Насилие в семье 7 класс

Родительское собрание: «Насилие в семье: виды, формы, последствия»

Дети одинаковы, точнее, равны.
Они равны и одинаковы — перед добрым и худым.
Дети поначалу походят на промокашки:
впитывают в себя все, что грамотно или безобразно
написано родителями.
Альберт Лиханов

Задачи собрания:

  • Познакомить родителей с различными видами насилия в семье.
  • Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования насилия.
  • Подготовительная работа: анкетирование учащихся «Насилие и дети» (см. Приложение).

    Добрый день уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме «Насилие в семье: формы, виды, последствия».

    Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей могли убивать также и в ритуальных целях.

    Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей — ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей.

    Насилие — это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

    Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье — это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.

    Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

    Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:

    • со стороны мужа по отношению к жене;
    • со стороны жены по отношению к мужу;
    • со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
    • со стороны старших детей по отношению к младшим;
    • со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;
    • со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

    Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.

    Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.

    В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

    1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) — это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

    2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.

    3. Экономическое — это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

    4. Сексуальное — это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест? Инцест — сексуальные отношения между кровными родственниками.

    5. Физическое — это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

    Как проявляется то или иное насилие?

    1. Запугивание и угрозы — внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

    2. Изоляция — постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

    3. Физическое наказание — избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

    4. Эмоциональное (психическое) насилие — не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок — самый худший, а женщина — плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

    Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая — вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.

    Внешние причины насилия:

  • распространение в обществе алкоголизма, наркомании;
  • кризис морали;
  • кризис культуры;
  • влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.
  • Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

    Последствия семейного насилия для ребенка

    Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд. Невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?

    Они преподают ребенку урок насилия.

    Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, — что он любим.

    Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.

    В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

    Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.

    Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.

    Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

    Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

    Ребенок узнает:

    • что он не заслуживает уважения;
    • что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
    • что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
    • что насилие — это проявление любви;
    • что отрицание чувств — нормальное здоровое явление;
    • что от взрослых нет защиты.

    Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого «воспитания».

    Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.

    Список использованных источников:

  • Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации /авт.-сост. Я.К. Нелюбова. — Волгоград: Учитель, 2009.
  • Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе /авт.-сост. Л.И. Прикуль. — Волгоград: Учитель, 2009.
  • С любовью к детям: материалы к родительским собраниям: 5-8 классы /сост. Л.Е. Пахомова.- Волгоград: Учитель, 2008.
  • Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
  • Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. — М.: ВАКО, 2005.
  • Родительское собрание на тему «Профилактика насилия. Проблема семьи, школы, общества»

    Цели:

  • Актуализация проблемы необходимости профилактики насилия, как условие реализации важнейшей базовой потребности личности в безопасности.
  • Предоставить родителям практическую возможность моделирования проблемных ситуаций и алгоритмы процедур выхода из них.
  • Задачи:

  • Дать родителям информацию о многогранном проявлении насилия.
  • Познакомить с постулатами «отравляющей педагогики» как феномена, порождающего насилие.
  • Решение практических ситуационных задач (ролевое и аналитическое).
  • Раздаточный материал:

  • Памятки родителям № 1 и №2
  • Постулаты отравляющей педагогики
  • Ход собрания

    1. Родители рассаживаются полукругом, приветствуют друг друга и учителя.

    2. Притча о воде.

    В одной восточной стране случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка издал приказ «Об экономии воды». Приказ ограничивал полив личных участков двумя днями в неделю и грозил суровым наказанием за ослушание.

    В тот же день с наступлением сумерек напуганные граждане вышли поливать свои участки. Наутро воды стало совсем мало.

    Владыка сильно разгневался и приказал тайной полиции организовать служку за нарушителями приказа, арестовать и казнить их.

    Ночью горожане вышли не поливку, выставив дозоры. Ситуация с водой вышла из-под контроля.

    В другой восточной стране так же случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка приказал горожанам собраться на площади. Им сообщили об истощении запасов воды и предложили вместе искать пути выхода из сложившегося положения. После многочасовых споров, криков и лёгкой потасовки горожане пришли к соглашению о необходимости экономии воды, для чего постановили ограничить полив участков двумя днями в неделю.

    Общее решение, давшееся с таким трудом, принесло желанные плоды: люди ограничили полив так, как договорились. А через некоторое время кризис с водой миновал.

    Вопрос: в чём смысл этой притчи? Обсуждение с родителями.

    3. Постановка цели собрания.

    Стремление человека к безопасности- одна из важнейших базовых потребностей. Если она не будет удовлетворена в семье, в школе, в обществе ребёнок не сможет полноценно развиваться и учиться. В связи с этим, школа и семья должны быть сосредоточены не столько на материальном аспекте учебно-воспитательного процесса, сколько на создании безопасных условий развития и обучения детей. При этом необходимо учитывать, что человек- это не только физическое тело, но и духовное. И именно духовное пространство личности в первую очередь и подвергается насилию.

    В 1961 г. американский врач С.Г.Кампле организовал междисциплинарную конференцию по проблеме жестокого обращения с детьми, после которой появилось понятие «синдром избитого ребёнка».В настоящее время это понятие значительно расширено и известно во всём мире как жестокое и невнимательное обращение с детьми. Общепринятое определение этого синдрома было дано Д.Джилом. Из него следует, что под «жестоким и пренебрежительным отношением к детям» подразумевается «любой акт действия или упущения со стороны индивидов или общества в целом и любые состояния в результате таких действий или не действий ,которые лишают детей их равных прав и свобод или влияют на их оптимальное развитие» (Лебедев, Майоров, Золотухина. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ.Доклад)

    В этом определении говорится об ответственности за действия, наносящие вред ребёнку, не только со стороны родителей, воспитателей, но и любого другого индивида и учреждения ( школ, детских, интернатных и других воспитательных учреждений. Кроме того,расширенно понимается смысл «нанесённого ребёнку ущерба»- не только физические наказания или избиения, но и эмоциональная депривация, ущемление в правах.

    4 .Мозговой штурм.

  • Напомнить родителям правила проведения мозгового штурма.
  • Предложить им вспомнить из личного опыта те ситуации, действия в которых они расценивают как насилие. Учитель фиксирует высказывания.
  • Подводя итоги мозгового штурма ещё раз подчеркнуть многогранность феномена насилия и то обстоятельство, что мы зачастую являемся не только жертвой, но и источником насилия.
  • 5. Мини-лекция «Постулаты отравляющей педагогики»

    Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала тезисы так называемой «отравляющей педагогики» — комплекса воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности.

    Родители и учителя должны знать их и отслеживать в себе этот момент,когда воспитание переходит в «убийство души» ребёнка.

    Памятка для родителей №1(раздать каждому )

    • учителя и родители-хозяева зависимого от них ребёнка.
    • только они определяют, что хорошо и что плохо.
    • ребёнок несёт ответственность за их гнев. Если они сердятся- виноват ребёнок.
    • учителя и родители всегда должны быть защищены.
    • детское самоутверждение создаёт угрозу автократичному учителю или родителю.
    • ребёнок должен быть сломлен, чем раньше — тем лучше.

    Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, двуличность, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, обессмысливание и обесценивание взрослыми того, что делает ребёнок («У тебя руки не из того места растут, лучше ничего не трогай! Всё равно ничего хорошего у тебя не получится!» ).

    Основываясь на этих «правилах» «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:

    • любовь-обязанность;
    • учителя-родители заслуживают уважения по определению, просто потому что они — родители-учителя;
    • высокая самооценка вредна, а низкая делает людей альтруистами;
    • нежность вредна;
    • удовлетворять детские желания неправильно, суровость- хорошая подготовка к жизни;
    • притворяться благодарным лучше, чем откровенная неблагодарность;
    • то как вы себя ведёте- важнее того, что вы на самом деле представляете;
    • учителя-родители не переживут, если их обидеть, они не могут быть виноваты, они всегда правы;

    Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью. Родители искренне убеждены, что делают всё для блага ребёнка, при этом калеча его.

    А. Миллер среди родительских мотивов выделяет следующие:

    • бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подверглись когда-то сами;
    • потребность в манипулировании;
    • самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство;
    • страх проявлений, которые у них самих были когда-то подавлены;

    Однако, всё это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам.

    Учитель должен сделать акцент на том, что педагогические проблемы объединяют родителей и учителей, они не противопоставлены друг другу. Необходимо оказывать активную невербальную поддержку аудитории при обсуждении всех проблем, не занимая оценочной позиции.

    6. Упражнение на понимание.

    Одному из участников дать рисунок из геометрических фигур. Попросить его сесть спиной к аудитории и передать содержание рисунка всем присутствующим, которые должны на своих местах сделать рисунок по озвученному описанию. При этом присутствующие не имеют права задавать вопросы и разговаривать. Предложите участникам сравнить свои рисунки с эталоном ( как правило, получившиеся рисунки очень отличаются от эталона).Обсудить смысл этого упражнения.

    После этого человек, сидевший спиной к аудитории, поворачивается лицом и получает новый рисунок. Теперь он имеет возможность отвечать на вопросы.

    Предложить участникам сравнить рисунки с эталоном. Задать вопросы:

    — когда было легче выполнять задание?

    — в чём психологический смысл упражнения?

    Подводя итоги, подчеркнуть ,что очень часто отсутствие взаимопонимания является следствием иллюзии, что , когда мы что-то говорим, нас слышат и понимают именно так, как мы этого желаем. А не лучше ли задать вопросы и убедиться, что Вас услышали и поняли правильно?

    7. Работа в группах.

    Разделить участников на группы по 5-6 человек, предложить им ситуационные задачи:

    1. Ваш ребёнок опять получил плохую оценку.
    2. Вы многократно повторяете ребёнку: «Делай уроки!» Ребёнок не реагирует.
    3. Ваш ребёнок ничего не рассказывает, и лишь от посторонних лбдей вы узнаёте, что он плохо ведёт себя в школе.
    4. Ваш ребёнок много играет в компьютерные игры, что плохо отражается на учёбе.

    Раздать родителям памятки №2 «Как правильно задавать вопросы в проблемной ситуации».

    Задавая ребёнку вопрос «Почему:?», Вы вынуждаете его придумывать оправдания. Для того, чтобы ребёнок оценил все плюсы и минусы своего поведения и выбрал более конструктивную линию поведения, вопросы следует формулировать следующим образом:

    1. Что ты сделал?
    2. Что из того, что ты сделал, ты сделал не по правилам?
    3. Как ты должен был поступить, чего от тебя ожидали?
    4. Как ты поступишь в следующий раз?

    Попросить выстроить конструктивный диалог с помощью памятки. Время работы 7-10 минут. По завершении работы поблагодарите родителей за мудрость и терпение.

    8. Притча «Когда я был молод».

    Когда я был молод, и моё воображение не знало границ, я мечтал изменить мир. Когда я повзрослел и стал мудрее, я понял, что мир изменить не смогу. И тогда я умерил свои желания и сосредоточился на своей стране. Но и в своей стране я ничего не смог изменить. На закате дней я из последних сил попытался изменить хоть что-нибудь в моей семье, изменить самых близких мне людей , но, увы, и они меня обманули. И вот, лёжа на смертном одре, я наконец-то понял (в первый раз в своей жизни), что если бы я изменился сам, тогда ,возможно следуя моему примеру изменилась бы моя семья, и с её поддержкой и одобрением я мог бы изменить к лучшему мою страну, и кто знает, может быть и весь мир.

    — Что нового Вы узнали?

    — Что Вы обязательно будете использовать в своей родительской практике?

    — Что Вы хотели посоветовать школе, учителям и друг другу?

    Методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему:
    Домашнее насилие, профилактика жестокого обращения с детьми в семье

    Материалы для родительского собрания в школе на тему домашнего насилия и правовых последствиях жестокого обращения с детьми

    Предварительный просмотр:

    Ведущие: социальный педагог, классный руководитель.

    Категория участников: родители

    Цель: повышение правовой компетентности родителей (замещающих родителей) в отношении соблюдения прав своих детей.

    Ход родительского собрания:

    Домашнее насилие — это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушение чувства страха со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело значимые отношения.

    Внутри семейного насилия как обобщенной категории существует более специфические категории, определяемые природой отношений между обидчиком и жертвой, а также условиями их жизни:

    · жестокое обращение с детьми;

    · насилие, направленное против супруги(а), партнерши(а);

    · насилие в отношении пожилых людей.

    Основное отличие домашнего насилия от других видов насилия заключается в том, что оно происходит между людьми, состоящими в близких или родственных отношениях, которые рассматриваются как безопасные и даже считаются защитой и поддержкой.

    Физическое насилие — это реальное или потенциальное применение физического вреда, под которым понимается нарушение анатомо-физической целостности человека. По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на человека посредством применения физической силы, холодного или огнестрельного оружия либо иных предметов.

    Сексуальное насилие — насильственное использование партнера или ребенка для получения сексуального удовольствия.

    Психическое насилие — угроза применения насилия: устрашение, запугивание жертвы, причинение душевной или психологической травмы, ограничение свободы волеизъявления, изоляция от членов семьи, от друзей, унижение достоинства, пренебрежение.

    Экономическое насилие — единоличный контроль за расходованием денег, принуждение к работе или запрещение работать.

    Физическое, сексуальное насилие чаще совершают мужчины, однако психологическое насилие, пренебрежение и жестокое обращение в семье чаще принадлежит женщине или поддерживается ею.

    Как правило, насилие в семье имеет следующие особенности:

    · Если уже имело место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его повторения и степень жестокости.

    · Насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком.

    · При попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.

    · Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, невзирая на классовые, расовые, культурные, религиозные, социально-экономические аспекты.

    Домашнее насилие является сегодня одной из важнейших причин, которые способствуют социальному и психологическому нездоровью семьи, лишают ее стабильности и безопасности.

    Существование в обществе проблемы домашнего насилия имеет серьезные последствия. Семьи, в которых отношения строятся на насилии, входят в группу риска, так как выросшие в такой атмосфере дети становятся жертвами насилия либо сами подвергают насилию своих близких. Если проанализировать историю жизни мужчины — насильника, то зачастую выясняется, что он принес в семью модель поведения своих родителей. Женщины нередко рассказывают, что мальчики проявляют агрессивность по отношению к своим младшим сестрам, копируя отношение отца к матери.

    Рассматривая семью как один из основных источников сохранения культурных и духовных ценностей, необходимо осознавать, что традиции насилия могут передаваться следующим поколениям как часть негативного опыта. Рост насилия в обществе и его криминализация напрямую связаны с взаимоотношениями в семье.

    Выделение насилия в семье в самостоятельную и значимую проблему — только первый шаг, направленный на ее разрешение. Но на этом пути возникает ряд препятствий: недостаток информации о степени распространения и причинах применения силы в семье, слабость законодательной базы. Для разрешения этой сложной ситуации необходимы совместные усилия государственных и общественных организаций, работников органов внутренних дел, социальных педагогов, социальных работников.

    Насилие над детьми — сложная проблема, которая часто укореняется в предыдущих поколениях. Она охватывает проблемы самоуважения, близости, отчуждения, реальности в ожиданиях, в успехе, напряженности и другие проблемы.

    Бесспорно, дети самая незащищенная, уязвимая социальная группа. По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 000 кончают жизнь самоубийством. 1

    Под статьи Уголовного кодекса попадают действия с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья — убийства, телесные повреждения, истязания. До сих пор не разработан федеральный закон о предотвращении насилия в семье. Официальные данные о детях, переживших насилие в семье, нигде не приводятся.

    Есть несколько факторов, которые способствуют жестокому обращению с детьми и отсутствию родительской заботы о ребенке.

    1. В семье, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок — мишень, на которого сыплются все шишки. Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и так далее, и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, который раздражает его мучителя, иметь физические и умственные недостатки.

    2. Критическая ситуация или истечение обстоятельств часто вызывают вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести: потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть, нежелательную беременность или другое событие принципиально важное для взрослого.

    3. Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Ожидание, что двухмесячный ребенок отреагирует на наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим мочевым пузырем или стулом, наивно, так как ребенок не может контролировать эти процессы ни физиологически, ни психически. Не зная этого, родители могут наказать ребенка.

    4. Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения другому. Строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции.

    Таким образом, дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, имеют особые черты: физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии, тяжелый характер, поведенческие трудности. Дети-инвалиды и отстающие в развитии дети, так же, как и дети с трудным поведением, составляют группу высокого риска подвергнуться жестокому обращению. Все это создает дополнительное напряжение в семье, укрепляет чувство собственной несостоятельности как родителя и вызывает реакцию со стороны родителей, выражающуюся в насилии над ребенком и пренебрежении по отношению к нему.

    Причины, провоцирующие насилие над детьми в семье, пытаются объяснить многие существующие в настоящее время теории.

    Социологический подход ссылается на влияние социокультурных факторов (стереотип семейных отношений, усвоенный в детстве), на жилищные и материальные условия, порождающие хронический психологический стресс и посттравматическое расстройство.

    С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение ребенком — следствие патологических изменений в психике родителей, деградации, алкоголизации.

    Социально-психологический подход объясняет проявление насилия личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством.

    Психологическая теория основывается на том, что ребенок сам «участвует» в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных детско-родительских отношений.

    Следовательно, насилие можно трактовать как многомерный фактор, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов: личностными особенностями родителя и ребенка, внутрисемейными процессами, стрессами, вызываемыми социально-экономическими условиями, обстоятельствами общественного характера.

    Накоплен достаточный материал для того, чтобы сделать некоторые общие выводы относительно родителей, плохо обращающихся с детьми.

    Взрослые — жертвы насилия, пережитого в детстве, стремятся к одиночеству, они часто подозрительны, испытывают трудности в общении с другими. Многие из них имеют низкую самооценку, считают себя недостойными, неадекватными, нелюбимыми. Редко испытывавшие глубокие привязанности в детстве, они часто ищут любовь и понимание у тех, кто не может оправдать их ожиданий, вступая в супружеские или партнерские отношения с людьми, имеющими сходный опыт семейного насилия. Становясь родителями, они требуют от своих детей как отражение своей собственной компетентности и самоценности. Все это служит причиной для возникновения у них нереалистичных ожиданий в отношении поведения, успехов и развития своих собственных детей.

    Предполагается, что 90% родителей, жестоко обращающихся с детьми, имеют шансы на излечение. Оставшиеся 10% родителей, имеющих серьезные эмоциональные расстройства, рассматриваются как группа, недоступная для лечения с точки зрения общих терапевтических подходов

    Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей :

    • противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
    • обвинение в травмах самого ребенка;
    • позднее обращение или необращение за медицинской помощью;
    • отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
    • неспровоцированная агрессия по отношению к педагогу, персоналу;
    • больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

    Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

    1. Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.
    2. Поговорите с родителями.
    3. Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.
    4. Обратитесь в органы опеки и попечительства.
    5. Обратитесь в полицию или прокуратуру.
    6. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

    Об уголовной ответственности родителей за жестокое обращение с детьми

    Действующее российское законодательство предусматривает различные виды ответственности родителей за неисполнение своих обязанностей по воспитанию детей: уголовную ( ст. 156 Уголовного Кодекса РФ), гражданско-правовую ( ч. 2 ст. 91 Жилищного Кодекса РФ), административно-правовую ( ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), семейно-правовую ( ст. 69 , 73 Семейного Кодекса РФ).

    Исходя из сложившейся практики применения ст. 156 Уголовного Кодекса РФ жестоким обращением с несовершеннолетним следует признавать:

    а) само по себе невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, совершенное как путем действия, так и путем бездействия, которое по своему характеру и причиняемым последствиям носит жестокий характер: лишение питания, обуви и одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизиологическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна и отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм (влекущее за собой, например, педикулез, чесотку и пр.), невыполнение рекомендаций и предписаний врача по профилактике заболеваний и лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания ребенку необходимой медицинской помощи и др.;

    б) активные действия, грубо попирающие основные обязанности субъекта воспитательной деятельности, состоящие в применении к ребенку недопустимых (в правовом и нравственном смысле) методов воспитания и обращения и включающие все виды психического, физического и сексуального насилия над детьми.

    Преступление, предусмотренное ст. 156 УК РФ выражается в действии или бездействии, т.е. в ненадлежащем исполнении или неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, возложенных на лицо законом, подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными правовыми актами, а в организациях – и правилами внутреннего распорядка, соединенном с жестоким обращением. Ответственность за бездействие возможна при условии, если виновный должен был и мог выполнить возложенные на него обязанности.

    Для оконченного состава преступления наступления каких-либо последствий не требуется.

    Если имел место один случай причинения вреда здоровью, оскорбления и т.д., то может наступить уголовная ответственность только за иное, конкретно совершенное преступление – например, систематические побои либо длительное лишение питья, пищи и сна, сечение, удушение, вырывание волос, связывание конечностей и т.д. – п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ; оставление в опасности: умышленное оставление тяжело больного или находящегося в опасном состоянии ребенка без помощи, отказ от оказания ему медицинской помощи – ст. 125 УК РФ; причинение вреда здоровью – ст. ст. 111 , 112 , 115 УК РФ; сексуальные посягательства – ст. ст. 131 – 135 и др. УК РФ), необходима квалификация по совокупности преступлений.

    В то же время не образует совокупности преступлений убийство, совершенное с особой жестокостью, например путем оставления ребенка без воды и пищи, поскольку в таких случаях жестокое обращение охватывается п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

    Преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что нарушает обязанность по воспитанию несовершеннолетнего, что обращается с ним жестоко; он желает совершать такие действия и целенаправленно не выполняет свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

    К уголовной ответственности могут быть привлечены: 1) родители, усыновители, приемные родители, опекуны и попечители; 2) лица, обязанные воспитывать несовершеннолетнего в процессе осуществления надзора за последними в силу профессиональных обязанностей.

    Законодателем, за совершение преступления квалифицированного по ст. 156 УК РФ предусмотрено пять альтернативных видов наказания: штраф в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательные работы на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

    Ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей, не сопряженное с жестоким обращением с ними, предусмотрена ст. 5.35 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей либо предупреждение.

    Презентация к уроку по теме:
    Родительское собрание на тему «Насилие в семье: мифы и реальность» (5-11 классы)

    Тема насилия детей и подростков является очень актуальной в современном мире. Материал содержит информацию о видах насилия, поможет в работе педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям.

    Предварительный просмотр:

    НАСИЛИЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

    За последнее десятилетие термин “жестокое обращение с детьми” вошел в нашу жизнь, стал широко использоваться в научной и публицистической литературе, нормативных документах. Завучи по воспитательной работе, социальные педагоги, классные руководители, психологи чаще других сталкиваются с этой проблемой. Именно поэтому мы собрались сегодня с вами, для того, чтобы обсудить данную тему.

    Оказание помощи детям и предупреждение жестокого обращения с ними должно проводиться в семейном контексте и, прежде всего, в форме бесед и коррекционных занятий с родителями для преодоления трудностей семейного воспитания, изменения установок по отношению к ребенку, чтобы они не чувствовали своего бессилия и одиночества.

    Нет сомнения в том, что большинство родителей любит своих детей и желает им добра. Заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удовольствиями и удобствами ради того, что может быть полезно ребенку или доставляет ему радость.

    Легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если кто-то чужой – сосед, няня или учитель – попытается ударить их ребенка или как-то обидеть его.

    При этом многие родители сами способны поднять руку на своих детей. Здесь уместно заметить, что словесные оскорбления, грубые слова, постоянные придирки, насмешки способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

    Почему возникает такая двойственность?

    Возможно, считается, что в этом случае цель оправдывает средство (“потом еще мне спасибо скажет”).

    Возможно, что мы исходим из своего жизненного опыта (“меня в детстве тоже ремнем “учили”, иначе неизвестно еще, что бы выросло”).

    Возможно, в глубине души мы убеждены, что ребенок – наша собственность, и мы вправе делать с ним все, что захотим.

    А может, иногда кажется, что просто нет другой возможности повлиять на ребенка, кажется, что физическое воздействие вернет власть и авторитет.

    Возможно, телесные наказания служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребенка они ничему не научат, а только оскорбляют и раздражают его, после побоев никто из членов семьи не знает, что ему делать – и все замыкаются в одиночестве.

    А вероятнее всего , взрослые прибегают к оскорблениям, крикам, ударам вследствие неумения найти выход из сложившейся ситуации, вследствие бессилия или растерянности, которых сами не осознают.

    Слайд 2 . «Насилие над детьми» — жестокое обращение с детьми. Может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального насилия или отсутствия заботы. Согласно ВОЗ, насилие над детьми является глобальной проблемой с серьёзными пожизненными последствиями.

    Действующее российское законодательство не дает четкого определения термина “жестокое обращение с детьми”. Исходя из анализа норм многочисленных законодательных актов, можно дать следующее определение: “Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

    Слайд 3. По данным ВОЗ, примерно 20 % женщин и 5-10 % мужчин сообщают о том, что в детстве подвергались сексуальному насилию; 25-50 % всех детей сообщают о том, что подвергались физическому насилию.

    В России, по состоянию на 2012 год, МВД ежегодно фиксирует более 600 тыс. правонарушений в отношении несовершеннолетних, из них 400 тыс. составляют правонарушения, совершенные родителями в отношении собственных детей.

    Согласно Росстату, в 2010 году в России от преступных посягательств пострадали 100 тыс. несовершеннолетних, из которых погибли 1,7 тыс., получили тяжкий вред здоровью — 2,4 тыс. В последние годы в России наблюдается снижение числа детей, пострадавших от преступлений.

    Из постановления Правительства Тверской области от 16 октября 2012 г. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛ. НА 2012 — 2017 ГОДЫ»

    «По состоянию на 01.01.2012 на учете в органах социальной защиты населения Тверской области состояли 4403 семьи, находящиеся в социально опасном положении, в которых проживает 7781 ребенок. Дети, растущие в асоциальных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении.

    Жестокое обращение с детьми в регионе остается наиболее опасной и тревожащей население проблемой: в 2011 году в отношении детей совершено 153 преступления насильственного характера (2010 год — 164), 10 из них связаны с жестокостью со стороны их родителей. Растет число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних (2011 год — 116, 2010 год — 83). Ежегодно около 1000 родителей в регионе лишаются родительских прав, причиной, чаще всего, является неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей, в ряде случаев — жестокое обращение с детьми. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений в отношении детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер». Андрей Владимирович Шевелев.

    Слайд 4 . Классификация видов жестокого обращения с детьми.

    Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами: физическое, психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жесткость), сексуальное (развращение).

    Слайд 5. Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физических наказаний — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

    Индикаторы физического насилия:

    — резко выраженная боязливость ребенка;

    — неадекватное поведение ребенка в новых ситуациях и с новыми людьми;

    — ярко выраженный страх взрослых людей;

    — признаки физической и психической запущенности, не имеющие адекватного объяснения;

    — наличие различных травм у детей;

    — необъяснимые отклонения в физическом состоянии, связанные с травмами, полученными в прошлом;

    — отсутствие желания поиска защиты у родителей в устрашающей для ребенка ситуации.

    Психологические последствия физического насилия

    При оценке последствий физического насилия для состояния здоровья детей,
    необходимо учитывать не только физический вред (синяки, ушибы, травмы различной степени, проявление энуреза, регресс в развитии, отказ от учебы, боязливость, возрастающее несоответствие ребенка ожиданиям родителей, низкий уровень его самооценки), но и психологические последствия. Это, прежде всего, симптомы, обусловленные стрессом (напряжение, головная боль, психосоматические нарушения). В ответ на физическую боль у ребенка возникает гнев, желание ответить тем же. Последующие проявления жестокости по отношению к другим воспринимаются окружающими как неконтролируемые агрессивные импульсы, что приводит ребенка к изоляции сверстниками и взрослыми.

    Слайд 6 . Психическое (эмоциональное) насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому насилию относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

    Индикаторы психического насилия. Диагностика особенностей поведения детей, которые живут в ситуации психологического насилия, выявили следующие характерологические особенности:

    • длительно сохраняющееся подавленное состояние,

    • заискивающее, сверхугодливое поведение,

    • склонность к уединению,

    • отсутствие навыков и умений для налаживания взаимоотношений с другими людьми разного возраста,

    • высокий уровень тревожности,

    • нарушения аппетита (стремление в неограниченных количествах потреблять сладкое, либо полное отсутствие желания есть),

    • низкая самооценка, плохая успеваемость.

    Для детей, испытывающих постоянно вербальную агрессию со стороны родителей, характерным является проявление высокого уровня физической агрессии, что мешает их нормальной социальной адаптации, вызывая, очень часто (начиная с детского сада), их отвержение или изоляцию. Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения, включая склонность к уединению, различные проявления агрессии, направленной как на других, так и на себя. Кроме того, у детей, живущих в условиях психического насилия, могут также развиваться психосоматические и нервные расстройства, которые характерны и для других видов насилия.

    Слайд 7 . Пренебрежение основными потребностями ребенка (моральная жесткость) – постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.

    Индикаторы пренебрежения основными интересами и нуждами ребенка.

    В соответствии с системой диагностических признаков пренебрежения основными нуждами ребенка их выделили в несколько групп в соответствии с разным возрастом детей, которым пришлось пережить пренебрежение.

    1. Для детей первого года жизни пренебрежение приводит к задержке физического развития, повторным инфекционным заболеваниям и частым госпитализациям, нарушениям психосоциального развития и т.д.

    2. Для дошкольников характерен маленький рост, низкий вес, задержка речевого развития, уровня внимания, эмоциональная незрелость, гиперактивность, агрессивность, импульсивность, неразборчивость в формировании дружеских отношений, социальная безответственность.

    3. Для школьников ситуации пренебрежения проявляются в плохом здоровье, маленьком росте, малом весе, плохой успеваемости в школе, в трудностях в обучении, в незрелости, гиперактивности, агрессивности, склонности к уединению, плохим взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми людьми, деструктивном поведении, энурезе и т.д.

    4. Подростки, которые находятся в ситуации пренебрежения со стороны родителей или других значимых взрослых имеют маленький рост, малый вес или ожирение, плохое здоровье, задержку полового развития, пропускают школьные занятия, употребляют алкоголь, токсические средства, курят, воруют, лгут, деструктивны по отношению к себе, другим людям.

    Поскольку пренебрежение не оценивается в обществе как вид насилия, то практически невозможно надеяться, что дети будут обращаться за помощью. Поэтому очень важно зафиксировать особенности внешнего вида и поведения ребенка, по отношению к которому проявляется со стороны родителей или лиц опекающих ребенка, пренебрежение. Именно эти особенности выступают диагностическими признаками, позволяющими установить факты пренебрежительного отношения к ребенку.

    Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка как распространенная форма насилия может проявляться:

    • в недостаточном удовлетворении потребностей в еде, физической и психологической безопасности, любви, познании;
    • в отсутствии должного обеспечения опекой и надзором;
    • в недостаточном обеспечении ребенка необходимой медицинской помощью, когда он болен;
    • в причинении умышленного вреда ребенку;
    • воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами;
    • воздействие нездоровых, деморализующих обстоятельств (алкоголизм родителей, употребление наркотиков) и т.д.

    Недостаток заботы о детях может быть также следствием бедности, психологического стресса, педагогического невежества, социальных потрясений и стихийных бедствий. Для матерей, пренебрегающих своими детьми, характерны социальная незрелость, инфантилизм, импульсивность, низкая самооценка, отсутствие навыков ухода за ребенком и т.д. Таким образом, пренебрежение основными нуждами ребенка является феноменом, в развитии которого доминирующее значение имеют семейные обстоятельства.

    Слайд 8 . Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

    Поведенческие индикаторы пережитого насилия:

    • заторможенность, пассивность к болезненным процедурам;
    • послушание, принятие всего;
    • повышенная чувствительность к критике;
    • агрессивность, враждебность;
    • лживость; склонность к воровству;
    • выклянчивание или воровство пищи;
    • много времени проводят вне дома;
    • задержка роста.

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    КРУГЛЫЙ СТОЛ «НАСИЛИЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ» МОУ «Средняя школа №1» Тверская область, г. Кимры Педагог-психолог КОМИССАРОВА ЛАРИСА ВИТОРОВНА

    «Насилие над детьми» — жестокое обращение с детьми. Может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального насилия или отсутствия заботы. Согласно ВОЗ, насилие над детьми является глобальной проблемой с серьезными пожизненными последствиями. “ Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”. НАСИЛИЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

    По данным ВОЗ, примерно 20 % женщин и 5-10 % мужчин сообщают о том, что в детстве подвергались сексуальному насилию; 25-50 % всех детей сообщают о том, что подвергались физическому насилию. В России, по состоянию на 2012 год, МВД ежегодно фиксирует более 600 тыс. правонарушений в отношении несовершеннолетних, из них 400 тыс. составляют правонарушения, совершенные родителями в отношении собственных детей. Согласно Росстату, в 2010 году в России от преступных посягательств пострадали 100 тыс. несовершеннолетних, из которых погибли 1,7 тыс., получили тяжкий вред здоровью — 2,4 тыс. В последние годы в России наблюдается снижение числа детей, пострадавших от преступлений. «По состоянию на 01.01.2012 на учете в органах социальной защиты населения Тверской области состоят 4403 семьи, находящиеся в социально опасном положении, в которых проживает 7781 ребенок. Дети, растущие в асоциальных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Жестокое обращение с детьми в регионе остается наиболее опасной и тревожащей население проблемой: в 2011 году в отношении детей совершено 153 преступления насильственного характера (2010 год — 164), 10 из них связаны с жестокостью со стороны их родителей. Растет число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних (2011 год — 116, 2010 год — 83). Ежегодно около 1000 родителей в регионе лишаются родительских прав, причиной, чаще всего, является неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей, в ряде случаев — жестокое обращение с детьми. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений в отношении детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер ». НАСИЛИЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

    физическое психическое ( эмоциональное) насилие пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жесткость) сексуальное (развращение) Виды жестокого обращения с детьми

    Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физических наказаний — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. Виды жестокого обращения с детьми

    Психическое (эмоциональное) насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому насилию относятся также постоянная ложь, обман ребенка ( в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Виды жестокого обращения с детьми

    Пренебрежение основными потребностями ребенка (моральная жесткость) – постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы. Виды жестокого обращения с детьми

    Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия . Виды жестокого обращения с детьми

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья» Но как писал Макаренко «семьи бывают хорошие и семье бывают плохие. Поручиться .

    Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания дет.

    Данную презентацию рекомендуется использовать на родительском собрании в основной школе. Цель: анализ взаимоотношений родителей и подростков, поиск способов взаимн.

    Задачи собрания:1. Показать всему родительскому коллективу значение интереса в формировании интеллекта ребенка.2.

    Конспект родительского собрания в 9 классе.

    Цель: повысить ответственность родителей за становление личности ребенка, его поступки и поведение.

    Это интересно:

    • Ст 37 трудовой кодекс рб Рассылка новостей журнала «Отдел кадров» Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. […]
    • Замена прав гибдд ордынка Замена прав гибдд ордынка АВТОDОКИ МРЭО Центральный Административный округ ГИБДД Центрального Административного округа 1 отделение МОТОТРЭР ГИБДД ЦАО В этом отделении ГИБДД можно: заменить водительское удостоверение после […]
    • Управление ск рф по москве Следственное управление по Южному административному округу г.Москвы Адрес: Болотниковская ул., д. 7, корп. 5, Москва, 117556 Телефон: 8 (499) 613-79-46 Руководитель: Лавренев Борис Алексеевич График личного приема: вторник с 09:00-13:00 и […]
    • Регистрация ип астрахани Регистрация ИП в Астрахани Для регистрации ИП в Астрахани необходимо пройти несколько этапов. Первым делом нужно выбрать одну из действующих систем налогообложения, всего их пять: ОСНО, ЕНВД, УСН, ЕСХН, Патент. Самым легким признан […]
    • Продажа подержанных автомобилей спб Купить автомобиль с пробегом в СПБ - 118 авто в наличии Предлагаем Вашему вниманию 118 авто с пробегом в Санкт-Петербурге от официального дилера. Все автомобили прошли все необходимые технические диагностики и предпродажную подготовку по […]
    • Васенина елена николаевна юрист ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНО Мы работаем на рынке юридических услуг более 9 лет. Мы понимаем, что далеко не каждый гражданин России способен оплатить консультацию юриста. Поэтому наша компания одна из первых взялась приводить в […]
    • Судмедэкспертиза в одинцово Проведение судмедэкспертизы в Москве Все виды судмедэкспертиз в Москве и Московской области - побоев, трупа, изнасилования и другие. Судебная медэкспертиза является одним из самых сложных, востребованных и в тоже время дорогостоящих […]
    • Как обратиться в суд по защите прав потребителей Судебная защита прав потребителей Автор: Ирина Соколова © , руководитель аналитического управления Объединения потребителей России Подсудность: в какой суд подавать иски по защите прав потребителей в суд по месту нахождения […]