Нормы зозпп

Устранение недостатков товара — ЗАКОНЫ РФ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

(с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня, 23 ноября 2009 г., 27 июня, 18 июля 2011 г., 25 июня, 28 июля 2012 г., 2 июля, 21 декабря 2013 г., 5 мая 2014 г.)

Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)

1. Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

2. В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.

4. При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

Обмен товара — ЗАКОНЫ РФ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

(с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня, 23 ноября 2009 г., 27 июня, 18 июля 2011 г., 25 июня, 28 июля 2012 г., 2 июля, 21 декабря 2013 г., 5 мая 2014 г.)

Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации.

2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

Действуют ли нормы закона о защите прав потребителей в споре с гос организацией?

Доброго дня ! Я попал в ДТП из-за большой ямы на дороге, вызвал гаи, все оформили сделал отчет независимого эксперта об ущербе, дорожники в оплате ущерба мне отказали мол нет денег. Написал иск в суд. Вопрос куда подавать? По ЗоЗПП могу ли я не оплачивать госпошлину и подать иск по месту моего жительства в гор суд (иск на 200тр)? Позпадают ли мои правоотношения с дорожниками под ЗоЗПП? Правильно ли я понял, что в данной ситуации между мной как гражданином и Государственным бюджетным учреждением «АВТОДОР», в споре, можно руководствоваться Законом о защите прав потребителей, несмотря на то что ответчик государственная организация.

21 Сентября 2017, 09:45 Юрий, г. Москва

Ответы юристов (4)

Здравствуйте! В данном случае применимы нормы ГК РФ о возмещении ущерба, в частности статья 1064 ГК РФ:

ГК РФ Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

КонсультантПлюс: примечание.
Потерпевший вправе требовать с виновника ДТП возмещение вреда в размере, превышающем выплату по ОСАГО (ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 10.03.2017 N 6-П).

КонсультантПлюс: примечание.
Вред, причиненный автомобилю неустановленными лицами, может быть взыскан с лиц, совершивших его угон (Постановление КС РФ от 07.04.2015 N 7-П).

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
3. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Уточнение клиента

Я поставил иной вопрос, прошу ответить на тот вопрос который был поставлен.

21 Сентября 2017, 09:51

Есть вопрос к юристу?

Ответчиком может быть любое лицо независимо от формы и источника финансирования. Однако, по моему мнению указанные Вами отношения вообще не подпадают под ЗПП

В соответствии с преамбулой закона о защите прав потребителей,

настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В соответствии с указанным же законом,

потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

В Вашем случае, Вы не являетесь заказчиком указанных услуг.

В связи с чем требовать возмещения ущерба вы можете только в рамках гражданского кодекса от причинителя вреда.

Нет, Закон «О защите прав потребителей» в данном случае применяться не может! Читайте ответы внимательно.

Если же Вы считаете и настаиваете, что хотите обратиться в суд в рамках ЗПП, то такой иск пошлиной не облагается, подается по месту своего жительства (альтернативная подсудность), ответчиком может быть любое лицо независимо от форм собственности и источника финансирования, которое состоит, в том числе в публичных отношениях (то есть без заключения договора) с потребителем.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

Новая редакция СТ 1 Закона о Защите Прав Потребителей России:

1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее — законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Абзац третий утратил силу с 1 августа 2011 г.

Комментарий к Статье 1 ЗоЗПП РФ

1. В прежней редакции Закона аналогичная статья называлась «Законодательство о защите прав потребителей». Изменение названия статьи, в частности, связано с введением в действие нового ГК и изменением в нем содержания понятия «законодательство».

На различных этапах в состав законодательства включались наряду с законами (законодательными актами) также указы соответствующих государственных органов, постановления правительства и даже акты министерств и ведомств.

Статьей 3 ГК (п. 2) установлено, что гражданское законодательство состоит из ГК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, предусмотренные ГК. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК.

Закон в основном содержит нормы гражданского права, регулирующие имущественные отношения между гражданами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Вместе с тем в нем имеются также нормы других отраслей права (государственного, административного и др.), устанавливающие полномочия некоторых федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и т.д., то есть регулирующие отношения, не подпадающие под действие гражданского законодательства. При применении этих норм Закона следует руководствоваться основополагающими законами соответствующих отраслей права.

Упомянутое новое содержание понятия «гражданское законодательство» полностью реализовано в ст. 1 Закона, где ГК закреплен как основополагающий закон для отношений в области защиты прав потребителей.

2. В новой редакции ст. 1 сохранен приоритетный характер Закона по отношению к другим федеральным законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей: другие законы должны приниматься в соответствии с ним и не могут ему противоречить. В случае коллизии должны применяться нормы Закона.

3. Под иными правовыми актами Российской Федерации, согласно ГК, понимаются указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Эти акты не входят в состав понятия «законодательство». Они должны приниматься в соответствии с ГК и Законом и не могут им противоречить. В случае коллизии должны применяться нормы ГК и Закона. ГК предоставляет Президенту Российской Федерации право регулировать гражданские правоотношения в полном объеме, т.е. указыПрезидента могут быть изданы по любому вопросу гражданского права (следовательно, и в области защиты прав потребителей), за исключением отношений, регулирование которых может осуществляться только федеральными законами: ограничение перемещения товаров и услуг на территории РФ; отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства; защита определенных нематериальных благ (прав и свобод человека).

Статьей 3 ГК предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права на основании и во исполнение ГК и иных законов, указов Президента Российской Федерации. Согласно ст.1 Закона, в прежней редакции Правительство РФ было вправе регулировать отношения по защите прав потребителей только в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29 сентября 1994 года N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в редакции п. 3 постановления Пленума от 17 января 1997 года N 2) разъяснил, что
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и иные федеральные законы и правовые акты Российской Федерации применяются к отношениям в области защиты прав потребителей, если:
это предусмотрено ГК РФ (например, п. 3 ст. 492, п. 3 ст. 730 ГК РФ0);
ГК не содержит такого указания, однако названные выше федеральные законы и правовые акты конкретизируют и детализируют нормы ГК РФ, регулирующие данные правоотношения (например, ст. 8-10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей») либо когда ГК РФ не регулирует указанные отношения (например, ст. 17, абзац 9 п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»);
указанные законы и другие правовые акты предусматривают иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления иными законами и правовыми актами (например, п. 1 ст. 394 ГК РФ, п. 2 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей помимо норм ГК РФ регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону. При этом необходимо учитывать, что специальные законы, принятые до введения в действие части второй ГК РФ, применяются к указанным правоотношениям в части, не противоречащей ГК РФ и Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей».

При рассмотрении требований потребителей, вытекающих из договоров розничной купли-продажи и бытового подряда, необходимо иметь в виду, что, исходя из п. 3 ст. 492 и п. 3 ст. 730 ГК РФ, к отношениям по указанным договорам применяются положения ГК РФ об этих видах договоров (ст. 492-505 и 730-739 ГК РФ), общие положения ГК РФ о договорах купли-продажи и подряда, если иное не предусмотрено параграфом 2 главы 30 и параграфом 1 главы 37 ГК РФ (п. 5 ст. 454, п. 2 ст. 702 ГК РФ) , а также положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной ГК РФ.

4. В новой редакции Закона сохранена норма, запрещающая Правительству РФ поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Таким образом, обязательные правила, касающиеся защиты прав потребителей, могут приниматься исключительно законодательным органом, Президентом РФ и Правительством РФ в установленных случаях. Всякие акты в указанной области, принятые какими-либо иными государственными органами, должны признаваться незаконными и отменяться в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года N 359 министерствам и ведомствам Российской Федерации предложено до 1 августа 1992 года отменить ведомственные нормативные акты, регулирующие отношения в области прав потребителей. При этом ведомственные нормативные акты, регулирующие отношения по вопросам, отнесенным Законом к компетенции Правительства Российской Федерации, действуют до принятия Правительством Российской Федерации решений по данному вопросу, поскольку они не противоречат Закону.

Это, разумеется, не означает, что федеральные органы исполнительной власти не вправе принимать вообще никаких актов, связанных с Законом. Напротив, в некоторых случаях это является их прямой обязанностью, вытекающей из их компетенции и смысла Закона. Так, например, в соответствии с главой 4 Закона органы, упомянутые в ней, должны принимать ведомственные акты о порядке организации работы по реализации представленных им полномочий. Однако эти акты должны носить чисто внутренний характер, не затрагивающий ни материального, ни процессуального права в области защиты прав потребителей.

5. В связи с тем, что, согласно Конституции, гражданское законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, из новой редакции Закона исключены ранее содержавшиеся в нем полномочия республик в составе РФ по регулированию отдельных вопросов в области защиты прав потребителей. Какие-либо полномочия других субъектов РФ и органов местного самоуправления Законом не предусматривались.

Таким образом, согласно ст. 1 Закона, отношения в области защиты прав потребителей могут регулироваться исключительно актами федерального уровня.

Республики в составе РФ имели право устанавливать:
перечень и способы доведения информации до потребителя по отдельным видам товаров (работ, услуг);
ответственность виновных должностных лиц за нарушение режима работы государственного, муниципального предприятия;
ответственность продавца, исполнителя, изготовителя за нарушение прав потребителей по обязательствам, за которые Законом ответственность не установлена, а также определять более высокий размер ответственности, в том числе за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;
льготы и преимущества потребителям в сфере торговли, бытового и иных видов обслуживания;
перечень не подлежащих обмену доброкачественных товаров;
порядок оплаты потребителем выполненной работы (услуги);
последствия нарушения условий договора об оказании услуги, если такой договор по своему характеру не подпадает под действие главы 4 Закона;
порядок деятельности общественных организаций потребителей.

Единственным исключением является не только сохранение полномочия республик по установлению сроков наступления сезонов (для сезонных товаров), но и распространение его на всех субъектов Российской Федерации, а также их изъятие из компетенции РФ. При применении ст. 1 Закона следует иметь в виду, что, согласно ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с ГК применяются законы и акты РФ, Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик, иные акты законодательства СССР, поскольку они не противоречат новому ГК. Изданные до введения в действие части первой ГК нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, Правительства СССР по вопросам, которые, согласно ГК, должны регулироваться федеральными законами, действуют до введения в действие соответствующих законов. Аналогичное правило установлено Законом о введении в действие части второй ГК.

Согласно разъяснению пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года N 6\8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 3) нормы гражданского права, содержащиеся в актах субъектов РФ, изданных до введения в действие Конституции РФ, могут применяться судами при разрешении споров, если они не противоречат Конституции РФ и ГК.

Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 года N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в редакции постановления Пленума от 17 января 1997 года N 2) разъяснены общие случаи применения Закона в связи и с учетом соответствующих норм ГК.

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее — законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Абзац третий утратил силу с 1 августа 2011 г.

Комментарий к Ст. 1 ЗоЗПП РФ

1. Закон регулирует значительную часть отношений, возникающих между потребителями и продавцами и исполнителями, но многие базовые нормы прописаны в Гражданском кодексе. Также не следует забывать о том, что многие отношения, на которые распространяется действие Закона, регулируются специальными законами. Например, ответственность операторов почтовой связи устанавливается в статье 34 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи», а нормы статьи 28 ЗоЗПП в данном случае не действуют.

В качестве примера, когда отношения между продавцом и потребителем возникают, но регулируются они не Законом, а Гражданским кодексом, можно привести случай, когда потенциальный покупатель вследствие умысла или неосторожности повреждает или уничтожает товар, выставленный для продажи. Подобные ситуации нередко происходят в супермаркетах или других магазинах самообслуживания, например когда покупатель роняет хрупкий товар на пол. С одной стороны, хоть товар еще и не приобретен, но даже потенциальный покупатель является потребителем, так как он имеет намерение приобрести товар, но, с другой стороны, до тех пор пока сделка купли-продажи не заключена, продавец является собственником товара и его уничтожение или повреждение, безусловно, приносит вред продавцу.

Договор купли-продажи товара на момент его уничтожения заключен не был, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 433 ГК договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта, а в данном случае имело место быть только направление потенциальным покупателям публичной оферты — выставление на прилавок товара и ценника. Акцепта же со стороны потенциального покупателя не было, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 438 ГК акцепт должен быть полным и безоговорочным, а обычаи делового оборота таковы, что полным и безоговорочным акцептом приобретением товара в магазине самообслуживания является только его оплата. К тому же в соответствии со статьей 493 ГК, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Хотя эта же норма устанавливает, что отсутствие чека не лишает покупателя ссылаться на свидетельские показания, да и несоблюдение формы сделки не влечет за собой ее автоматической недействительности, но это все же помогает определить момент заключения договора в тех случаях, когда сторонами не заключается письменный договор, указывающий на этот момент.

Таким образом, в тот момент, когда потенциальный покупатель по неосторожности разбивает товар, между ним и организацией, являющейся собственником товара, нет никаких договорных отношений, Закон о защите прав потребителей указанную ситуацию никак не регулирует. Вместе с тем отношения между данными лицами регулируются гражданским законодательством, поскольку в данном случае нарушается право собственника уничтоженного или поврежденного имущества. В соответствии с пунктом 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Из этого правила есть исключение: лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Это означает, что покупатель может не компенсировать причиненный вред, если причинение вреда произошло вследствие обстоятельств, от него не зависящих. Например, когда человека кто-то толкнул и в результате толчка этот человек выронил товар, что, в свою очередь, привело к уничтожению или повреждению товара. Также действия самого продавца могут создавать ситуации, приводящие к уничтожению товара, например когда товар расставлен на полке так, что может упасть от малейшего прикосновения. Однако все это придется доказывать тому человеку, который непосредственно разобьет товар.

Тут также следует заметить, что нередки ситуации, когда сотрудники организации продавца пытаются задержать причинителя вреда и вынудить его приобрести то, что было повреждено, по той цене, по которой товар продавался изначально. Данные действия являются незаконными, нельзя ограничивать свободу передвижения людей без законных на то оснований, право на эту свободу установлено в ст. 27 Конституции РФ. Нельзя и принуждать к заключению сделки, это запрещено как Конституцией, так и Гражданским и Уголовным кодексами. Максимум, что могут себе позволить сотрудники магазина, это предъявить требование возместить причиненный вред, а также вызвать сотрудников милиции для того, чтобы проверить, не являются ли действия причинителя вреда хулиганством.

Местные органы власти в соответствии с приведенной выше нормой не имеют полномочий по принятию нормативных актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей, поскольку принимаемые данными органами документы не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Норма пункта 2 статьи 1 Закона имеет важное значение, поскольку выполняет функцию защиты, но не потребителей, а продавцов и исполнителей от излишнего контроля со стороны различных федеральных ведомств. Только нормативные акты, утвержденные постановлениями Правительства РФ, могут иметь силу в области защиты прав потребителей, всевозможные приказы, письма и тому подобное юридической силы в данном случае не имеют.

При этом следует учитывать, что полномочия Правительства РФ тоже не безграничны. Несмотря на то что в диспозиции комментируемой нормы указаны как продавцы и исполнители (то есть лица, заключающие и исполняющие публичные договоры), так и изготовители, уполномоченные организации, уполномоченные предприниматели и импортеры, последняя категория лиц, деятельность которых регулируется законодательством о защите прав потребителей, чаще всего публичные договоры с потребителями не заключает. Поэтому Правительство РФ имеет полномочия на принятие правил, обязательных для изготовителей, уполномоченных организаций, уполномоченных предпринимателей и импортеров, только для тех случаев, когда они выступают в роли продавцов или исполнителей при заключении ими публичных договоров либо когда они иным образом участвуют в заключении или исполнении публичных договоров, являющихся предметом применения норм Закона.

В настоящее время приняты следующие правила:

Правила продажи товаров дистанционным способом утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612;

Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444;

Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569;

Правила продажи отдельных видов товаров утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55;

Правила продажи товаров по образцам утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918;

Правила оказания услуг по реализации туристского продукта утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452;

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307;

Правила оказания услуг связи проводного радиовещания утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2005 г. N 353;

Правила оказания услуг телеграфной связи утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 222;

Правила оказания услуг почтовой связи утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221;

Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111;

Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72;

Правила оказания услуг автостоянок утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 795;

Правила распространения периодических печатных изданий по подписке утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. N 759;

Правила оказания платных образовательных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505;

Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. N 290;

Правила оказания платных ветеринарных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 898;

Правила оказания услуг общественного питания утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036;

Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1025;

Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. N 490;

Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155;

Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27;

Правила по киновидеообслуживанию населения утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. N 1264.

3. Норма абз. 3 п. 2 статьи 1 Закона, предоставившая Правительству Российской Федерации право устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям, была введена не так давно и прямого отношения к защите прав потребителей не имеет. Она была введена законодателем с целью создания дополнительного рычага воздействия на процессы миграции населения из стран ближнего зарубежья, поскольку значительная часть мигрантов в настоящее время трудится в сфере розничной торговли.

Преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей»

Преамбула ЗоЗПП РФ.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

абзац седьмой утратил силу;

недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);

уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее — уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;

импортер — организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

Комментарий к преамбуле ЗоЗПП РФ

В преамбуле Закона указывается сфера его действия, а также дается толкование основных понятий, используемых в тексте Закона. Значение преамбулы очень велико, поскольку нередко только обращение к ней позволяет определить, применим ли к конкретной ситуации Закон и как его толковать.

Сфера применения Закона определена достаточно полно, из первого абзаца преамбулы понятно, что Закон применяется только в тех случаях, когда действия потребителей и продавцов товаров и услуг связаны с заключением ими договоров розничной купли-продажи, бытового подряда или возмездного оказания услуг, исполнением этих договоров или последствиями заключения или исполнения этих договоров. Если же отношения покупателя и продавца возникают вследствие других действий, то нормы Закона не применяются.

Определение понятий, используемых в Законе, имеет очень большое значение, поскольку многие из них либо вовсе не используются в гражданском праве, либо используются без расшифровки. При этом следует заметить, что определение некоторых понятий, данных в преамбуле Закона, отличается от определений аналогичных понятий, данных в Гражданском кодексе, что в некоторых случаях приводит к противоречиям в толковании определенных норм Закона. Также следует учесть, что в преамбуле даются определения отнюдь не всех ключевых понятий, используемых в Законе, например, в преамбуле нет расшифровки понятия гарантийного срока, притом что определение этого понятия, данное в пункте 6 статьи 5 Закона, существенным образом отличается от аналогичного понятия, данного в пункте 2 статьи 470 ГК.

Определение понятия потребителя является ключевым как для толкования норм самого Закона, так и для правильного применения некоторых норм гражданского права в целом, поскольку оно содержится только в Законе, а используется в самых разных нормативных актах.

Основой для определения понятия «потребитель» явно послужило определение, данное в пункте 1 статьи 492 ГК для понятия «договор розничной купли-продажи». В обоих случаях основным критерием для отнесения договора (норма ГК) или одной из его сторон (норма Закона) к определенной категории является цель заключения данного договора, а именно приобретение товара (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд (в Гражданском кодексе — «использования»), не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В Законе в данном случае нет разделения договоров по типу: купля-продажа, бытовой подряд, услуги. В Гражданском кодексе такого обобщения нет вообще.

Однако самым значительным отличием нормы Закона от нормы Гражданского кодекса является существенное расширение области применения понятия «потребитель» за счет отказа от жесткой привязки к факту заключения договора. Если Гражданский кодекс рассматривает потребителя в первую очередь как сторону договора, то для Закона потребителем также является всякий, кто заключает такой договор (то есть когда заключение сделки началось, но еще не завершилось), кто только намеревается заключить этот договор и даже тот, кто вообще не является стороной договора, но использует товары, работы или услуги, явившиеся предметом договора, заключенного другим потребителем.

Несмотря на то что в Законе не содержится прямого разделения потребителей на категории по объему предоставляемых им прав, фактически Закон предоставляет наибольшую защиту тем потребителям, кто уже заключил договор и является его полноправной стороной. Определенные права, хотя и в меньшем объеме, предоставляются тем, кто заключает договор, а также тем, кто использует предмет договора впоследствии. Закон содержит также некоторое количество норм, регулирующих права тех, кто только планирует приобрести товар, работу или услугу. К таким нормам следует отнести статьи Закона, устанавливающие обязанность изготовителя, продавца или исполнителя предоставлять потребителю информацию о товаре, работе или услуге, а также о режиме работы продавца или исполнителя.

Включение в число потребителей тех лиц, кто только намеревается приобрести товар или услугу, является очень важным. Дело в том, что некоторые организации под тем или иным предлогом пытаются установить различные правила или условия договоров для различных категорий потребителей. В данном случае речь идет, например, о так называемом «фейс-контроле», когда какие-либо увеселительные заведения ограничивают доступ в них для лиц определенной внешности, определенным образом одетых или вообще по прихоти конкретного охранника. Бывает и так, что руководство некоторых заведений, например кинотеатров, запрещает входить в них людям, имеющим при себе напитки или какие-то продукты.

В соответствии со статьей 426 ГК коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора (а все договоры, заключаемые с потребителями, являются публичными), кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Сам Гражданский кодекс не содержит расшифровки понятия «потребитель», поэтому, основываясь только на его нормах, иногда сложно определить, когда же у физического лица возникает право требовать заключения публичного договора: тогда, когда сделка заключается в соответствии с условиями обычаев делового оборота, или тогда, когда физическое лицо только пытается попасть в место, где эти сделки заключаются (например, войти в заведение, оказывающее услуги развлекательного характера). Закон о защите прав потребителей дополняет в этой части Гражданский кодекс и устанавливает, что потребителем является любой человек, имеющий намерение приобрести товар или услугу.

Ввиду того что само понятие «намерение» используется в Законе, но не расшифровывается, необходимо учитывать субъективную сторону дела. С некоторой долей определенности можно говорить о намерении как части процесса заключения договора только в отношении понятия «оферта»: в соответствии с пунктом 1 статьи 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Таким образом, оферта по своей сути является выражением определенного намерения. Однако закон не устанавливает, что оферта является единственным выражением намерения заключить сделку и что до направления оферты акцептанту намерения заключить сделку у лица, ее направившего, не существовало. Кроме того, при заключении договоров с потребителями последние выступают в них исключительно в качестве акцептантов, а в определении акцепта понятие «намерение» отсутствует.

В итоге следует признать, что намерение заключить сделку может возникнуть и существовать задолго до момента ее фактического заключения. При этом следует отделять намерения от желаний человека. Понятие «желание» является общим по отношению к понятию «намерение», то есть всякое намерение по своей сути является желанием, но далеко не всякое желание можно считать намерением. Практически все люди имеют желания приобрести те или иные предметы, но по тем или иным причинам не имеют намерений реально сделать это. Одной из существенных причин отсутствия намерения является отсутствие возможности реализовать соответствующие желания. Бывает и так, что намерение заключить сделку существует, а реальной возможности для этого нет, в первую очередь тогда, когда потребитель заблуждается относительно своих возможностей, необходимых для заключения договора. Поэтому неотъемлемой частью понятия намерения (применительно к договору) является наличие возможности его заключить.

Намерение — это желание совершить в определенное время определенные действия, являющиеся предметом данного намерения, основанное на предположении о том, что имеется возможность совершить эти действия.

Понятие «изготовитель» изложено в Законе слишком кратко и это не идет на пользу толкованию его норм. Дело в том, что нередко товары изготавливаются одними фирмами по заказу других, иногда одни организации осуществляют окончательную сборку товаров, произведенных другими производителями. В этих случаях определить, кто же является производителем товара (в том смысле, который в это понятие вкладывает Закон), бывает достаточно трудно. Например, многие известные фирмы, в том числе и российские, предпочитают производить товары под своими брендами в Китае или других развивающихся странах.

При этом следует отличать производство товаров по заказу от производства товаров на основании лицензионного договора о предоставлении права использования товарного знака (ст. 1489 ГК РФ) или на основании договора коммерческой концессии (ст. 1027 ГК). В первом случае имеет место быть договор подряда (ст. 702 ГК), и товар вводится в оборот организацией, заказавшей создание товара, ею же и определяются качественные показатели, потребительские свойства товара, чаще всего именно эта организация предоставляет те или иные гарантии конечному потребителю товара. По сути дела данная организация и является изготовителем товара в том понятии, которое содержится в Законе, ведь в Законе говорится об организации, производящей товары для реализации потребителям. То есть для того, чтобы определить, является ли организация (или индивидуальный предприниматель) изготовителем конкретного товара, необходимо установить цель, с которой товар был изготовлен: для того, чтобы исполнить обязательства по договору подряда вне всякой связи с тем, как результат работ будет использован в дальнейшем, или для того, чтобы создать товар, который впоследствии будет реализован потребителю.

В тех случаях, когда товар производится на основании лицензионного договора или договора коммерческой концессии, изготовителем товара является не то лицо, чей товарный знак использован для обозначения товара, а лицо, получившее право на использование этого товарного знака на основании договора. Дело в том, что в данном случае товарный знак — это только средство индивидуализации товара, сам же товар производится непосредственно лицом, вводящим его в оборот.

Исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

В тех случаях, когда возникает вопрос, регулируется ли оказание тех или иных услуг законодательством о защите прав потребителей, следует помнить, что Закон рассматривает в качестве исполнителя только лицо, оказывающее такие услуги только по возмездному договору. В том случае, если оказание услуг является исполнением обязательств, возникших не из договорных отношений, либо договор не был возмездным, нормы Закона применяться не могут. Например, не применяются нормы законодательства о защите прав потребителей при разрешении споров, возникающих в ходе бесплатного обучения, получения бесплатного образования. Если же обучение было оплачено, нормы Закона должны применяться с учетом специальных норм, регулирующих отношения в данной сфере.

Понятие продавца, данное в Законе, отличается от понятия, данного в статье 492 ГК, где сказано, что продавцом как стороной в договоре розничной купли-продажи является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу. Это означает, что требования, предусмотренные нормами Закона, могут быть заявлены не только профессиональным розничным продавцам, но и любому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, продавшему ту или иную вещь физическому лицу, если использование этой вещи не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.

Расшифровка понятия недостатка товара (работы, услуги) была скорректирована Федеральным законом от 25.10.2007 N 234-ФЗ. Дело в том, что далеко не всегда имеется возможность определить, каким критериям качества должен соответствовать товар или услуга: договоры купли-продажи чаще всего заключаются в устной форме либо не содержат внятных требований к качеству товара или услуги. Поэтому для того, чтобы определить, является ли то или иное свойство товара, услуги недостатком, нужно провести поэтапный анализ существа обязательств продавца или исполнителя в отношении качества этого товара или услуги.

В первую очередь нужно выяснить, установлены ли законом те или иные обязательные требования к качеству товара, затем, если специальных требований нет, нужно выяснить, какие обязательства в отношении качества принял на себя продавец или изготовитель товара. Поскольку договоры купли-продажи, если они заключаются в письменной форме, редко содержат полный перечень требований к качеству товара, законодатель ввел в Закон уточнение о том, что при отсутствии или недостаточности таких сведений в договоре следует ориентироваться на требования, обычно предъявляемые к такого рода товарам.

Кроме перечисленного выше следует проверить, сообщал ли продавец покупателю о каких-то специфических свойствах конкретного товара или не предъявлял ли покупатель к этому товару какие-то особые требования. Например, в том случае, если мобильный телефон не работает в каком-то диапазоне радиочастот, нужно выяснить, какие показатели в этой части указаны в сопроводительной документации телефона, а также проверить, не было ли со стороны покупателя требований о том, что приобретаемый аппарат должен функционировать и на определенном диапазоне радиочастот, и не было ли со стороны продавца заверений в том, что такая работа телефона возможна.

Законодатель дал развернутое пояснение для понятия существенного недостатка, поскольку это понятие используется при определении объема прав, которыми располагает потребитель, в первую очередь покупатель (ст. 18 ЗоЗПП РФ). Понятие неустранимости в данном случае относится в первую очередь к товарам, имеющим индивидуально-определенные свойства, когда для устранения недостатка требуется замена тех частей товара, которые и создают эти свойства.

Под неоднократностью недостатка следует понимать тот недостаток, который повторяется хотя бы один раз или более, при этом не стоит забывать, что выявление в товаре нескольких разных недостатков, разнесенное по времени, не свидетельствует однозначно о том, что товар имеет существенный недостаток. Например, небольшая поломка двигателя автомобиля никак не связана с возможным браком покрышек этого же автомобиля, и по сути дела это два разных недостатка товара, ни один из которых не является существенным.

Основным недостатком определения существенного недостатка, данного как в Законе, так и в пункте 2 статьи 475 ГК, является применение в нем расплывчатой формулировки «другие подобные недостатки». Понятие «несоразмерные расходы или затраты времени» тоже не совсем определенное, но там по крайней мере есть возможность сопоставить расходы с ценой товара или работы, а затраты времени со сроками, установленными Законом для устранения недостатков. Остальные понятия, использованные в определении, конкретны и расшифровки не требуют, поэтому включение в него слов «другие подобные недостатки» совершенно излишне и может привести только к неверному толкованию норм закона.

Понятие безопасности товара имеет значение для тех случаев, когда недостаток товара либо неправильное пользование им могут привести к угрозе жизни или здоровью людей. В данном случае понятие изложено в Законе несколько некорректно, поскольку в определении упоминаются только потребители товара или услуги и окружающая среда, о том же, что должны быть защищены жизнь и здоровье других людей, не являющихся потребителями конкретного товара, не сказано ничего.

В определении уполномоченной организации и уполномоченного предпринимателя содержится ссылка на договор, заключаемый данными лицами с изготовителем или продавцом товара, по условиям которого организация или предприниматель наделяются полномочиями на удовлетворение тех или иных требований в отношении проданных товаров. Следует заметить, что далеко не всегда указанные выше лица стремятся подтвердить наличие таких договоров, поскольку в данном случае одновременно со статусом представителя они приобретают существенные обязательства, следующие не из договора, а из закона. По этой причине многие известные иностранные производители не имеют в России уполномоченных должным образом представительств, а имеют только информационные центры.

В соответствии с нормами Закона импортер относится к лицам, к которым могут быть предъявлены требования в отношении качества импортных товаров. Законодатель пошел на это потому, что предъявление каких-либо требований к иностранным производителям крайне сложно и требует больших затрат, чаще всего не совместимых с ценой самих требований и ценой товара.

Это интересно:

  • Служба закон о защите прав потребителей Закон о защите прав потребителей Российская Федерация О защите прав потребителей (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 […]
  • Ст261 фз о защите прав потребителей Юридическая защита прав потребителей в суде Москва, МО | Судебная защита прав потребителей г Москва | Юрист по защите прав потребителей, консультация Закон о защите прав потребителей - статья 26.1 | Ст 26.1 закона о защите прав […]
  • Ст 20 125 фз Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ"Об […]
  • 63 федеральный закон о гражданстве Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ"О гражданстве Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г., 1, 4 […]
  • Фз 323 статья 21 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской […]
  • Рф 2014 норма рабочего времени Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22 декабря 2014 г. N 1601 г. Москва "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических […]
  • Ст 306 фз Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ"О денежном довольствии […]
  • Закон 256 2011 Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ"О безопасности объектов топливно-энергетического […]