каких бы то ни было ярко выраженных нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон. В силу этого при рассмотрении конкретных дел судьи предпочитали обращаться к «книгам права», толковани­ям широко известных правоведов, нежели к Корану или Сунне. Аналогичная ситуация сохраняется в мусульманском мире и поныне.

Среди иных источников следует выделить иджму — согласованное заклю­чение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, по­лучившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны [160] . Иджма выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.

При выработке иджмы древние знатоки богословия и права неизменно исходили из двух непоколебимых постулатов-догм: а) единство и непогреши­мость мусульманского общества, которое «не примет ошибочного решения», и б) чистота и непоколебимость мусульманской веры, исходящей от Аллаха. Эти две догмы позволили признать религиозную и юридическую силу согласован­ных мнений и решений богословских и юридических авторитетов, непосредст­венно не вытекающих из Корана или Сунны.

Источником мусульманского права издревле признается также рассуждение в области права по аналогии под названием «кияс». Суть кияса заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или иджмой предпи­саний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаям.

В научной литературе применительно к мусульманскому праву вполне оправданно указывалось на ограниченный характер аналогии. При помощи су­ждения по аналогии, резонно замечал Р. Давид, чаще всего можно найти реше­ние, исходя из существующих норм права, лишь применительно к данному ча­стному случаю. Однако нельзя надеяться приспособить при помощи этого ме­тода всю систему мусульманского права к современности. Мусульманское пра­во «не хочет быть отражением действительности. Это скорее свет, который должен вести верующих к религиозному идеалу, так как часто они не видят нужного направления. Идея приспособления права к эволюции фактов совер­шенно чужда этой системе» [161] .

Согласно теории мусульманского права государство в лице суверена- монарха или же в более позднее время — парламента не может творить право, законодательствовать. Суверен в исламистском понимании является не госпо­дином, а слугой права. Мусульманское право создается самим Аллахом и его посланником и пророком Мухаммедом. Что же касается суверена, то он, следуя праву, издает лишь административные акты и следит за правильным осуществ­лением правосудия.

Сказанное относилось особенно к ранним этапам становления и развития мусульманского права. Сохранилось множество документальных материалов, свидетельствующих о полной обусловленности и подчиненности нормотворче- ской и судебной деятельности требованиям шариата, т.е. свода мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и не­изменным» плодом божественных установлений. Суверен, или властитель, в му­сульманском мире всегда обладал огромной властью. Издаваемые им акты всегда имели огромное для жизни страны значение. Но все его акты и действия никогда не должны были противоречить и нарушать традиции и требования ислама.

Суд тоже осуществлялся в рамках требований и на основе общепризнан­ных канонов ислама. Теоретически он вершился именем или от имени Аллаха. Практически же — специально избранным лицом (кади), которому властитель поручал выполнение судебных функций. Несмотря на то, что институт судей­ства считался весьма важным в обществе и играл в мусульманском мире ог­ромную роль, отношение среди населения к нему и к самой судейской должно­сти не всегда было однозначным [162] .

На ранних и на более поздних стадиях развития общества мусульманские судьи руководствовались преимущественно религиозными канонами, толкова­ниями ученых богословов, но отнюдь не иными источниками права, включая законы. Последние в современном им понимании как акты, изданные высшими органами государственной власти, долгое время вообще не признавались в му­сульманском праве. Однако теория и практика применения мусульманского права не отвергали всякого рода регламенты, соглашения и обычаи. Строго го­воря, они не входили и не входят в содержание мусульманского права, находят­ся как бы рядом, вне этого права. Но даже при таком положении дел все они, в первую очередь широко распространенный обычай, вовсе не осуждаются и не отвергаются правом.

Не все обычаи одинаково воспринимаются и освящаются мусульманским правом. Некоторые из них категорически отвергаются им. Однако те, которые согласуются с ним, фактически расширяют сферу его приложения и дополняют его. В числе такого рода обычаев можно назвать обычаи, касающиеся размеров и способов выплаты приданого; осуждающие наряду с мусульманским правом необоснованное обогащение или получение «финансовых преимуществ без взаимного вознаграждения»; регулирующие совместное использование различ­ными землевладельцами одних и тех же водных источников, и др. [163]

Наряду с признаваемыми обычаями важное практическое значение для функционирования мусульманского права и его фактического приспособления к изменяющейся действительности имеют соглашения. Также как и обычаи, они не являются источниками права, однако играют важную роль в его эволю­ции. Благодаря соглашениям зачастую вносились значительные изменения в существующие правовые нормы, которые согласно сложившимся представле­ниям о праве не всегда считались обязательными. В силу этого судебная прак­тика ряда мусульманских стран допускает и сейчас, например, при заключении браков или при решении других семейно-бытовых вопросов, некоторые отсту­пления от существующих правил (возможность расторжения брака по инициа­тиве жены, а не только мужа; расторжение брака в случае нарушения мужем единобрачия и пр.).

Огромная возможность использования соглашений и обычаев в мусуль­манском праве предопределяется прежде всего тем, что оно при всей своей ре­лигиозной строгости и ортодоксальности оставляет широкое поле для само­стоятельной деятельности субъектам правоотношений, для проявления ими инициативы. «Нет никакого преступления в заключении соглашений с учетом того, что предписывает закон», — говорится в одном из актов-обычаев, из кото­рых у ряда мусульманских народов формировалось обычное право.

Приспособление мусульманского права к изменяющимся условиям про­изводилось не только, с помощью актов суверена, обычаев и соглашений, но и с помощью так называемых юридических стратагем и фикций. Суть их заключа­ется в том, чтобы, используя сложившиеся в правоприменительной практике многих мусульманских стран традиции, учитывать прежде всего букву, а не дух закона, внешние обстоятельства рассматриваемых дел, а не побудительные мо­тивы, обходить всякого рода приемами и оговорками действующие нормы му­сульманского права. Например, запретительную норму на аренду земли обхо­дят, не нарушая законодательства, путем замены ее на разрешенный законом договор товарищества. Запрет Кораном ростовщичества, выдачи займа под процент обходится путем ограничительного толкования круга лиц, на который он распространяется. Утверждается, что данный запрет распространяется лишь на частных лиц, но не на банки и другие соответствующие им институты.

Всякого рода запретительные и ограничительные нормы в мусульман­ском праве обходятся также с помощью учета и использования того обстоя­тельства, что данное право, в основе которого лежат положения и догмы исла­ма, распространяется лишь на мусульман. Например, запрет на договор страхо­вания между мусульманами обходится путем заключения его между мусульма­нином и немусульманином.

Существование многочисленных путей и приемов обхода канонов му­сульманского права, использование для этого обычаев, соглашений и иных форм со всей очевидностью свидетельствует о том, что жизнь всегда была и ос­тается гораздо сложнее и разнообразнее, чем она представляется в этических, религиозных или юридических догмах. Не случайно поэтому то, что ни в одной стране мусульманского права данная правовая система никогда не существова­ла в чистом виде, а всегда дополнялась и изменялась с помощью обычаев, дого­воров, соглашений, административных решений и других актов, содержащих позитивные нормы.

Это интересно:

  • Закон о оружие ограниченного поражения Закон о оружие ограниченного поражения 09.08.2018 Александр Турушев - почетный защитник природы, или браконьер? 06.07.2018 Охота в июле: Сроки охоты в июле, на кого можно охотиться в июле 03.06.2018 Охота в июне: […]
  • Кировский мировой суд ростова-на-дону Кировский мировой суд ростова-на-дону Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону ПРИЕМ ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ Ежедневно, в соответствии с графиком работы суда осуществляет консультант суда Бондарева Анастасия Андреевна (приемная суда, […]
  • Уголовный кодекс украины 1990 Заключительные положения Раздел 1 - Уголовного Кодекса Украины Заключительные положения 1. Настоящий Кодекс вступает в силу с 1 сентября 2001 г. 2. Со вступлением в силу настоящего Кодекса утрачивают силу: Уголовный кодекс Украинской […]
  • Оформление вида на жительство в крыму Оформление и получение ВНЖ в Крыму Не так давно солнечный приморский полуостров являлся частью Украины, но после недавних событий в стране Крым отошел во владения России. В связи с этим, все жители, которые желают дальше проживать на его […]
  • Вызывал на отбывание наказания Инструкция для осужденных и их родственников по обжалованию удаленности отбывания наказания от места жительства до осуждения Правовую основу порядка и места отбывания назначенного по приговору суда уголовного наказания в виде лишения […]
  • Трудовой договор если генеральный директор и учредитель одно лицо Трудовой договор с генеральным директором, если он учредитель Трудовым законодательством не запрещается заключать трудовой договор с директором ООО, если он же является учредителем. В ст. 275 ТК РФ сказано, что трудовой договор с […]
  • Какое наказание за кражу человека Похищение человека: ответственность и наказание Каждый человек имеет право свободно передвигаться и самостоятельно выбирать место проживания. Ограничения могут быть наложены только по основаниям, предусмотренным законом. Важно! Одним из […]
  • Контрольный пакет акций купить Что такое контрольный пакет акций и зачем он нужен? Что означает контрольный пакет акций? Контрольный пакет акций - это определённое количество акций какого-то предприятия (акционерного общества), находящееся в распоряжении у акционера, […]