Права прокурора в коап

Статья 25.11 КоАП РФ. Прокурор

Новая редакция Ст. 25.11 КоАП РФ

1. Прокурор в пределах своих полномочий вправе:

1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

2. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Комментарий к Статье 25.11 КоАП РФ

1. Возможности прокурора участвовать в производстве по делам об административных правонарушениях обусловлены правовым статусом органов прокуратуры.

2. Статья 28.4 комментируемого Кодекса содержит перечень дел, которые возбуждаются прокурором. Кроме данного перечня устанавливается, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена комментируемым Кодексом или законом субъекта РФ.

3. О возбуждении дела прокурор выносит постановление, отвечающее требованиям, которые предъявляются к протоколу об административных правонарушениях.

4. Поскольку органы и должностные лица, составившие протокол об административных правонарушениях, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, они не вправе обжаловать вынесенные по делу постановления. В этих условиях возрастает значение прокурора как субъекта, обладающего правом приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.

5. Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 30.11 КоАП право принесения протеста на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении и решение по результатам рассмотрения жалобы или протеста на такое постановление принадлежит Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, прокурорам субъектов РФ и их заместителям, указанные лица вправе истребовать дела об административных правонарушениях для проверки после вступления постановления или решения в законную силу (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5).

Другой комментарий к Ст. 25.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Данная статья должна рассматриваться в совокупности со ст.24.6 КоАП РФ, посвященной прокурорскому надзору за законностью производства по делам об административных правонарушениях.

Кроме того, следует учитывать ст.30.10 КоАП РФ, в соответствии с которой прокурор вправе опротестовывать не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление, а также ст.30.11, предоставляющую ему право опротестовывать вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов. Такое право принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям.

Органы прокуратуры как субъекты административного процесса

Законодательство об административных правонарушениях признает прокурора как представителя государственно-властных структур участником производства по делам об административных правонарушениях.

Как отмечается в статье 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Объем полномочий прокурора установлен положениями статьи 25.11 КоАП РФ. Так, прокурор в пределах своих полномочий вправе:

— возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

— участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;

— приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.

Статья 28.4 КоАП РФ определяет, во-первых, исчерпывающий перечень тех административных правонарушений, возбуждение дел по которым возлагается только на прокурора, а во-вторых, предоставляет прокурору право при осуществлении надзорных полномочий возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ.

Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится в определенные законом сроки (ст. 28.5 КоАП РФ) и должно содержать установленные статьей 28.2 КоАП РФ сведения.

Постановление прокурора направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента вынесения постановления, а если возбуждено дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, прокурор направляет такое постановление судье немедленно.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, которое должно отвечать требованиям, установленным статьей 29.12 КоАП РФ.

Участие прокурора в рассмотрении дела об административном правонарушении связано с его полномочиями по возбуждению дел.

Участвуя в рассмотрении дела, прокурор вправе предъявлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по возникающим вопросам.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возлагает на органы прокуратуры надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних (ст. 10 Закона). В связи с этим прокурор, как правило, присутствует на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Кодекс устанавливает указанный выше порядок извещения прокурора о месте и времени рассмотрения дела как в упомянутых комиссиях , та и в других органах административной юрисдикции. Присутствие прокурора при рассмотрении дел об административных правонарушениях несовершеннолетних является дополнительной гарантией прав и свобод лиц, не достигших совершеннолетия.

Право прокурора приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ.

Протест может быть принесен на судебные акты, в том числе, которые не разрешают дело по существу (например, определение о возвращении дела об административном правонарушении).

Статья 30.1 КоАП РФ определяет органы и должностных лиц, которым адресуется протест. В их числе вышестоящие должностные лица, судебные и иные органы.

На постановление по делу об административном правонарушении могут быть поданы жалоба и протест в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Десятидневный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу (ст. 30.3 КоАП РФ), а также по ходатайству прокурора, принесшего протест, о чем разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, а также решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов на них могут быть опротестованы прокурором субъекта РФ или его заместителем. Такие протесты приносятся на имя председателя суда соответствующего субъекта РФ в случаях несоответствия указанных решений процессуальным требованиям, установленным статьями 30.6 и 30.7 КоАП РФ, а также в связи с неправильным применением норм материального права.

Статья 25.11. Прокурор

СТ 25.11 КоАП РФ

1. Прокурор в пределах своих полномочий вправе:

1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

2. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Комментарий к Ст. 25.11 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях.

2. В тех случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство по делу или незамедлительно передает материалы проверки в орган или должностному лицу, которые уполномочены рассматривать это дело. Таким образом, осуществляя надзор, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, предусмотренном как Кодексом, так и законом субъекта РФ об установлении административной ответственности. Однако комментируемым Законом предусмотрены случаи, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором: нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1); отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме (ст. 5.7); нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24) и др. Исключительная компетенция прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях рассматривается в ст. 28.4 КоАП РФ.

3. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление, которое направляется судье, органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело. В соответствии с комментируемой статьей прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела, возбужденного по его инициативе, а также любого дела о правонарушении несовершеннолетнего.

4. Прокурор вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела. При участии в деле прокурора наряду с заслушиванием объяснений физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показаний других лиц, пояснений специалиста и заключения эксперта, исследованием иных доказательств заслушивается и заключение прокурора.

5. Прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные законом действия. Не вступившее в законную силу постановление по делу и последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, которые установлены КоАП РФ (см. комментарий к ст. ст. 30.1 — 30.19 КоАП РФ).

Полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях по ст. 5.61 КоАП. Статьи по предмету Административное право

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ВОЗБУЖДЕНИЮ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПО СТ. 5.61 КОАП

С.Е. ЛИТУЧАЯ

Некоторые ученые утверждают, что при осуществлении надзора прокурор не вправе возбуждать в отношении граждан дела об административных правонарушениях, поскольку ст. 25 Закона о прокуратуре предусмотрено вынесение прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении исходя из характера нарушения закона должностным лицом .
———————————
См.: Гальченко А. Возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях // Законность. 2014. N 2. С. 20 — 25.

Полагаем обозначенную точку зрения наиболее обоснованной. Резюмируя этот подход, некоторые ученые полагают, что в рассматриваемых полномочиях органов прокуратуры речь идет не об осуществлении прокурорского надзора за гражданами, а о полномочиях прокурора, закрепленных в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Эта норма предполагает вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении любого из субъектов административной ответственности.
Другие, в свою очередь, считают, что, закрепив возможность принятия мер реагирования в отношении физических лиц (ст. 5.61 КоАП РФ), законодатель тем самым предоставил прокурору полномочия по осуществлению надзора за ними .
———————————
См.: Занин Т. Является ли деятельность физических лиц объектом прокурорского надзора? // Законность. 2015. N 9. С. 37 — 40.

Согласно ст. 28.4 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.61 КоАП, возбуждаются исключительно прокурором.
Т. Владыкина отмечает, что «прокурор выступает своеобразным и весьма надежным «фильтром», гарантирующим попадание мировому судье материалов, с очевидностью свидетельствующих о совершенном в отношении потерпевшего административном правонарушении — оскорблении» .
———————————
Владыкина Т.А. Рассмотрение мировым судьей дел об оскорблении: эволюция законодательства и судебной практики // Мировой судья. 2014. N 7. С. 33 — 38.

На практике заявление о привлечении к административной ответственности за оскорбление подается гражданином в отдел МВД России, затем соответствующее должностное лицо (как правило, участковый уполномоченный полиции) осуществляет опрос потерпевшего, правонарушителя и свидетелей произошедшего. Впоследствии собранные материалы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.61 КоАП поступают в прокуратуру района, после чего следует «круг» аналогичных действий: опрос потерпевшего, правонарушителя и свидетелей произошедшего.
Органы прокуратуры не наделены полномочиями по осуществлению надзора за гражданами, в связи с этим проверки по сообщениям о правонарушениях указанной категории проводятся органами внутренних дел, а решение о возбуждении административных производств принимается прокурором .
———————————
Полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.60, 5.61 КоАП РФ (официальный сайт муниципального образования г. Муравленко) // URL: http://www.muravlenko.com/gorod/organizacii_i_predpriyatiya_goroda/pravoohranitelnye-organy/prokuratura-goroda/prokuratura-informiruet/15095-polnomochiya-prokurora-po-vozbuzhdeniyu-del-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah-predusmotrennyh-stst-560-561-koap-rf.html (дата обращения: 11.01.2016).

Вместе с тем фактически после поступления из отдела МВД России материалов, свидетельствующих о наличии в действиях правонарушителя признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.61 КоАП, по доводам обращения гражданина прокурор организует проверку.
С целью исключения дублирования процессуальных действий и оперативного привлечения правонарушителей к административной ответственности целесообразно обязанность по составлению протоколов об административных правонарушениях по ч. ч. 1 и 2 ст. 5.61 КоАП в отношении граждан возложить на должностных лиц органов внутренних дел.
Ведь согласно п. 5 ч. 1 ст. 2, п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» одно из основных направлений деятельности полиции — производство по делам об административных правонарушениях, и для выполнения возложенных на нее обязанностей полиции предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Более того, на основании п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, п. 2.1 Приказа Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. N 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
С учетом того что субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 5.61 КоАП, помимо физических лиц выступают должностные и юридические лица , в обязанности которых входит предупреждение или пресечение оскорбления (редакторы журналов, газет и т.д.), в ст. 28.4 КоАП необходимо внести изменения путем указания на возможность возбуждения прокурором дел по ст. 5.61 КоАП исключительно в отношении должностных и юридических лиц.
———————————
См.: Шматова Е.С. Декриминализация оскорбления: правовой анализ // Российский следователь. 2013. N 15. С. 34 — 37.
См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1 — 10: Постатейный научно-практический комментарий / Под ред. Б.В. Россинского. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014.

Пристатейный библиографический список

1. Владыкина Т.А. Рассмотрение мировым судьей дел об оскорблении: эволюция законодательства и судебной практики // Мировой судья. 2014. N 7.
2. Гальченко А. Возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях // Законность. 2014. N 2.
3. Занин Т. Является ли деятельность физических лиц объектом прокурорского надзора? // Законность. 2015. N 9.
4. Шматова Е.С. Декриминализация оскорбления: правовой анализ // Российский следователь. 2013. N 15.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Прокуратура Московской области

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Одной из функций прокуратуры, закрепленной в ст. 2 указанного закона, является возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования.

Полномочия прокурора в названной сфере закреплены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ). В соответствии со ст. 24.6 КоАП РФ на Генерального прокурора Российской Федерации и назначаемых им прокуроров возложено осуществление в пределах своей компетенции надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Согласно ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении, участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, приносить протесты на постановления по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденном по инициативе прокурора.

Статьей 28.4 КоАП РФ прокурору предоставлено исключительное право возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 — 5.63, 6.19, 6.20, 7.24, ч. 1 ст. 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, 13.27, 13.28, ч. 1, 2, 4 и 5 ст. 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), ч. 1, 2 ст. 14.25, ст. 14.35, ч. 1 ст. 15.10, ч. 4 ст. 15.27, ст. 15.33.1, ч. 3 ст. 19.4, ст.ст. 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 КоАП РФ. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ и направляется для рассмотрения по компетенции в суд либо в соответствующий контролирующий орган.

На основании ч. 1 ст. 30.12 КоАП РФ вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы, кроме прокурора, в порядке надзора лицами, указанными в ст.ст. 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ.

При реализации возложенных надзорных функций прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Должностные лица перечисленных выше органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора незамедлительно.

За невыполнение законных требований прокурора предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от 1 000 до 1 500 руб.; на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 руб.; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 25.11 КоАП РФ. Прокурор (действующая редакция)

1. Прокурор в пределах своих полномочий вправе:

1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

2. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 25.11 КоАП РФ

1. О прокурорском надзоре при производстве по делам об административных правонарушениях см. комментарий к ст. 24.6.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении указанного дела (см. п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП и комментарий к указанной статье).

2. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные ст. 30.1 — 30.3 КоАП.

Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушение и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные ст. 30.4 — 30.8 КоАП (см. комментарии к указанным статьям). Прокурор извещается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, о месте рассмотрения дела об административном правонарушении в случаях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются по месту их совершения либо по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по указанному делу; кроме того, дела об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством, могут быть рассмотрены по месту учета транспортного средства (см. комментарий к ст. 29.5).

Участие прокурора в арбитражном процессе предусмотрено ст. 52 АПК, об участии прокурора в гражданском процессе см. ст. 45 ГПК.

Это интересно:

  • 3 ндфл имущественный вычет совместная собственность Возврат при общей совместной собственности Что такое общая совместная собственность? Общая совместная собственность или просто "совместная собственность" – это совместное владение супругами приобретенным в браке имуществом (например, […]
  • Доверенность на выезд ребенка в абхазию Документы для пересечения российско-абхазской границы для граждан РФ На российско-абхазской границе для граждан РФ и граждан стран СНГ действует безвизовый режим с прохождением таможенного досмотра и пограничного паспортного контроля. […]
  • Незаконная торговля ук рф Последствия незаконной предпринимательской деятельности Любое государство традиционно жестко регламентирует условия, в которых его граждане и иностранцы могут заниматься предпринимательской деятельностью, поэтому если Вы планируете […]
  • Воинская часть 6607 в кемерово ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 6607 ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 66074205062870 Оценка налоговых рисков при работе с Контрагентом(Должная осмотрительность) Организация не предоставила данные. Связанные компании по руководителю(аффилированность ? ) Руководитель […]
  • Исковое заявление о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства Исковое заявление о восстановлении срока для принятия наследства Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон иска о восстановлении сроков принятия наследства за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить […]
  • Третьи лица гражданский кодекс Третьи лица в гражданском процессе Понятие третьих лиц в гражданском процессе Гражданский процессуальный кодекс РФ среди участвующих в деле называет третьих лиц (ст. 34), т. е. лиц, которые наряду со сторонами могут быть заинтересованы в […]
  • Трудовой кодекс в подарок Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 октября 2012 г. N Ф05-11347/12 по делу N А40-29743/2012 (ключевые темы: новогодние подарки - дети - налоговая база по НДС - передача прав - коллективный […]
  • Кто может оспорить наследство по завещанию Кто может оспорить завещание на наследство в России? В статье 1131 ГК четко прописан список граждан, которые могут оспорить завещание на наследство в России. Первыми оспорить документ могут: законный супруг/супруга умершего, дети и […]