При выявлении административного правонарушения составляется протокол

Содержание:

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1, 2 ст. 28.5 показывает, что:

1) по общему правилу протокол об административных правонарушениях должен быть составлен немедленно после выявления (должностным лицом, которое вправе составить протокол, см. коммент. к ст. 28.3) административного правонарушения. См. об этом также письмо ГТК от 17.05.02 N 01-06/19136;

2) в изъятие из этого правила протокол составляется в течение 2-х календарных суток (т.е. и нерабочие дни из подсчета не исключаются) с момента выявления правонарушения. Отсчет этих суток начинается не со следующей даты после дня, когда административное правонарушение было выявлено, а именно с момента выявления (например, если административное правонарушение выявлено в 13.00, то протокол должен быть составлен в течение 48 часов) в случае, если требуется дополнительно выяснить:

а) обстоятельства дела (т.е. имеющихся фактов, доказательств, обстоятельств недостаточно, чтобы решить вопрос о наличии или отсутствии события административного правонарушения);

б) данные о физическом лице (в отношении которого возбуждено дело);

в) сведения о юридическом лице (место его реального нахождения, состав учредителей, наличие у него лицензии и т.п.).

ВС разъяснил, что нарушение сроков, установленных в ст. 28.5 и 28.8 — являются несущественными недостатками составления протокола об АП (п. 4 Пост. N 5).

2. Применяя правила ч. 3 ст. 28.5, необходимо обратить внимание на следующее:

1) сроки, упомянутые в ч. 1 ст. 28.5, не применяются, если по делу об административном правонарушении проводится расследование (см. коммент. к ст. 28.7);

2) в этих случаях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного правонарушения (но этот факт выявляется именно в результате расследования). Срок проведения административного расследования по общему правилу не может превышать одного месяца со дня возбуждения дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 5.6 и 28.7);

3) правила о сроках составления данного протокола полностью применимы и к постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 28.4).

Нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении

Россельхознадзор составил протокол (ст. 10.6, ч.1 КоАП РФ) на ветеринарного врача бюджетного учреждения по причине неправильно оформленного ветеринарного свидетельства.

1. Ветеринарное свидетельство было выдано 5 сентября 2014 года для вывоза собаки за границу. Этого же числа владелец обратилась в Россельхознадзор для обмена данного свидетельства на ветеринарный сертификат (для вывоза за границу). Инспектор указанного органа сразу позвонила врачу и указала на ошибки в оформлении, но ветсертификат выдала.

2. С владельцем животного в Россельхознадзоре разговаривали очень грубо и надменно, и он написал жалобу на недостойное поведение сотрудников данного учреждения. Неожиданно это происшествие получает продолжение. 17 сентября 2014 г. приходит уведомление о том,что врачу надлежит явиться для составления протокола. Наши возражения, что прошло 1,5 мес. и срок истек, они не приняли во внимание и вынесли постановление о взыскании 3 тысяч рублей штрафа. Законно ли это?

Ответы юристов (5)

Возможно, нужно смотреть постановление, но скорее всего в срок они уложились:

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Уточнение клиента

Постановление в течение двух месяцев. Да. Но протокол составлен спустя 1,5 мес. после выявления нарушения.

29 Октября 2014, 12:00

Есть вопрос к юристу?

Но протокол составлен спустя 1,5 мес. после выявления нарушения.

В этом нет нарушения:

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 28.1.
Возбуждение дела об административном правонарушении

1. Поводами к
возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное
обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об
административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие
события административного правонарушения;

2) поступившие из
правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов
местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие
данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и
заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой
информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного
правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных
частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

2. Указанные в
частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат
рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об
административных правонарушениях.

3. Дело об
административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом,
уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только
при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3
настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного
правонарушения.

4. Дело об
административном правонарушении считается возбужденным с момента:

3) составления
протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором
постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

Может Вы знаете норму, которая не позволяет составлять в этом случае протокол?

Уточнение клиента

У нас все гораздо проще. Должностное лицо РСХН, выявив ошибки при заполнении документа (ст.28.1, п.1), согласно ст.28.5 (1) должна была составить протокол, дабы возбудить дело об адм.правонарушении (ст.28.1, ч.4). Но просто покричав на врача по телефону «должностное лицо» успокоилось. Но когда на это «должностное лицо» поступила жалоба от владельца животного РСХН решил реанимировать дело 1,5-месячной давности и естественно решили наказать вет.врача который выписал документ с ошибкой (кстати, мы с этим тоже были не согласны, но уже не суть. ). То есть, решив защитить своего «хама» РСХН в нарушение процессуальных норм составляет протокол, который должен быть составлен еще 5 сентября. А мы простые ветеринарные врачи вынуждены штудировать КоАП и пытаться защитить себя самостоятельно ((( Простите за лирику(((

29 Октября 2014, 12:24

Ранее на такой вопрос отвечал. Там с коллегой вышел небольшой спор, так что ответ получился очень подробный. Сюда копировать его смысла не вижу, но возможно почитать Вы его захотите — https://pravoved.ru/question/451215/

Но если совсем-совсем коротко:

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными

Нарушение этих сроков это не основание для прекращения дела.

То есть, решив защитить своего «хама» РСХН в нарушение процессуальных норм составляет протокол, который должен быть составлен еще 5 сентября.

Смотрите мой ответ выше и особенно ссылку.

Да, это нарушение установленного срока составления протокола (двое суток). Но нарушение не является существенным и никаких правовых последствий не влечёт.

Сроки эти вообще редко соблюдаются, поскольку их в большинстве случаев объективно невозможно соблюсти.

Уточнение клиента

Я правильно понимаю, что ст.28.5 полностью нерабочая? И прикрываясь Постановлением Пленума должностные лица вправе и через больший промежуток времени покрывая свои промахи или выполняя планы по штрафам, протоколам и т.п. выуживать то, что им кажется нарушением и им за это ничего не будет? Если это так, то я в глубокой печали. Может прокуратура на это под другим углом посмотрит?

А в целом спасибо за ответы.:)

29 Октября 2014, 13:00

Я правильно понимаю, что ст.28.5 полностью нерабочая?

Ну по-большому счёту да. Другое дело что так происходит в большинстве случаев не из-за бездействия должностных лиц, а из-за того что соблюдение всех формальностей занимает много времени, если привлекаемое лицо не оказывает содействия.

Что бы сделать всё максимально правильно, нужно уведомлять привлекаемого почтой о дате и времени составления протокола. Это уже выходит за рамки сроков. Потом передача дела. Хорошо если мировому судье, или вышестоящему должностному лицу, тогда можно просто пачку бумаги передать. А если в арбитраж, то нужно ещё заявление, отдельный документ оформлять, а заявление ещё и привлекаемому лицу направить.

Так что в каких-то особо громких, резонансных делах эти сроки всё-таки стараются соблюдать, но в текущих делах, это малореально.

А прокуратура… Даже не хочу что-то прогнозировать. Но самое суровое последствие для должностных лиц будет, образно говоря, погрозят пальцем и строго скажут больше так не делать. И то не факт.

Уточнение клиента

:))) Наше «привлекаемое лицо» — государственный врач. Находится на постоянном рабочем месте. Кроме того есть руководитель организации, который отвечает за всех сотрудников и он постоянно на связи. Поэтому никаких оснований для затягивания времени составления протокола не было. Паспортные данные, справки с работы и др.документы можно выслать факсом. А по большому счету эта лазеечка с Пленумом должна применяться очень избирательно, а то будет как в советские времена — «папочка с компроматом» на каждого под сукном. А надо будет за что-нибудь наказать — достанут эту папочку и помахивая постановлением Пленума (либо телефон не отвечал, либо почта плохо работает, либо погода не летная. мало ли почему не смогли уведомить) впаяют очередную статью. Поэтому должностные лица и чувствуют себя так вольготно — они же могут карать невзирая на КоАП и не слушать наши объяснения. P.S. Задавая вопрос я допустила опечатку: уведомление было выслано не 15 сентября, а 15 октября и именно по факсу.

30 Октября 2014, 13:27

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья 28.5 КоАП РФ. Сроки составления протокола об административном правонарушении (действующая редакция)

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 28.5 КоАП РФ

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления административного правонарушения.

Под дополнительными обстоятельствами дела по смыслу ч. 2 данной статьи подразумеваются сведения, которые необходимо выяснить для составления протокола об административном правонарушении. К ним относятся данные о лице, в отношении которого возбуждено дело, и иные сведения, указанные в ч. 2 ст. 28.2 КоАП (см. п. 2 комментария к указанной статье). О статусе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, см. комментарий к ст. 25.1.

2. Отсрочка в составлении протокола об административном правонарушении возможна только для выявления информации, отсутствие которой несовместимо с составлением протокола: в частности, отсутствие свидетелей и потерпевших не является препятствием для составления протокола немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

3. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела. Указанный срок может быть продлен только в исключительных случаях в соответствии с ч. 5 ст. 28.7 КоАП.

4. Применительно к ч. 2 комментируемой статьи в соответствии с п. 1 письма ГТК России от 17 мая 2002 г. N 01-06/19136 к сведениям, которые могут быть выяснены в срок до двух суток с момента выявления административного правонарушения, можно отнести следующие:

— сведения об отдельных обстоятельствах дела, отягчающих или смягчающих ответственность либо указывающих на малозначительность правонарушения (например, получение подтверждения о выдаче лицу, привлекаемому к ответственности, документа, имеющего значение для таможенных целей (лицензии, справки банка, сертификата и т.п.));

— данные о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и должность, место жительства, семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении, размер его заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии, привлечение ранее к административной ответственности и др.);

— сведения о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело (ИНН, ОКПО, полное наименование, юридический и фактический адрес, наличие на учете в соответствующем налоговом органе, наличие счетов в банках (расчетных, текущих и иных)).

Получение указанных сведений может осуществляться по оперативным средствам связи из налоговых органов, органов внутренних дел, других государственных органов, организаций по месту работы лица, привлекаемого к ответственности, и других учреждений. При этом в случае необходимости должностное лицо вправе для установления личности или выяснения обстоятельств административного правонарушения применить меры обеспечения производства по делу вплоть до административного задержания физического лица.

Пришло уведомление на гендиректора о составлении протокола об административном правонарушении

ООО привлекалось в наказанию, но в судебном порядке решение ПФР удалось признать недействительным. Есть решение.

Теперь пришло уведомление на гендиректора о составлении протокола об административном правонарушении по этому же делу но уже на должностное лицо.

Ехать в другой город не хочется, давать пояснения. что нужно написать, чтобы протокол не составлялся?

21 Февраля 2018, 10:22 Юлия, г. Москва

Уточнение клиента

Во вложении решение ПФР

21 Февраля 2018, 10:44

Ответы юристов (8)

Теперь пришло уведомление на гендиректора о составлении протокола об административном правонарушении по этому же делу но уже на должностное лицо. Ехать в другой город не хочется, давать пояснения. что нужно написать, чтобы протокол не составлялся?

Юлия, добрый день! Для того чтобы писать пояснения от лица ГД в отношении которого предполагается возбуждение дела об адм. правонарушении надо понимать за что именно его собираются привлекать к адм. ответственности, решение ПФР в отношении ООО могло быть отменено и по процессуальным нарушениям например что никак не исключает возможности привлечения должностного лица к адм. ответственности за тоже событие

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Есть вопрос к юристу?

Добрый день, Юлия.

Вам нужно направить судебное постановление о признании решения ПФР недействительным. С соответствующими пояснениями.

Но в данном случае не известна формулировка об отмене решения ПФР, поэтому если можно, выложите пожалуйста.

В случае неявки вашего гендиректора, протокол будет составлен в его отсутствии, согласно:

КоАП РФ Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 18.07.2011 N 225-ФЗ, от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
(часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

В дальнейшем протокол будет Вам направлен в течении трех дней.

что нужно написать, чтобы протокол не составлялся?

Протокол составляется при наличии совершения адм. правонарушения, в связи с чем «что-либо» написать, чтобы протокол должностным лицом не составлялся Вы не сможете.

Ехать в другой город не хочется, давать пояснения. что нужно написать, чтобы протокол не составлялся?

Здравствуйте Юлия.Если протокол составлялся, значить и будет рассматриваться дело в отношении Генерального директора в суде.Поэтому Вам нужно будет написать ходатайство в суд(или в ПФР), о рассматрение дело по месту жительства генерального директора , когда административоное дело передадут в суд или примут сами решение по делу (Вам извещение придет)

КоАП РФ Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

КоАП РФ Статья 24.4. Ходатайства

1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

Уже по месту жительства Генерального директора, будете ознакомиться с делом и будете участвовать в суде и доказать невиновность ГЕн.Директора

В таком случае действительно не понятны причины составления протокола в отношении должностного лица по тому же делу. Если только данное решение не было обжаловано.

Поэтому направлять соответствующее пояснение с данным решением или обжаловать в дальнейшем, если протокол будет все таки составлен. Если это не ошибка, то не понятно чем руководствуется ПФР.

КоАП РФ Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;
(п. 5 в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла п. 6 ч. 1 ст. 24.5 см. Постановление КС РФ от 16.06.2009 N 9-П.

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
8.1) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 17.04.2017 N 68-ФЗ)

9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
(п. 9 введен Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ)

Уточнение клиента

а по сроку давности можно отмазаться от этого штрафа?

21 Февраля 2018, 11:59

Во вложении решение ПФР

ясно, тогда в объяснениях надо ссылаться на ст. 24.5 КоАП

1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

ввиду того, что со стороны директора были предприняты все возможные меры по исполнению обязанности о чем и указано во вступившем в силу решении АС

Если протокол составлялся, значить и будет рассматриваться дело в отношении Генерального директора в суде.

Адвокатский кабинет №708

Уточнение: Дело может рассматриватся и самим ПФР,

Прошу прошения, А Вас приглашают для составления Протокола?

Тогда коллеги правильно указали отправить возражение и приложить к нему решение суда в отношении ООО.

ходатайства ПФР не будет рассматривать, о том что дело рассматривали по месту жительства

Со сроками тут действительно тоже не понятно так как

КоАП РФ Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Ну вы сделайте как вам писалось ранее. Потому что мне кажется у них решение суда затерялось в ведомстве или в памяти. По другому я сейчас объяснить не могу данную ситуацию.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Нарушены ли сроки составления протокола об административном правонарушении?

10 февраля было совершено административное правонарушение, классифицируемое по ч2. ст. 20.13 КоАП РФ.

Протокол о нарушении был составлен 13 марта участковым инспектором. Не нарушены ли сроки составления протокола? Или сроки давности административного правонарушения?

Ответы юристов (4)

Здравствуйте. Ст. 28.5 КоАП РФ

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

сроки давности указаны в ст. 4.5 КоАП РФ. Там 3 месяца минимальный срок для привлечения к ответственности. Так что по части сроков в части привлечения к ответственности всё нормально. по протоколу мне кажется имеется нарушение.

Есть вопрос к юристу?

Если проводилось административное расследование, то не нарушены сроки составления протокола.

Если не проводилось, то нарушены

Уточнение клиента

административное расследование не проводилось.

15 Марта 2018, 10:08

А когда выявили нарушение . То есть когда в полиции зарегистрировали данный случай или сообщение . ОТ этого все и зависит, в любо случае гадать бесполезно, это всего лишь ваши слова.нужно изучать материал

Алена, добрый день!

Если я Вас правильно понял, вопрос направлен в сторону выявления процессуальных нарушений, допущенных инспектором, которые впоследствии Вы хотите использовать при рассмотрении дела в суде для того, чтобы избежать привлечения к административной ответственности.

К сожалению, нарушение правил в части несоблюдения сроков составления протокола об административном правонарушении, не признается существенным и не являться обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Данная позиция подтверждается в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором указано:

В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Срок давности для привлечения к административном ответственности, как уже заметил мой коллега, в настоящее время не истек.

С уважением, Константин.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Рассмотрение протокола об административном правонарушении

Интересуют сроки рассмотрения протокола об административном правонарушении. в какой срок выносится протокол об административном правонарушении . Если факт правонарушения зафиксирован 27.01.14 ( акт ), а протокол составлен 28.04. Это нарушение?

Ответы юристов (7)

А что за протокол, по какой статье?

В общем случае двух и трёхмесячный сроки привлечения к ответственности истекли. Дело не может быть возбуждено и протокол составлен неправомерно.

Но если у Вашего нарушения больший срок привлечения к ответственности, то хотя срок составления протокола нарушен, срок этот не является пресекательным и само по себе основанием для прекращения дела это не будет.

Есть вопрос к юристу?

Если речь идёт именно о протоколе (т.е. документа, на основании которого возбуждается дело), а не о постановлении, то законно

Статья 28.5 КоАП гласит:

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

т.е. например, должностное лицо заподозрило Вас в каком-то правонарушении, но Вы не согласны с нарушением, или нет возможности привлечь Вас сразу — тогда составляется протокол, что произошло то-то. Далее другое должностное лицо уже рассматривает дело по существу.

Однако, есть ситуации, когда и протокол составить моментально нельзя — например, если неизвестны Ваши ФИО, тогда законом предусматривается возможность составления протокола в двухдневный срок.

Если и после этого протокол не составлен, то и составлять его дальше нельзя, а значит, возбуждать дело вообще.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Не могу согласиться с позицией коллеги о том, что «Если и после этого протокол не составлен, то и составлять его дальше нельзя, а значит, возбуждать дело вообще».

Да, я полностью согласен с приведёнными статьями о сроках составления протокола и о том что эти сроки однозначно нарушены в Вашем случае.

Но есть Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными

Нарушение этих сроков это не основание для прекращения дела.

Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6)истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Нарушения при составлении протокола к ним не относятся. Про сроки уже сказано выше, да и иные нарушения это основание не для прекращения, а для возвращения дела лицу, составившему протокол.

Основание для прекращения дела это истечение срока привлечения к ответственности. А он у разных статей и в разных ситуациях разный, посему я статью и спрашивал.

Понятно, в общем тут имеет место путаница понятий «протокол по делу об административном павонарушении» и «постановление по делу об административном правонарушении», поэтому объясню проще:

Если Вас за что-то поймали, а протокол составили через месяц — это незаконно.

Если Вас поймали, сразу сделали протокол, а через месяц вынесли постановление, — это законно.

В связи с этим вопрос КЛИЕНТУ: какой всё-таки документ составлен 28.04, протокол или постановление?, посмотрите внимательнее. В вопросе я вижу «протокол».

Да я-то разницу между постановлением и протоколом понимаю.

Если Вас за что-то поймали, а протокол составили через месяц — это незаконно.

Почему? Ну в смысле я согласен, это незаконно, поскольку нарушает КоАП РФ. Но какие правовые последствия это влечёт? Это не является основанием для прекращения. Нет. А раз так, составить протокол можно в любой момент, если не истёк срок привлечения. Хоть через месяц. Хоть через пять лет (по коррупционному делу). Главное рассмотреть его вовремя.

Эти сроки нарушаются повсеместно!

Выявили допустим при документарной проверке. Уведомление на протокол почтой направили. Сколько оно идти будет? Ну точно не два дня.

Ещё раз. Есть ситуации когда «Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению». Нарушение сроков составления протокола к ним не относится.

Ну а дальше — что не запрещено, то разрешено.

Да, сроки нарушены. Но правовых последствий это не влечёт.

P.S. Чисто по своей практике я редко сталкивался с нарушениями, рассматриваемыми сразу на месте постановлением. Зато не раз видел ситуации когда протоколы составлялись через несколько месяцев. У судей ни в общей юрисдикции ни в арбитраже никогда вопросов не возникало. Поскольку есть однозначные мнения ВС и ВАС (хотя у ВАС менее удачная формулировка). Вопрос только один — как дела со сроком привлечения.

Добравшись до другого компьютера продолжу.

28.5 это статья в целом неработающая. Если бы она жёстко исполнялась, то к ответственности можно было бы привлечь только того кого за руку поймали.

Приехали к юр.лицу, увидели нарушения, захотели составить протокол… А у него как-то резко исчезли законный представитель и люди с доверенностями. Захотели оставить уведомление о составлении, а и секретари куда-то испарились, да и вообще ни у кого нет доверенностей на получение почты.

Или вообще выявили дистанционно (документарная проверка, систематическое наблюдение), приезжаете, а там просто дверь никто не открывает.

И что дальше? Два дня биться в дверь, а потом плюнуть, сказать: «Ладно, подавитесь этим стотысячным штрафом, ваша взяла»?

Так бы никого никогда не могли привлечь.

А так почтой отправляются уведомления.А дальше пришёл человек или получил и не пришёл или отказался получать… Уже не важно, спокойно составляется протокол. Но из-за почты это процесс по-определению не быстрый.

Нарушение есть? Есть. И что? Как с ПДД. Превышение скорости на 10 км/ч это нарушение? Да. Ответственность за такое нарушение есть? Нет. Вот все и ездят на 20 км/ч быстрее, по границе ответственности.

Так и с протоколом. Да, я такой нехороший человек, составил протокол через два месяца и направил его судье. Какое процессуальное решение она должна принять основываясь на КоАП?

Основания для прекращения дела перечислены в 24.5. Нарушения при составлении протокола к таковым не относятся. => оснований для прекращения дела нет.

Если бы нарушение было существенным, которое устранить нельзя, то протокол судья бы отправила мне обратно на доработку (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). Но ВС прямо сказал что нарушение сроков составления протокола существенным нарушением не является. У судьи нет правовых оснований вернуть протокол или прекратить рассмотрение.

Так что протокол, составленный с нарушением сроков, даже если они нарушены на месяцы, рассматривается на общих основаниях, так же как если бы он был составлен вовремя.

Пленум ВС уже цитировал, под рукой был. Заодно Пленум ВАС, на который я тоже ссылался:

Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»

10. Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП.

Как я говорил, формулировка хуже. Здесь нет прямого указания, что нарушение сроков несущественно.

Вместе с тем. Второй абзац: существенность нарушений оценивается их последствиями. Какие негативные последствия есть у привлекаемого, если его вызывают на протокол позже? Только время на подготовку получает.

НУ и третий абзац. Нарушение сроков оценивается по тому, как оно образовалось. Если орган выполнял свои обязанности (извещал привлекаемого о дате, времени и месте) и из-за выполнения обязанностей задержался, это не будет расценено как основание для прекращения или возврата.

При этом на практике на это уже никто не смотрит. Обычно просто применяется аналогия с ВС. И нарушение сроков признаётся несущественным, поскольку не нарушает права привлекаемого.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Это интересно:

  • Имущественный вычет при продаже земельного участка и дома С какой суммы нужно будет платить налог при продаже земельного участка в СНТ? добрый день) с какой суммы нужно будет платить налог с продажи земельного участка в СНТ если приобрела я его в 2016 году за 550 тыс, а продаю в 2017 году за […]
  • Нарушение тишины и покоя граждан ростовская область Закон о тишине и покое граждан на территории Ростовской области Здравствуйте, подскажите в какое время разрешены ремонтные работы в многоквартирном доме? Верно ли, что разрешённые часы с 9:00 до 19:00, с перерывом с 13:00 до 15:00? Ответы […]
  • Ст122 ч2 коап украины Тема: Ст.122 ч.2 (п.п. 14.6 - обгон на дороге с ограниченной видимостью) Опции темы Отображение Линейный вид Комбинированный вид Древовидный вид Ст.122 ч.2 (п.п. 14.6 - обгон на дороге с ограниченной видимостью) Развод на […]
  • Декларация по налогу на прибыль при ликвидации обособленного подразделения Декларация по налогу на прибыль при закрытии обособленного подразделения Цитата: Вопрос: О корректировке ежемесячных авансовых платежей в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций при закрытии обособленных […]
  • Отдел судебный приставов 2 по набережным челнам Новые адреса отделов судебных приставов по г. Набережные Челны Смена адресов отделов судебных приставов г. Наб. Челны Отдел судебных приставов № 1 г. Набережные Челны УФССП России по Республике Татарстан, действующий на территории […]
  • Госпошлина при обжаловании решения арбитражного суда первой инстанции Госпошлина при обжаловании в апелляционную инстанцию определения арбитражного суда Подлежит ли уплате государственная пошлина при обжаловании в апелляционную инстанцию определения арбитражного суда об отказе в удовлетворении заявления об […]
  • Инн ооо смена информация актуальна на 19.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Арбитраж ФССП ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Бухотчетность Бухгалтерская […]
  • Управление имуществом ребенка рф Регистрация, контроль, управление имуществом, права и обязанности Порядок управления имуществом подопечного: номинальные счета, сделки с недвижимостью и т.д. Правила распоряжения имуществом подопечных устанавливаются Главой 3 Гражданского […]