Средства фиксации административного правонарушения

Разъясняем законодательство

Порядок привлечения к ответственности при фиксации административных правонарушений специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме

За совершение административных правонарушений в области дорожного движения, при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности.

По общему правилу административного законодательства лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Однако, при фиксации правонарушений указанными техническими средствами, данные положения не применяются.

В таких случаях субъектом правонарушений является собственник (владелец) транспортного средства, независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом. Административный протокол не составляется, постановление по делу выносится без участия владельца автомобиля.

При несогласии с вынесенным постановлением собственник имеет право на обжалование. По результатам рассмотрения жалобы он может быть освобожден от административной ответственности, если будут подтверждены данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Следует иметь в виду, что обязанность по представлению доказательств невиновности возложена на собственника.

Курчатовского межрайонного прокурора В.С. Поздняков

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Прокуратура разъясняет порядок привлечения к административной ответственности при видеофиксации нарушения ПДД

Порядок привлечения к административной ответственности, при видеофиксации нарушения ПДД. Когда административное правонарушение в области безопасности дорожного движения зафиксировано работаюш;ими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, к административной ответственности привлекают собственника — т.е. владельца автомобиля (ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ), к техническим средствам, работающих в автоматическом режиме, -относятся средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средства фото- и киносъемки, видеозаписи, что следует из ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ.

Фото-, видео-, киноматериалы со специальных технических средств поступают в орган ГИБДД, контролирующий соответствующий зшасток
дороги. По государственному регистрационному знаку автомобиля определяют его собственника (владельца), адрес его места жительства.
При фиксации административного правонарушения техническими средствами протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) автомобиля.

Экземпляр постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением специальных технических средств, направляются в адрес лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения постановления или в форме электронного документа с использованием Единого портала государственных муниципальных услуг (функций) при наличии регистрации указанного лица на портале и согласия его на получение указанных постановлений с использованием средств информационных технологий, в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

В случае выявления административного правонарушения в области безопасности дорожного движения с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств административное наказание назначается в виде административного штрафа.
При этом размер назначаемого административного штрафа выбирается наименьшим в пределах санкции применяемой статьи.

Если в санкции применяемой статьи предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления автомобилем или
административного ареста и не предусмотрено наказание в виде штрафа, административное наказание назначается в виде штрафа в размере 5000 руб., согласно ч. 3 ст. 28.6, ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ. При несогласии с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности собственник (владелец) автомобиля вправе его обжаловать.

Собственника (владельца) автомобиля могут освободить от административной ответственности, если при рассмотрении его жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения автомобиль находился во владении или в пользовании другого лица или был, к примеру, угнан. При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности, что следует из из ч. 2 ст. 2.6.1, примечание к ст. 1.5 КоАП РФ; п. 1.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18. При этом также разъясняю, что в соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ следует, что уклонение от исполнения административного наказания,
выразившейся в неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в
двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Автоматизированная фиксация административного правонарушения в области дорожного движения в РФ

Автоматизированная фиксация административного правонарушения в области дорожного движения — формирование материала, содержащего необходимую и достаточную доказательную базу для рассмотрения дела об административном правонарушении в области дорожного движения, с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото-, киносъёмки, видеозаписи, (техническое средство ФВФ). После соответствующей обработки указанные материалы могут быть признаны административными правонарушениями в области дорожного движения. Возможность привлечения к административной ответственности за такие административные правонарушения (зафиксированные техническими средствами ФВФ) в Российской Федерации введена Федеральным Законом Российской Федерации от 24.07.2007 года № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [1] [2] . На сегодняшний день, работающие в автоматическом режиме технические средства ФВФ действуют практически во всех регионах России [3] [4] [5] [6] [7] . В субъектах РФ сформированы Центры автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, в которых аккумулируются все материалы, поступающие от технических средств ФВФ. Здесь же осуществляется обработка поступающих материалов, по результатам которой принимается решение о вынесении постановлений по делам об административных правонарушениях. Постановления, вместе с квитанциями на оплату штрафа, направляются собственникам (владельцам) транспортных средств.

Содержание

[править] Основы законодательства в РФ

Любые процессы, связанные с обработкой административных правонарушений, исполнением административного законодательства, регламентируются кодексом об административных правонарушениях (КоАП) РФ.

К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи привлекаются собственники транспортных средств. Норма была введена Федеральным Законом Российской Федерации от 24.07.2007 года № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Фактически при вынесении наказания по административным правонарушениям, предусмотренным главой 12 КоАП РФ (правонарушения в области дорожного движения) [8] , при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи не распространяются положения о презумпции невиновности [2] [9] [10] [11] .

[править] Порядок обработки материалов, применяемый в РФ

Обработка материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме технических средств ФВФ в Российской Федерации осуществляется в специализированных подразделениях ГИБДД МВД Российской Федерации — Центры автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД. [11] [8] [12] [13] [14] [15]

  1. Фиксация факта административного правонарушения осуществляется работающим в автоматическом режиме техническим средством ФВФ.
  2. Техническое средство ФВФ с помощью специального встроенного программного обеспечения распознаёт государственный регистрационный знак транспортного средства.
  3. Техническое средство ФВФ формирует набор файлов, состоящий из одного или нескольких файлов формата jpg с фотоизображениями транспортного средства, водитель которого допустил административное правонарушение и сопутствующей дорожной обстановки и файла формата xml, который содержит сведения:
    • о наименовании, типе технического средства;
    • о серийном (заводском) номере технического средства;
    • о месте фиксации правонарушения (месте дислокации технического средства ФВФ), в том числе его географических координатах (при наличии соответствующего устройства (GPS, ГЛОНАСС в составе технического средства);
    • о дате, времени фиксации;
    • о виде зафиксированного административного правонарушения;
    • о серии, номере свидетельства о поверке измерительного устройства, в случае, когда оно входит в состав технического средства ФВФ, сроке его действия;
    • а также о других возможных вспомогательных данных, не влияющих на принятие решения по материалу.
  4. Обработка и разбор материалов осуществляются должностным лицом ГИБДД в отсутствии нарушителя. Устанавливается наличие достаточной доказательной базы в материале, полученном от технического средства ФВФ.
  5. Устанавливается собственник транспортного средства (ТС).
  6. Должностным лицом принимается решение о возможности привлечения собственника ТС к административной ответственности.
  7. Наказанием за административные правонарушения в области дорожного движения, зафиксированные с применением работающих в автоматическом режиме технических средств ФВФ, может быть назначен только административный штраф.
  8. Должностным лицом выносится постановление по делу об административном правонарушении на собственника ТС. Постановление должно быть вынесено не позднее 15-ти суток с момента получения материала на обработку должностным лицом. К постановлению дополнительно прикладываются материалы, сформированные техническим средством ФВФ.
  9. Копия постановления направляется собственнику ТС почтовым отправлением в виде заказного письма ФГУП «Почта России».
  10. Собственник ТС в течение 10-ти суток после получения почтового отправления имеет право обжаловать постановление в суде или у вышестоящего должностного лица.
  11. Постановление может быть опротестовано контролирующим органом (прокуратурой).
  12. Постановление вступает в законную силу:
    • в случае вручения почтового отправления собственнику ТС, при отсутствии жалоб или протестов, через 10 суток с момента вручения;
    • в случае возврата почтового отправления в подразделение ГИБДД, вынесшее постановление (собственник ТС не получил письмо), – через 10 суток после возврата почтового отправления отправителю.

Собственник ТС может доказать, что в момент фиксации правонарушения транспортным средством управлял другой водитель. В этом случае собственник ТС освобождается от административной ответственности, производство по делу прекращается.

Правонарушитель обязан исполнить административное наказание. Должностное лицо ГИБДД контролирует исполнение наказания. На примере наказания в виде административного штрафа процессы могут выглядеть следующим образом:

  1. Правонарушитель в течение 60-ти суток обязан оплатить наложенный штраф или подать заявление об отсрочке или рассрочке исполнения.
  2. Если правонарушитель законопослушно оплатил штраф, постановление считается исполненным, производство по делу прекращается.
  3. Если правонарушитель в установленный законом срок не оплатил штраф, должностное лицо:
    • изготавливает второй экземпляр постановления и направляет его в службу судебных приставов по месту проживания правонарушителя для принудительного взыскания штрафа;
    • составляет протокол по факту уклонения от исполнения административного наказания и направляет его судье по месту проживания правонарушителя для его привлечения к ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
  4. Если правонарушитель не оплатил штраф в течение 2-х лет с момента вступления в законную силу, производство по делу прекращается.

[править] Виды фиксируемых административных правонарушений

Средствами фото-видео фиксации могут быть выявлены следующие административные правонарушения в области дорожного движения:

[править] Не пристёгнут ремень безопасности

Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов. Статья 12.6 КоАП РФ.

В составе материала, поступающего от технического средства ФВФ, должны присутствовать:

  • фотоизображение транспортного средства.

[править] Превышение установленной скорости

Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ).

Для определения скорости ТС используется измерительное устройство (радар или лазерный измеритель скорости). Для измерительного устройства требуется проводить регулярную поверку, производимую органом Государственной метрологической службы или лицом, прошедшим аккредитацию такой службы.

Для измерения скорости транспортных средств на заданном участке дороги может применяться методика расчёта средней скорости движения. Расчёт скорости осуществляется на основе фиксации транспортного средства двумя и более техническими средствами ФВФ, которые могут не иметь в своём составе измерительного устройства. Запоминается момент вхождения транспортного средства первым техническим средством ФВФ («входным») и, при фиксации данного транспортного средства, вторым техническим средством ФВФ («выходным») рассчитывается средняя скорость на основании расстояния между техническими средствами ФВФ и затраченного времени. При наличии факта превышения установленной скорости, материал о факте фиксации административного правонарушения поступает на обработку в ЦАФАП ГИБДД. Одновременно формируется база данных всех транспортных средств, проходящих через зону контроля технических средств ФВФ [16] [17] .

В составе материала, поступающего от технического средства ФВФ должны присутствовать:

  • фотоизображение зафиксированного транспортного средства;
  • направление движения транспортного средства относительно технического средства ФВФ (попутное, встречное);
  • значение максимальной разрешённой скорости на данном участке дороги;
  • значение фактической скорости транспортного средства;
  • номер свидетельства о поверке (метрологических испытаниях) измерительного устройства, входящего в состав технического средства ФВФ;
  • срок действия поверки измерительного устройства.

[править] Железнодорожный переезд

Нарушение правил движения через железнодорожные пути. Часть 1 статьи 12.10 КоАП РФ.

На железнодорожном переезде устанавливаются несколько камер, фиксирующих светофорные объекты.

В составе материала, поступающего от технического средства ФВФ, должны присутствовать:

  • ряд фотоизображений, сделанных камерами, начиная с момента включения красного цвета светофорного объекта и закрытия железнодорожного переезда;
  • выделение на фотоизображениях транспортного средства, водитель которого допустил административное правонарушение.

[править] Проезд на запрещающий сигнал светофора

Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика. Статья 12.12 КоАП РФ.

На перекрёстках устанавливается минимум четыре камеры, фиксирующие все стороны перекрёстка. Программным обеспечением технического средства устанавливается «реперная» линия, как правило, совпадающая с дорожной разметкой 1.12 «стоп-линия» или табличкой 6.16 «стоп-линия» выезда на перекрёсток. Техническое средство фиксирует транспорт, который с момента включения красного сигнала светофора пересёк «реперную» линию».

В составе материала, поступающего от технического средства ФВФ, должны присутствовать:

  • ряд фотоизображений, сделанных с разных точек, начиная с момента включения красного цвета светофора.
  • выделение на фотоизображениях транспортного средства, водитель которого допустил административное правонарушение.

[править] Расположение ТС на проезжей части

Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона. Статья 12.15 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней.

В составе материала, поступающего от технического средства ФВФ должны присутствовать:

  • фотоизображение общей дорожной обстановки;
  • выделение на фотоизображении транспортного средства, водитель которого допустил административное правонарушение.

Часть 2 статьи 12.15 КоАП РФ. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения.

В составе материала, поступающего от технического средства ФВФ должны присутствовать:

  • фотоизображение общей дорожной обстановки;
  • выделение на фотоизображении транспортного средства, водитель которого допустил административное правонарушение.

Часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления.

В составе материала, поступающего от технического средства ФВФ должны присутствовать:

  • фотоизображение общей дорожной обстановки;
  • выделение на фотоизображении транспортного средства, водитель которого допустил административное правонарушение.

[править] Несоблюдение требований дорожных знаков

Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств. Часть 4 статьи 12.16 [18] .

Для доказательства состава правонарушения делается два кадра одного ТС с интервалом более 5-ти минут. Если ТС находится на одном и том же месте более 5-ти минут, и на фотографиях не зафиксирован процесс погрузки, разгрузки ТС или посадки, высадки пассажиров, то считается, что правила остановки нарушены. Конечно, фиксация проводится в местах, где запрещена остановка (стоянка) ТС. В составе материала, поступающего от технического средства ФВФ должны присутствовать:

  • фотоизображение зафиксированного транспортного средства в первый момент времени;
  • фотоизображение зафиксированного транспортного средства во второй момент времени.

[править] Движение по полосе для маршрутных транспортных средств

Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения (статья 12.17 часть 1.1 КоАП РФ).

Фиксируются любые ТС, движущиеся по полосе общественного транспорта, в том числе и сам общественный транспорт. В целях исключения наказания собственников маршрутных транспортных средств, формируется список регистрационных знаков такого транспорта. При наличии регистрационного знака зафиксированного ТС в списке, обработка материала не проводится.

В составе материала, поступающего от технического средства ФВФ должны присутствовать:

  • фотоизображение общей дорожной обстановки;
  • выделение на фотоизображении транспортного средства, водитель которого допустил административное правонарушение.

[править] Непредоставление преимущества пешеходам

Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения. Статья 12.18 КоАП РФ.

Фиксируется несколько кадров через определённые интервалы времени при наличии на пешеходном переходе пешехода и транспортного средства в зоне контроля технического средства ФВФ. В случае, если зафиксированное ТС пересекает пешеходный переход, факт правонарушения считается установленным.

В составе материала, поступающего от технического средства ФВФ, должны присутствовать:

  • фотоизображение общей дорожной обстановки;
  • выделение на фотоизображении транспортного средства, водитель которого допустил административное правонарушение.

[править] Нарушение правил остановки или стоянки

Остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси. Часть 3.1 статьи 12.19 КоАП РФ.

В составе материала, поступающего от технического средства ФВФ должны присутствовать:

  • фотоизображение зафиксированного транспортного средства в первый момент времени;
  • фотоизображение зафиксированного транспортного средства во второй момент времени.

[править] Перевозка тяжеловесных грузов

Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешённых максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 5 процентов. Часть 3 статьи 12.21 КоАП РФ.

Определение превышения массы или нагрузки на ось транспортных средств устанавливается специальными техническими средствами, работающими по технологии WIM (Weight In Motion – взвешивание в движении). Фактически такие приборы измеряют вес движущегося транспортного средства. В случае, когда измеренный вес превышает максимально допустимый для участка дороги, техническое средство фиксирует факт превышения веса. Материал направляется в ЦАФАП ГИБДД.

ЦАФАП ГИБДД при обработке таких материалов запрашивает региональный орган Автодора на предмет наличия у владельца зафиксированного транспортного средства специального разрешения на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов этим транспортным средством. При наличии такого разрешения и соответствия весовых параметров транспортного средства, полученных при измерении, указанным в разрешении, материал отклоняется от обработки. В случае, когда измеренный вес транспортного средство превышает заявленный в специальном разрешении или специальное разрешение не выдавалось, выносится постановление об административном правонарушении.

[править] Благоустройство территорий

Дополнительно к административным правонарушениям в области дорожного движения технические средства ФВФ могут фиксировать административные правонарушения в области благоустройства территории, совершенные с использованием транспортных средств. Ответственность за подобные правонарушения предусматривается региональными законами и нормативными актами субъектов Российской Федерации.

В составе материала, поступающего от технического средства ФВФ, должны присутствовать:

  • фотоизображение общей обстановки.

Фиксация административных правонарушений с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств

Статья 2.1.КоАП РФ определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

По общему правилу известный принцип презумпция невиновности, закрепленный в ст.1.5 КоАП РФ, предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Причем обязанность по доказыванию вины лица в совершении правонарушения возлагается на орган, должностное лицо, в компетенцию которых входит применение санкций, предусмотренных КоАП РФ. В то же время, согласно примечанию к статье 1.5 КоАП РФ, в случае фиксации административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, обязанность по доказыванию своей невиновности лежит на лице, привлекаемом к административной ответственности. При этом представленные доказательства не имеют заранее установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, в совокупности.

Пункт 1.3. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006г. №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусматривает, что собственник (владелец) транспортного средства, в случае несогласия с вынесенным в отношении него постановлением о привлечении к административной ответственности за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления, может быть освобожден от административной ответственности при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ, примечание к статье 1.5 КоАП РФ). При этом собственник, владелец транспортного средства обязан представить доказательства своей невиновности.

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться доверенность на право управления транспортным средством другим лицом, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством такого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения.

Наиболее распространёнными в судебной практике основаниями к отмене постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, зафиксированных с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, являются:

– наличие в материалах дела доказательств, которые, по мнению суда рассматривающего жалобу, свидетельствуют о том, что на момент фиксации административного правонарушения право управления транспортным средством передано иному лицу.

К таким доказательствам, в частности, судьи относят полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством такого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, доверенность на право управления транспортным средством и иные письменные доказательства.

Вместе с тем, в ст. 26.2 КоАП РФ закреплено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст.26.7 КоАП РФ доказательствами признаются документы, а не копии документов. Из буквального толкования положений п.1.3. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006г. №18 также следует, что доказательствами являются перечисленные в указанном пункте документы, а не копии указанных документов. Кроме того, копия документа в силу разд. 2 ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998г. N28, воспроизводит информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, но не имеет юридической силы.

Таким образом, исходя из содержания изложенных норм, копии документов не являются доказательствами по делам об административных правонарушениях и не могут быть признаны допустимыми доказательствами. Более того, имеющиеся в настоящее время технические возможности позволяют изготовить копию документа с любым содержанием. Соответственно, игнорирование приведенного положения и предоставление суду копий полиса обязательного страхования, договоров или доверенностей приведет к невозможности оспаривания постановления по делу об административном правонарушении.

Более подробно необходимо остановиться на категории дел, когда собственник транспортного средства представляет в судебное заседание договор аренды автомобиля, приемосдаточный акт, доверенности на право управления транспортным средством, а также копии паспортных данных арендатора и его водительского удостоверения.

Принимая указанные документы в качестве доказательств и отменяя на их основании постановления по делу об административном правонарушении в отношении арендодателя, суды по сути дела возлагают ответственность за совершенное правонарушение на лицо, указанное арендодателем в качестве арендатора, без достаточных доказательств, позволяющих установить факт владения и пользования таким лицом транспортным средством, принадлежащим арендодателю, в момент фиксации правонарушения специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме.

Поскольку договор аренды составляется в простой письменной форме, то без привлечения арендатора в судебное заседание при пересмотре дела в порядке главы 30 КоАП РФ невозможно удостоверить факт заключения договора, достоверно установить реальное время его составления и подписания сторонами, фактическое время передачи транспортного средства, а также достоверность подписи арендатора в договоре. Более того, договор аренды транспортного средства и акт приема-передачи к нему не являются исключительными доказательствами невозможности пользования транспортным средством самим арендодателем, тем более, что договор аренды не прекращает право собственности и не исключает его права пользования принадлежащим ему транспортным средством.

Особо акцентировать внимание на то, что сложившаяся судебная практика как Верховного Суда Российской Федерации исходит из того, что даже наличие в материалах дела подлинников перечисленных выше документов, без вызова в качестве свидетеля лица, которому было передано право управления транспортным средством, однозначно не свидетельствует о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении другого лица. Как следствие — совокупность перечисленных выше письменных доказательств не может являться достаточным основанием для освобождения собственника транспортного средства от административной ответственности, иное может быть воспринято собственниками транспортных средств как способ уклонения от административной ответственности.

– еще одним из доказательств, на которое ссылаются суды, отменяя постановления ГИБДД, являются пояснения лиц, фактически управлявших транспортным средством на момент фиксации правонарушения, данные ими не в рамках рассмотрения жалоб на указанные постановления.

Так, собственники транспортных средств в ходе судебных разбирательств дают устные объяснения, в которых ссылаются на факт совершения административных правонарушений другими лицами, которые управляли принадлежащими им транспортными средствами в момент фиксации правонарушений в области дорожного движения, а также представляют письменные объяснения от каких-либо других лиц, которые указывают, что не собственник ТС, а именно они управляли транспортными средствами в момент фиксации правонарушений.

Однако, письменные пояснения (заявления) граждан, указанных собственниками транспортных средств в качестве лиц, управлявших автомобилем в момент фиксации правонарушения, о совершении административного правонарушения не могут быть признаны допустимыми доказательствами, поскольку в соответствии с положениями, предусмотренными ст.ст. 25.6, 26.2, 26.11, частью 2 статьи 29.7 КоАП РФ, представляемые участниками производства по делу об административном правонарушении доказательства, к которым относятся и показания свидетелей, исследуются непосредственно в ходе рассмотрения жалобы по существу.

Правила получения такого доказательства как показания свидетеля зафиксированы в статье 25.6 КоАП РФ, согласно которой свидетель обязан являться по вызову должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. Кроме того, свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

При этом необходимо отметить, что поскольку обязанность по доказыванию своей невиновности в совершении административного правонарушения возлагается на лицо, привлеченное к административной ответственности, то явку свидетеля по данной категории дела обязано обеспечить это лицо. В то же время, свидетельские показания, данные в ходе рассмотрения жалоб, также не во всех случаях могут являться безусловным доказательством невиновности лица, привлеченного к ответственности как собственника транспортного средства и основанием для освобождения его от административной ответственности, согласно части 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ.

Практике известны случаи, когда лицо обжалует десятки постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, при этом своевременно, то есть до истечения срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, такое лицо с жалобами не обращается и не сообщает лицо, которое управляло транспортным средством в момент фиксации правонарушения, несмотря на неоднократные судебные разбирательства и осведомленность о порядке привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ. Положения части 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ, с учетом представления суду свидетеля, который поясняет, что именно он управлял транспортным средством, в данном случае расцениваются судами как используемые исключительно в целях уклонения от административной ответственности.

В ряде случаев решения суда выносятся лишь на основании документов, представленных лицом, в отношении которого вынесено постановление. Материалы дела об административных правонарушениях в полном объеме не запрашиваются и не исследуются, не устанавливается наличие по делу решения вышестоящего должностного лица, что противоречит положениям ч.3 ст.30.6. КоАП РФ об обязанности судьи проверить дело в полном объеме, в том числе и независимо от доводов жалобы. При этом без внимания остаются доказательства, которые предоставлялись заявителями при обращении с жалобами на постановления к вышестоящему должностному лицу и которые, в некоторых случаях, противоречат тем доказательствам, которые представляют лица, привлеченные к административной ответственности, в суд.

В судебной практике имеют место случаи, когда решениями судов отменяются постановления по причине того, что правонарушения признаются малозначительными, хотя чаще всего судьи учитывают, что правонарушения в области дорожного движения связанны с управлением источником повышенной опасности, в связи с чем само по себе нарушение ПДД создает угрозу для окружающих. Отсутствие в результате совершения административного правонарушения вредных последствий, в том числе в виде вреда здоровью и крупного ущерба, отсутствие помех для других участников дорожного движения, на что ссылаются заявители, а иногда и суды, отменяя постановления должностных лиц ГИБДД, само по себе не свидетельствует о малозначительности правонарушения и не влечет освобождение виновного от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ. В ином случае нарушается конституционный принцип справедливости и соразмерности наказания и не обеспечивается разумный баланс публичного и частного интересов.

При рассмотрении дел, связанных с административными правонарушениями в области дорожного движения, зафиксированных с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, также возникают трудности в оценке представляемых доказательств совершения правонарушений, предусмотренных ст. 12.16 КоАП РФ, т.е. несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги.

В данном случае, в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения данной категории дел, в частности для определения места расположения ТС на проезжей части на момент фиксации административного правонарушения и других обстоятельств, влияющих на законность принятого решения о привлечении к административной ответственности собственников ТС, виделось бы необходимым истребовать из компетентных органов схемы дислокации дорожных знаков, а также видеоматериал фиксации правонарушения по конкретному делу для непосредственного исследования их в судебном заседании. Техническая возможность представить указанные материалы существует.

Еще одна проблема при рассмотрении дел об административном правонарушении, связана с привлечением к административной ответственности собственников ТС по ст.12.6 КоАП РФ, т.е. за управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности. Указанное правонарушение все чаще фиксируется именно специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме. Здесь возникает следующий вопрос, необходимо ли, в данном случае, составление протокола об административном правонарушении, поскольку, несмотря на то, что данное правонарушение зафиксировано техническим средством, работающим в автоматическом режиме, в дальнейшем обработка полученного видео- и фотоматериала осуществляется в ручном режиме и определение события правонарушения определяется путем визуального исследования указанных материалов?

Полагаем, что поскольку правонарушение зафиксировано техническим средством, предназначенным для измерения скорости транспортного средства, получения фотоизображения транспортных средств и автоматической фиксации полученных данных на носителе информации, которое работает в автоматическом режиме, то дальнейшее выявление административного правонарушения путем визуального исследования фото- и видеоматериалов не противоречит закону и не свидетельствует о необходимости составления протокола об административном правонарушении. Данная позиция непосредственно вытекает из толкования положений ч.3 ст.28.6 КоАП РФ. Аналогичную позицию следует применять и при вменении лицу состава административного правонарушения, предусмотренного ст.12.20 КоАП РФ, т.е. нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.

Таким образом, при учете указанных выше нюансов, на сегодняшний день складывается ситуация, при которой суды, рассматривая дела указанной категории, не всегда правильно дают правовую оценку представленным лицами, привлеченными к административной ответственности, доказательствам и отменяют вынесенные постановления. В то же время, пересматривая судебные решения в порядке гл.30 КоАП РФ, вышестоящий суд не может отменить данное решение и исправить допущенную ошибку, т.к. с учетом требований ст.24.5. Кодекса не может ухудшить положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Это интересно:

  • Таганский мировой суд участок Мировые судьи (Таганский суд), Таганский, с/у 374 Мировой судья: Дьяконова Ольга Васильевна Телефон для справок: 8 (495) 911-59-88 Телефон судебного участка: 8 (495) 911-58-79ф E-mail: mirsud358@ums-mos.ru Режим работы: […]
  • Стать мамой в 21 год Стать мамой в 21 год Pink.ua решил узнать из первых уст, как меняется жизнь женщин после рождения детей, и в каком возрасте лучше озадачиться этим вопросом. Анастасия Будкина стала мамой в 22 года. Фото: Юлия Бабенко Моя мама родила […]
  • Как взыскать долг по договору поручительства Как взыскать долг по договору поручительства В Арбитражный суд Омской области Истец: Индивидуальный предприниматель Н. __.__.___ г.р. место нахождения: г. Омск, ул. . д. . кв. . Ответчик: Индивидуальный предприниматель Ш., __.__.___ г.р. […]
  • Как написать письмо претензию Образцы претензий Претензия - это требование истца к ответчику о выполнении определенных обязательств: уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи или выполненной […]
  • Фролов в суд развод Правомерно ли суд не принимает заявление о разводе? Брат решил развестись, но в суде у него не приняли заявление, сославшись на то, что с 16 года есть изменения в щаконе и сначала надо идти в загс с супругой, или если супруга не явится, […]
  • Служба закон о защите прав потребителей Закон о защите прав потребителей Российская Федерация О защите прав потребителей (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 […]
  • Трудовая функция тк рф В соответствии со ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указывается трудовая функция. Необходимо ли в трудовом договоре работника дублировать должностные обязанности из его должностной инструкции, или достаточно при указании […]
  • Закон ставропольского края 20-кз об административных правонарушениях Закон ставропольского края 20-кз об административных правонарушениях от 10 апреля 2008 года N 20-кз Об административных правонарушениях в Ставропольском крае (с изменениями на 28 апреля 2018 года) ПринятГосударственной […]