Система права социального обеспечения курсовая работа

Конспекты юриста

Понятие и предмет права социального обеспечения

План курсовой работы

1. Понятие права социального обеспечения.

  • 1.1. Развитие понятия права социального обеспечения.
  • 1.2. Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права.
  • 1.3. Право социального обеспечения как наука и учебная дисциплина.

2. Предмет права социального обеспечения.

  • 2.1. Предмет права социального обеспечения.
  • 2.2. Развитие предмета права социального обеспечения.
  • 2.3. Особенности предмета права социального обеспечения.

Список использованных нормативных актов, специальной литературы.

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из важнейших мест в жизни государства и общества. Оно прямо зависит от развития экономики и прямым образом связана с политикой и социальным благополучием народа. Содержание понятия социального обеспечения складывалось постепенно.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ. В ст. 39 говорится, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае инвалидности, потери кормильца, болезни и в иных случаях, установленных законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Под социальным обеспечением на данный момент следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В настоящее время право социального обеспечения бурно развивается на основе современных концепций, оно регулирует деятельность и общественные отношения субъектов права по социальному обеспечению, которым в России охвачены десятки миллионов людей. Принимается множество нормативных актов в данной сфере, а норма права социального обеспечения служит индикатором социальной политики государства.

Во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающий в себя также негосударственные формы социального страхования и частную благотворительность.

Право социального обеспечения адресовано каждому человеку. Конституция Российской Федерации закрепляет основные характеристики социального государства, направленные на обязательность последнего по социальной защите населения во всех случаях, когда она необходима человеку в силу обстоятельств, не зависящих от него.

Задачи работы:

  • — изучение понятия права социального обеспечения;
  • — изучение предмета права социального обеспечения.

Цели работы потребовали привлечения разнообразных источников, характеризующих различные аспекты проблемы.

Понятие и система социального обеспечения

Главная > Реферат >Социология

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет»

Факультет права и психологии

Кафедра гражданского права и процесса

по дисциплине «Право социального обеспечения»

«Понятие и система социального обеспечения»

Глава 1. Понятие социального обеспечения .

Глава 2. Предмет, метод, система права социального
обеспечения.

2.1. Предмет права социального обеспечения .

2.2. Особенности метода права социального обеспечения.

2.3. Система права социального обеспечения.

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения.

Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным:

Первый критерий – источники финансирования.

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: Фонда социального страхования, Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Второй критерий – круг лиц, подлежащих обеспечению.

С юридической позиции установлено, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан. А лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица; имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от радиации; лица награжденные и т. д.

Третий критерий – условия предоставления обеспечения.

Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.)

Четвертый критерий – цель предоставления обеспечения.

Следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Целью написания данной работы является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует определение социального обеспечения.

При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Если в советский период система социального обеспечения была органическим составным элементом перераспределительной системы в обществе государственного социализма, позволяя государству частично сокращать несоответствие заработной платы и условий труда, смягчать недостатки системы пенсионного обеспечения, улучшать условия жизни уязвимых слоев населения, привлекать население для работы в особо тяжелых климатических условиях, перераспределять прибыль, полученную от использования государственной собственности, среди верхушки работников госаппарата, то теперь, в условиях рыночной экономики она претерпела кардинальные изменения. Рассмотрение проблемы реформирования видов социального обеспечения также является целью написания данной работы.

В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи: сформулировать понятие социального обеспечения и выделить его виды; определить его предмет и метод, а также рассмотреть систему права социального обеспечения.

Теоретической основой исследования являются труды советских и российских ученых, среди которых можно выделить труды М.Ю. Барщевского, К.Н. Гусова, К.В. Добромыслова, Р.И. Ивановой, С.И. Кобзевой, В.А. Тарасовой, Э.Г. Тучковой и других авторов.

Глава 1. Понятие социального обеспечения

Человеческая жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы — основного источника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.

Концепция социальной защиты населения России применительно к новым политическим и экономическим условиям находится в процессе разработки. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Под социальной защитой в широком смысле понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни. 1

В узком смысле социальную защиту рассматривают как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни.

Но при всей новизне эта концепция должна базироваться на результатах и выводах отечественных ученых, ранее исследовавших такие важнейшие составные элементы социальной защиты, как социальное обеспечение и социальное страхование.

В 20-30-е годы изучением социального обеспечения и социального страхования занимались H.A. Вигдорчик, Л.В. Забелин, В. Дурденевский, З.Р. Теттерборн и др.

В. Дурденевский рассматривал социальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи. А социальное страхование — как систему ослабления риска посредством разложения его на участников общественного процесса производства, составную часть трудового права. 2

Л.В. Забелин считал социальное обеспечение родовым понятием по отношению к социальному страхованию. Поэтому, с его точки зрения, все особенности социального обеспечения в равной степени характерны и для социального страхования.

В 50-60-е годы большой вклад в развитие теории социального обеспечения и социального страхования внесли Н.Г. Александров, B.C. Андреев, Е.И. Астрахан, Β.Α. Ачаркан, К.С. Батыгин, М.В. Баглай, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, В.И. Усенин, P.M. Цивилев и др.

B.C. Андреев называл социальным обеспечением проводимую государством или им поддерживаемую совокупность определенных социально-экономических мероприятий по обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, обеспечению детей, медицинскому обслуживанию и лечению граждан.

В дальнейшем исследования в области социального обеспечения проводили такие крупные ученые-юристы, как Р.И. Иванова, A.C. Пашков, М.И. Полупанов, В.В. Рогожин, А.И. Ставцева, Β.Α. Тарасова, Э.Г. Тучкова, В.Ш. Шайхатдинов и др.

Важное теоретическое значение имеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность, произведенная Р.И. Ивановой. По ее мнению, социальное обеспечение это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах. 3

Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретно-исторических условий (экономического и политического строя), в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки: — объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения; — особые фонды, источники социального обеспечения; — особые способы предоставления средств к существованию; — закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других. 4

Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки. 5

Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью: — назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе, либо бесплатно (алиментарно) вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов; — предоставление бесплатных для потребителя медицинских услуг по программам ОМС; — оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них — по льготным тарифам. 6

Существование указанного комплекса отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государство заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.

Что касается соотношения государственных систем социальной защиты и социального обеспечения, то вторую следует рассматривать как составную часть первой. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

Понятие, предмет и система права социального обеспечения: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Праву социального обеспечения

СКОЛЬКО СТОИТ ЗАКАЗАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ РАБОТУ?

Право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом.

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

• по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

• предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

• процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права. Социальное обеспечение можно разделить на общую, особенную и специальную части.

В соответствии с положениями теории права общая часть охватывает положения и нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:

• понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;

• принципы права социального обеспечения;

• источники права социального обеспечения;

• правоотношения по социальному обеспечению;

• история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

К Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

В системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения.

Помните, что «Понятие, предмет и система права социального обеспечения» довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ НА ЭТУ ТЕМУ

Система права социального обеспечения

Социальное обеспечение — социальный институт государства, который является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Характеристика права социального обеспечения.

Подобные документы

Понятие и классификация источников права социального обеспечения. Рассмотрение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ в системе социального обеспечения. Последние реформы в области права социального обеспечения.

курсовая работа, добавлен 19.02.2015

Понятие права социального обеспечения и его организационно-правовые формы и виды. Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества. Назначение денежных выплат. Предмет, система, принципы и источники права социального обеспечения.

реферат, добавлен 04.12.2010

Понятие, сущность и классификация источников права социального обеспечения. Федеральная система источников права социального обеспечения. Система и структура регионального законодательства в сфере социального обеспечения на примере Оренбургской области.

курсовая работа, добавлен 05.05.2015

Анализ концепции социальной защиты населения России. Предмет, методы и система права социального обеспечения. Основные составляющие социального обеспечения, его виды. Критерии определения социального обеспечения, характеристика его ключевых функций.

курсовая работа, добавлен 24.12.2013

Общая характеристика права социального обеспечения как отрасли права: предмет, метод, система, юридические конструкции. Особенности российского права социального обеспечения в современных условиях. Понятие, принципы, формы социального обслуживания.

дипломная работа, добавлен 07.10.2013

Предмет, метод, принципы права социального обеспечения. Виды социального обеспечения: льготы, государственная адресная социальная помощь, пенсии, пособия, компенсации. Демографическая, социально-реабилитационная и защитная функция социального обеспечения.

презентация, добавлен 12.04.2014

Общественные отношения, возникающие при реализации норм права социального обеспечения. Нормы права, составляющие систему права социального обеспечения. Понятие кодификации как способа систематизации права. Виды кодификационных нормативных правовых актов.

курсовая работа, добавлен 09.06.2014

Анализ системы законодательства в сфере обеспечения социальных функций государства. Сравнительная характеристика российской модели социального обеспечения, ее отличие от западных аналогов. Проблемы законодательства в сфере образования и здравоохранения.

контрольная работа, добавлен 01.09.2012

Источники права как одна из важнейших ключевых правовых категорий в юридической науке. Обновление законодательства в области социального обеспечения. Анализ основных источников права социального обеспечения России, их изменений на период 2010-2014 гг.

контрольная работа, добавлен 22.03.2015

Основные этапы становления систем социального обеспечения. Понятие и функции социального обеспечения. Формирование российской федеральной системы социального обеспечения. Формы социального обеспечения. Пенсионная система и иные денежные выплаты.

Право социального обеспечения как отрасль Российского права

Главная > Реферат >Государство и право

На тему: Право социального обеспечения как отрасль российского права

Студент гр. 31 «Ю»

Глава 1. Понятие условий и норм социального обеспечения

1.1. Дифференциация условий социального обеспечения. 5

1.2.Нормы социального обеспечения – источник социального обеспечения. 8

1.3.Характеристика основных источников права социального обеспечения..10

Глава 2.Социальный институт социального нормирования

2.1.Комплекс норм и ценностей, регулирующих социальное поведение. 16

2.2.Анализ структуры норм социального права. 18

Список литературы. 23

Актуальность исследования в современных условиях жизни российского общества, которые характеризуются как период социальных изменений, одной из важнейших задач является создание и развитие системы социальной защиты, соответствующей не только насущным потребностям, но и имеющей определенную перспективность. Практика показывает, что прежняя система социального обеспечения, в современных условиях, не может адекватно осуществлять свои функции в силу различных причин. Выдвижение же идеи социальной защиты не привело автоматически к созданию системы социальной защиты, которая бы адекватно удовлетворяла потребности тех категорий населения, которые нуждаются в помощи, поддержке и защите. Постоянные задержки выплат заработной платы, пособий, пенсий, отсутствие методологической базы при расчетах этих выплат приводит к тому, что население страны, в различных формах выражает свое недовольство, являющееся свидетельством социального напряжения, перерастающего в различные формы конфликтов. Хотя идея социальной защиты существует уже несколько лет и существовало специальное Министерство, которое сделало ряд положительных шагов, однако, в балансе того, что не сделано преобладает негативная сторона. Во-первых, основной методологической предпосылкой создания сбалансированной системы социальной защиты населения является оптимизация отношений человека и социальной системы. Во-вторых, важнейшим методологическим подходом к определению социальной значимости системы социальной защиты является рассмотрение этой системы как социально-экономического процесса, который не только удовлетворяет потребности определенных категорий населения, но и создает рабочие места, поддерживает, на определенном уровне занятость, поддерживает и сохраняет платежеспособный спрос населения и в силу уже одного этого является важнейшим фактором социальной стабилизации и обеспечения прав человека.

Подход с точки зрения экономической теории, который связывает создание и функционирование эффективной системы социальной защиты с экономическими процессами, протекающими в обществе. Здесь есть различные концепции, выдвинутые, в основном, зарубежными авторами: Э. Аткинсоном, Л. Бекемансом, Д. Эсти, Дж. Кейнсом, М. Фридманом, В. Бевериджом и рядом других. Характерным для этого подхода является рассмотрение системы социальной защиты как экономического и социального стабилизатора, смягчающего кризисные явления и помогающего реформировать отдельные области социальной жизни наиболее безболезненным образом.

Цель исследования. Анализ структуры социальной защиты как социального и социально-экономического процесса, рассмотрение важнейших методологических проблем построения и функционирования системы социальной защиты, определение условий функционирования эффективной системы социальной защиты населения Российской Федерации.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. раскрытие особенностей социальной защиты как социального и социально-экономического процесса;

2. изучение состояния социальной защиты населения Российской Федерации; 3. раскрытие особенностей международных и отечественных норм социальной защиты и обеспечения населения;

4. анализ некоторых национальных систем социальной защиты и обеспечения стран с наиболее развитыми системами социальной защиты;

5. определение основных условий функционирования эффективной системы социальной защиты населения Российской Федерации.

Глава 1. Понятие условий и норм социального обеспечения

1.1. Дифференциация условий социального обеспечения

Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования. Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т.е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Нормы, устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий граждан, не имеющих возможности реализовать общую для всех правовую норму по независящим от них причинам, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством, являются специальными нормами (льготами). Льготы можно классифицировать по: — субъектам (пенсионеры, инвалиды 1-й и 2-й групп, бывшие узники фашизма, Герои СССР и РФ, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и пр.); — содержанию (бесплатный проезд на транспорте, бесплатное получение лекарств, освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг, бесплатная установка телефона и др.); — источникам финансирования (государственные внебюджетные фонды социального страхования, федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населения, бюджеты различных уровней) и другим признакам. Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако дифференциация не должна быть чрезмерной, превращаться в тормоз для развития системы социального обеспечения в целом. Анализ современного состояния государственной системы социального обеспечения показывает, что число предоставляемых льгот слишком велико. Далеко не все из них целесообразно сохранять в новых экономических условиях, поскольку они значительно усиливают финансовую нагрузку государственной системы социального обеспечения на бюджеты различных уровней и уже не соответствуют своему целевому назначению. Однако при этом следует воздержаться от упрощенного подхода, направленного на максимальное сокращение количества льгот, способного привести лишь к временной экономии средств. Необходим комплексный анализ каждой конкретной нормы, закрепляющей дополнительные преимущества, для отдельных категорий населения, с учетом таких факторов как причины введения, круг субъектов, стоимость и экономическая эффективность в сочетании с другими видами социального обеспечения. Наибольшее число норм-льгот содержится в пенсионных институтах. Это привело к тому, что численность лиц, выходящих на пенсию до достижения пенсионного возраста (60 лет — мужчины, 55 лет — женщины), достигла 28 % численности пенсионеров по старости, а расходы на выплату им пенсий составляют почти 35 % общих затрат на выплату пенсий по старости.

Каждому седьмому пенсионеру пенсия назначается при снижении возраста на 5-10 лет (без учета льготных пенсий, назначаемых лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Вместе с тем по оценкам специалистов, до 30 % работников, имеющих право на пенсионные льготы, трудились в нормальных условиях. Поставленные при введении этих льгот цели практически не решаются. Заинтересованности в улучшении условий труда, дающих право на получение льготных пенсий, нет ни у работодателей, ни у наемных работников. Поэтому концепция пенсионной реформы предусматривает постепенный перевод льготных пенсий в профессиональные системы, чтобы каждая отрасль несла ответственность за условия производства и принимала меры по их улучшению. При переходе на профессиональные пенсионные системы приобретенные работниками пенсионные права должны быть сохранены. В целях стабилизации пенсионного обеспечения ведется работа по совершенствованию пенсионного обеспечения лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Завершена «Разработка методических основ и критериев» для упорядочения льготных пенсий по условиям труда, проводится нормирование вредных факторов производственной среды и трудового процесса и сертификация рабочих мест с учетом вредности, тяжести и опасности условий труда. Постановлением Правительства РФ от 31.08.99 утверждены Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска для расчета тарифов страховых взносов. Дифференциация пенсионного возраста по признаку пола также вряд ли оправдана, так как продолжительность жизни у женщин дольше, чем у мужчин, а соотношение между реальными пенсионными взносами и суммой полученных женщиной пенсий меньше. В процессе подготовки пенсионной реформы изучались возможности, как повышения пенсионного возраста, так и уравнивания пенсионного возраста мужчин и женщин. Однако от прямого решения этого вопроса авторы концепции отказались. Повышение пенсионного возраста женщин будет стимулироваться косвенно путем установления зависимости размера пенсии от ожидаемой продолжительности жизни. Использование пенсионных льгот в качестве средства для решения демографических проблем, проблем трудовых ресурсов и других общегосударственных и локальных задач должно быть прекращено. В частности, нет достоверных данных о том, что снижение пенсионного возраста для многодетных женщин оказало какое-либо благоприятное воздействие на уровень рождаемости в стране.

1.2.Нормы социального обеспечения – источник социального обеспечения

Источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права. Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям: 1) по степени их важности и субординации (т.е. по юридической силе); 2) по сфере их действия; 3) по органам, принявшим нормативный акт; 4) по форме акта; 5) по правовым институтам; 6) по видам регулируемых общественных отношений; 7) по субъектам отношений; 8) по организационно-правовым формам социального обеспечения.

По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Согласно Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции Российской Федерации и её субъектов. Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон Российской Федерации – это Конституция РФ, которая была принята 12 декабря 1993 г. К конститутивным законам относится Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991г. постановлением Верховного Совета РСФСР. Следует отметить, что основные положения Декларации получили законодательное закрепление в Конституции РФ 1993 г.

Конституция РФ является базой всего текущего законодательства в России. В ст.7 Конституции говорится, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Кодифицированным актом в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993. Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения. По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и другие. По сфере действия источники делятся на федеральные, региональные, муниципальные и локальные. По видам общественных отношений необходимо выделять акты, регулирующие отношения: а) по пенсионному обеспечению; б) по обеспечению пособиями и компенсационными выплатами; в) по предоставлению социальных услуг. В зависимости от субъектов могут быть правовые акты, регулирующие социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, детей, безработных, малоимущих граждан и других лиц. С учётом организационно-правовой формы социального обеспечения необходимо отдельно рассматривать нормативные акты, регулирующие социальное обеспечение, осуществляемое в порядке обязательного социального страхования, и нормативные акты, регулирующие социальное обеспечение за счёт ассигнований из бюджетов всех уровней.

предмет и метод права социального обеспечения

В курсовой работе проведено исследование некоторых элементов системы права социального обеспечения.
В работе изучены методы и принципы права социального обеспечения, которые определяют эту часть правового регулирования и как область науки и как область оказания определенных услуг гражданам, нуждающихся в этом.
Правовые нормы, регулирующие отношения в сфере социального обеспечения, получают свое «внешнее» закрепление в нормативных правовых актах, которые составляют единую систему отраслевого законодательства о социальном обеспечении, являющегося частью системы российского законодательства.
В работе были определены цели права социального обеспечения при реализации правовых нор и раскрыто их значение:
• установление правовых гарантий;
• создание определенных условий;
• установ Показать все ление способов защиты
Определено, что функции права оказывают непосредственное воздействие не только на правовые нормы, но и влияют на дальнейшее развитие законодательства о социальном обеспечении. Выявлено, что для достижения целей права социального обеспечения необходимо обеспечение эффективного правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения, принятие единого кодифицированного закона о социальном обеспечении, закрепляющего основные цели и задачи законодательства.
Особенной частью права социального обеспечения сформирована в основном из комплексных институтов (пенсионного обеспечения, социальных пособий, медицинской помощи и лечения, социального обслуживании). В то же время в этой структуре самостоятельное место также занимают предметный регулятивный институт (обеспечения в порядке обязательного страхованного страхования пострадавших на производстве и профессиональных заболеваний) и функциональные институты (трудового стажа, процедурно-процессуальный).
В ходе выполнения курсовой работы было выявлено, что в предмет права социального обеспечения входят следующие группы общественных отношений:
• по социальному обеспечению граждан в денежной форме;
• предоставлению разных социальных услуг;
• процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов.
Таким образом, можно сделать вывод, предмет права социального обеспечения — это сложный комплекс общественных отношений материального и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.
В работе определены особенности метода права, которые сгруппированы по группам функций, к которым они относятся, а именно:
— порядок установления прав и обязанностей граждан;
— степень определенности предоставленных прав и самостоятельности действий граждан;
— взаимоотношения граждан в данном виде правоотношений;
— наличие или отсутствие определенной юридической связи между субъектами прав и обязанностей;
— способы обеспечения реализации определенных субъективных прав и обязанностей.
При изучении специальной литературы и нормативных правовых актов, было определено, что метод права социального обеспечения характеризуется трансформацией общего метода правового регулирования и включает в себя различные специфические способы правового регулирования, притом, как основные и дополнительные способы. Метод права социального обеспечения — это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению людей, особенности которого связаны с распределительным характером этих отношений.
Скрыть

Социально — экономические преобразования, происходящие в стране, объективно определили необходимость формирования адекватной современному уровню развития общества правовой системы, способствующей достижению целей правового государства, каким является и Российская Федерация в 21 веке. Качественные изменения в экономике и политике неизбежно затрагивают и сферу социального обеспечения, что отражается на развитии законодательства и обусловливает необходимость появления новых направлений в исследованиях отрасли и науки права социального обеспечения. Сложность данной отрасли права обуславливается прежде всего, наличием обширного массива нормативных правовых актов, который нестабилен, поскольку подвергается непрерывному изменению, именно в связи с тем, что социальное обеспечение зависит Показать все от состояния экономики страны, которая регулярно переживает кризисные явления, что особенно актуальным является именно сейчас. На проблемах формирования отдельных структурных элементов данной отрасли сказывается также и отсутствие кодификации российского законодательства о социальном обеспечении. Все это обуславливает актуальность данной работы и позволяет выявить цель курсовой работы: изучение предмета и метода права социального обеспечения как неотъемлемых частей правовой системы. Исходя из цели работы были поставлены следующие задачи:
1. изучение понятия права социального обеспечения, его видов и функций в современном обществе;
2. определить предмет права социального обеспечения, описать развитие представление о нем;
3. определить метод социального обеспечения и описать развитие представление о нем;
4. сделать вывод о перспективах развития права социального обеспечения в Российской Федерации (далее- РФ).
Объектом курсовой работы является система знаний о праве социального обеспечения как науке, отрасли и законодательства о социальном обеспечении. Предмет составляют знания о внутреннем структурировании и связях между методом и предметом права социального обеспечения, о системе ее норм, о закономерностях их организации внутри отрасли.
В разработке проблем, посвященных категориям теории права, значительную роль сыграли работы А. М. Васильева, В. М. Сырых, Д. Е. Петрова, С. В. Полениной. Необходимо также назвать имена ученых, исследовавших проблемы теории права социального обеспечения, в работах которых в той или иной степени затрагивались вопросы системы права социального обеспечения. В их числе: В. С. Андреев, Р. И. Иванова, М. В. Лушникова, А. М. Лушников, Е. Е. Мачульская, Т. К. Миронова, Э. Г. Тучкова, М. Ю. Федорова, М. В. Филиппова, В. Ш. Шайхатдинов и др. В научной литературе последних лет появились работы С. И. Кобзевой, Ю. В. Васильевой, в которых исследуются проблемы источников права социального обеспечении.
В качестве методов анализа использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения. Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка используемой литературы. В первой главе были рассмотрены вопросы, касающиеся понятия права социального обеспечения, истории развития представлений о нем, взгляды исследователей на понятие права, их общие черты и отличия. Изучается система права социального обеспечения и его функции. Во второй главе рассмотрен предмет права социального обеспечения, изучаются причины дискуссионности данного вопроса, группы общественных отношений, составляющих данный предмет. В третей главе изучается метод права социального обеспечения, на основе научной и специальной литературы выявляются его особенности, достаточно подробно рассматриваются некоторые свойства данного права, выявляются особенности и характерные черты.
Текст работы представлен на 26 страницах Скрыть

Введение 3
1. Понятие права социального обеспечения 5
2. Предмет права социального обеспечения 12
3. Метод права социального обеспечения 16
Заключение 20
Список использованной литературы 23

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты
1.1 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст. 445.
1.2 Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (статьи 22, 23, 25) // Российская газета, 1998. 10 дек.
1.3 Европейская социальная хартия 1996 г. // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. апрель. С. 17-67.
1.4 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.07.2008).- РГ. № 247.20.12.2001.
1.5 Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I (в ред. от 02.07.2013) «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 18. Ст. 565; 2011. № 49 ( Показать все ч. 1). Ст. 7039.
1.6 Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929
Книги:

2.1 Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник для вузов. М., 1987.-422 с.
2.2 Андреев В. С. Материальное обеспечение граждан СССР в старости, в случае инвалидности и временной нетрудоспособности. М.: Госюриздат, 1963 // Научные труды. Т. 2. М.: Издательский центр Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2013. — 450 с.
2.3 Бабич А. М., Егоров Е. Н., Жильцов. Экономика социального страхования. М., 1998,- 386 с.
2.4 Батыгин К. С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учебн. пособие. М., 1998.- 412 с.
2.5 Благодир А.Л. Право социального обеспечения: региональный аспект (на примере Кировской области): учебное пособие / ГОУ ВПО «МГЮА»; Институт (филиал) МГЮА в г. Кирове. — Киров, 2008. — 120 с.
2.6 Благодир А. Л. Право социального обеспечения: система отрасли: монография. Киров, 2011.- 185 с.
2.7 Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ВолтерсКлувер, 2004. -250 с.
2.8 Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998.-215 с.
2.9 Лушников А. М., Лушникова М. В., Тарусина Н. Н. Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010.- 374 с.
2.10 Миронова Т. К. Право и социальная защита. — М.: Права человека, 2006.- 360 с.
2.11 Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: учебник / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 89 с.
2.12 Тучкова Э. Г. Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) // Пенсионная реформа в России: Оценка специалистов. М., 2005.-484 с.
2.13 Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебн. пособие. Екатеринбург. 2006. Вып. I.-450 с.
2.14 Шайхатдинов В. Ш. Предмет и система советского права социального обеспечения. Свердловск, 1983.-420 с.
2.15 Право социального обеспечения / под ред. М. В. Филипповой. М.: Юристъ, 2006. 450 с.
Статьи из периодических изданий
2.16 Вильчинская Л. И. Организационно-правовые формы и роль государства в системах социального страхования // Труд за рубежом. 1994. № 3. С. 25-29 Скрыть

Это интересно:

  • Ооо чп союз салават ООО "Торговый Дом "Союз" информация актуальна на 18.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Учредители Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС […]
  • Выплаты по рождению ребёнка военнослужащего НачФин.info " rel="nofollow"> Печать E-mail Подробности Категория: Консультация военного юриста Опубликовано: 31 марта 2017 Автор: Марина Байдак Просмотров: 10732 Вопрос: Здравствуйте! Я являюсь супругой военнослужащего, у нас […]
  • Определение размера неустойки по гк рф Расчет размера неустойки по статье 395 ГК РФ - калькулятор Неустойка по 395 ГК РФ - калькулятор для ее расчета необходим практически каждому юристу, которому требуется взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами. Такая […]
  • Уголовный кодекс рф за побои Уголовный кодекс рф за побои Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Пособие на третьего ребенка московская область Детские пособия в Московской области в 2018 году Социальная политика Московской области направлена на выявление семейств, нуждающихся в дополнительной поддержке из казны. Меры федеральной поддержки семейств с детьми в 2018 году Как и в […]
  • Комментарий к ст 263 гпк рф Комментарий к ст 263 гпк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Юридическая фирма частное право ООО "Юридическая Фирма "Частное Право" информация актуальна на 18.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Арбитраж Связи Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> […]
  • Бесплатные юридические консультации в самаре Бесплатные юридические консультации в самаре 443068, Самара, Ново-Садовая ул.,106. ТД "Захар" Офис 5а2 Главная Гражданское право Представительство в суде Семейные правоотношения Расторжение брака Раздел совместно […]