Ук рф отходы

Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, —

наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Комментарий к статье 247 Уголовного Кодекса РФ

1. Предметом преступления являются: а) запрещенные виды опасных отходов; б) радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы. Первые относятся к производству, а вторые — к обращению экологически опасных веществ и отходов.

Запрещенные виды опасных отходов — отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрыво-, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней либо тех, которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека сами по себе или при вступлении в контакт с другими веществами. Радиоактивные вещества — это не относящиеся к ядерным материалам (т.е. к материалам, содержащим или способным воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся)) ядерные вещества, вещества, испускающие ионизирующее излучение. К химическим веществам относятся токсичные химические препараты, не подвергающиеся распаду и воздействующие на человека и окружающую природную среду, в том числе и используемые в сельскохозяйственном производстве. Бактериологическими веществами являются микроскопические, как правило, одноклеточные организмы, вызывающие болезни человека, животных и растений. Запрещенными видами опасных отходов признаются отходы, возникновение которых запрещено: в любом случае (сильнодействующие отравляющие вещества, могущие иметь военное предназначение либо использоваться для производства оружия массового поражения); при осуществлении определенных технологических процессов (как побочный продукт); в объеме, превышающем установленный специальным нормативным актом или нормативно-техническими документами, либо в определенных концентрациях, либо в определенных местах и в определенные периоды времени, либо без надлежащего разрешения (лицензии).

Опасные отходы — это непригодные для производства продукции, утратившие свои потребительские свойства виды сырья, пасто-, газо-, парообразные вещества и энергия, способные вызвать поражение живых существ и среды их обитания. Они подразделяются на ядовитые (токсичные), радиоактивные и иные, для каждого из которых установлены соответствующие классы токсичности. Радиоактивными отходами являются ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Опасными (токсичными) веществами признаются органические и неорганические вещества (их соединения, продукты, их содержание), которые при поглощении или контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде.

2. Производство — действия промышленного характера, целенаправленно осуществляемые в рамках избранного технологического процесса таким образом, что они приводят к появлению запрещенных видов опасных отходов в качестве основного или побочного продукта, которые не уничтожаются и не обезвреживаются. Транспортировка — перемещение с мест производства, сбора, складирования, хранения к месту переработки, захоронения или уничтожения. Хранение — помещение отходов в накопители с целью последующего повторного использования либо извлечения для захоронения. Захоронение — постоянное размещение в специально оборудованных местах, контейнерах. Использование предполагает пользование (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчинения, а также отдельными гражданами. Иное обращение с опасными веществами и отходами характеризуется сложной, многоэтапной деятельностью, которая охватывает: обезвреживание — освобождение от вредных примесей; утилизацию — извлечение полезных продуктов; складирование — временное размещение отходов; сбор — накопление в месте образования.

3. Нарушение указанных правил должно создавать угрозу причинения существенного вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 246 УК) или окружающей среде. Создание угрозы причинения существенного вреда окружающей среде подразумевает «возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда» (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14).

4. Преступление считается оконченным с момента создания реальной угрозы наступления указанных в законе последствий.

5. Субъективная сторона предполагает умышленную форму вины.

6. Субъект преступления специальный — лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

7. В ч. 2 ст. 247 УК установлена ответственность за те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей природной среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Загрязнение, отравление или заражение означает существенное ухудшение окружающей природной среды в связи с внесением в нее радиоактивных или химических веществ, значительно превышающих установленные предельно допустимые концентрации, или бактериологических веществ (паразитарных, инфекционных возбудителей заболеваний и проч.), устранение или нейтрализация воздействия которых требует затраты значительных материальных средств или невозможна в обозримый период. Массовая гибель животных — одновременная гибель одного или нескольких видов животных на значительной территории.

8. Субъективная сторона характеризуется неосторожностью.

9. Зонами экологического бедствия объявляются участки и территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Зона чрезвычайной экологической ситуации — это объявленные участки территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

10. Ответственность по ч. 3 ст. 247 УК наступает за деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, —

наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Комментарий к Ст. 247 УК РФ

1. Основной непосредственный объект преступления — отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения. Дополнительный непосредственный объект — отношения по охране жизни и здоровья человека.

2. Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее компонентов природы: земли, недр, вод, атмосферы и др. (см. коммент. к ст. 246).

3. Объективная сторона преступления выражается в производстве запрещенных видов опасных отходов либо обращении опасных веществ (радиоактивных, бактериологических, химических) и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Опасные отходы — это отходы, содержащие вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества, обладающие токсичностью, пожарной опасностью, высокой радиоактивностью, взрывоопасностью или содержащие возбудителей инфекционных болезней.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.07.2012) опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду подразделяются на классы опасности исходя из критериев, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование охраны окружающей среды. Установлено пять классов опасности: чрезвычайно опасные, высоко опасные, умеренно опасные, малоопасные, практически не опасные отходы.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009; 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 21; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 46. Ст. 5554; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 45. Ст. 5142; 2009. N 1. Ст. 17; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 45. Ст. 6333; N 48. Ст. 6732; 2012. N 26. Ст. 3446; N 27. Ст. 3587; N 31. Ст. 4317.

Правовые основы обращения с отходами определены названным Федеральным законом «Об отходах производства и потребления». Обращение радиоактивных веществ и отходов регулируется Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 25.06.2012) и рядом постановлений Правительства РФ.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552; 1997. N 17. Ст. 396; 2001. N 29. Ст. 2949; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 13. Ст. 1180; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4436; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 7. Ст. 834; N 49. Ст. 6079; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2011. N 29. Ст. 4281; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 45. Ст. 6333; N 48. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7025; 2012. N 26. Ст. 3446.

Порядок образования и обращения токсичных промышленных отходов осуществляется также на основе различных ГОСТов, правил, классификаторов, методических указаний, инструкций.

Под обращением экологически опасных веществ и отходов понимаются производство, транспортировка, хранение, захоронение, использование, передача, продажа и совершение других сделок, очистка, собирание, выбрасывание, утилизация, разрушение, уничтожение радиоактивных, химических или бактериологических веществ и отходов. Поскольку диспозиция нормы бланкетная, в каждом случае необходимо установить, какие правила были нарушены, и сослаться на них при квалификации преступления.

Под производством запрещенных видов опасных отходов понимается создание отходов, которых не должно оставаться в процессе изготовления химической, радиоактивной или биологической продукции, а также неуничтожение, необезвреживание их, ведущее к накоплению.

Транспортировка — это перемещение указанных веществ и отходов из одного места в другое (на наш взгляд, как любым видом транспорта, так и путем переноски человеком).

Хранение — это их содержание в каком-либо месте (складе, хранилище и т.п.) с целью сбережения и последующего совершения с ними каких-либо действий.

Захоронение — закапывание в землю, помещение в могильник. Статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определяет захоронение отходов как изоляцию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Использование радиоактивных, химических и бактериологических веществ и отходов предполагает пользование ими (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности, а также отдельными гражданами.

Под иным обращением следует понимать любые иные, помимо перечисленных в комментируемой статье, действия в отношении экологически опасных веществ и отходов, о которых говорилось выше (передача, продажа, выбрасывание, уничтожение и т.д.).

Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК) означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Такая угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

В п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 разъяснено, что применительно к ч. 1 ст. 247 УК существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде — в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных животных, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п. .
———————————
Определение существенного вреда противоречиво: таковым признается и заболевание, и гибель водных животных, и их массовая гибель и т.п. Представляется, что в отношении животных таковым можно считать только последний вариант.

4. Деяния, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, совершенные в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, имеют формальный состав и считаются оконченными с момента их выполнения в указанных зонах.

5. Преступление считается оконченным с момента производства опасных видов отходов либо с момента их транспортировки, хранения или иного обращения с нарушением правил безопасности, если эти деяния создали реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. По смыслу закона речь идет как о существенном вреде здоровью людей, так и о существенном вреде окружающей среде.

6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, осознает, что ими создается реальная возможность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, и желает эти действия совершить.

8. Мотивы и цели могут быть различными и на квалификацию преступления влияния не оказывают.

9. Квалифицирующим признаком состава в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи является совершение деяний, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, повлекшее:

— загрязнение окружающей среды, т.е. физическое, химическое, радиационное, ароматическое, биологическое изменение качества вод, воздуха, почвы, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, генофонду животных, растений и человека, озоновому слою;

— отравление окружающей среды — разновидность загрязнения, насыщение компонентов (ресурсов) природной среды ядовитыми веществами и отходами, способными вызвать гибель или расстройство здоровья людей и животных, уничтожение или угнетение роста растительности, мутации;

— заражение окружающей среды — внесение в среду обитания возбудителей болезней животных, растений и человека, а также вредителей растительности, способных к быстрому размножению (как растительного, так и животного происхождения);

— причинение вреда здоровью человека (см. коммент. к ст. 246);

— массовую гибель животных, т.е. гибель зверей, птиц, водных животных, в том числе рыбы, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза.

Порядок объявления и установления зон экологического бедствия и их правовой режим определяются в соответствии со ст. 57 Закона об охране окружающей среды, законодательством об этих зонах.

Пункт 2 ст. 57 Закона об охране окружающей среды предусматривает, что защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций установлена Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 01.04.2012) , другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
———————————
СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648; 2002. N 44. Ст. 4294; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 50. Ст. 5284; N 52 (ч. 1). Ст. 5498, 5498; 2007. N 45. Ст. 5418; 2009. N 1. Ст. 17; N 19. Ст. 2274; N 48. Ст. 5717; 2010. N 21. Ст. 2529; N 31. Ст. 4192; 2011. N 1. Ст. 24, 54; 2012. N 14. Ст. 1549.

10. Преступления, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи (за исключением совершенных в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации), имеют материальный состав и считаются оконченными с момента наступления указанных последствий.

11. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Содержание умышленной вины при этом зависит от конструкции состава. В материальных составах при загрязнении, отравлении или заражении окружающей среды, причинении вреда здоровью человека либо массовой гибели животных лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что они повлекут или могут повлечь предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи последствия, и желает их наступления (прямой умысел) или осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность наступления указанных в законе последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Совершая деяния в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (формальный состав), лицо осознает общественную опасность этих деяний и то, что они совершаются именно в таких зонах, и желает их совершить (прямой умысел).

При неосторожной форме вины лицо, например, храня опасные вещества и отходы, не предвидит последствий, указанных в законе, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность наступления таких последствий, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

12. К особо квалифицирующим признакам ч. 3 комментируемой статьи относит деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Массовым следует считать заболевание многих людей, превышающее обычно регистрируемый уровень, в том числе и возникновение эпидемии (см. коммент. к ст. 248). Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, характеризуется неосторожным отношением к смерти человека или массовому заболеванию людей. Однако сами деяния могут быть, как отмечено выше, либо умышленными, либо неосторожными. В случае умышленного их совершения содеянное приобретает признаки преступления с двумя формами вины (ст. 27 УК) и в целом считается совершенным умышленно, а в случае неосторожного — в целом все преступление является неосторожным.

13. Предусмотренное комментируемой статьей нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов конкурирует со ст. ст. 8.2 и 8.3 КоАП.

Статья 247 УК подлежит применению только в том случае, если нарушение правил производства, транспортировки, хранения, применения указанных в ст. ст. 8.2, 8.3 КоАП химических веществ или отходов создало реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 комментируемой статьи), включая атмосферный воздух и животный мир, или повлекло загрязнение, отравление, заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо хотя и не повлекло указанных последствий, но совершено в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2 комментируемой статьи). Таким образом, в основу разграничения преступления и проступка положены такие признаки состава, как деяние, последствия (их характер и тяжесть) и место совершения деяния. Статьи 8.2 и 8.3 КоАП в отличие от комментируемой статьи не предусматривают ответственности за производство опасных веществ и отходов. В ч. 1 комментируемой статьи сказано о создании угрозы причинения окружающей среде существенного вреда, в соответствии с ч. 2 этой статьи такой вред должен быть причинен реально. Если деяние не повлекло никаких последствий либо только создало абстрактную возможность причинения вреда окружающей среде, речь должна идти об административном проступке (соответственно ст. ст. 8.2 либо 8.3 КоАП).

Комментируемая статья в части захоронения радиоактивных, бактериологических или химических веществ и отходов с нарушением установленных правил имеет сходство со ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП в отношении захоронения вредных веществ в водных объектах.

Преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, окончено с момента создания реальной угрозы причинения существенного вреда здоровью людей или окружающей среде. Для квалификации содеянного по ч. 2 этой статьи также требуется наступление преступных последствий или чтобы захоронение осуществлялось в зоне экологического бедствия либо чрезвычайной экологической ситуации, а для квалификации по ч. 3 данной статьи — смерти человека или массового заболевания людей.

Проступки, предусмотренные ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП, окончены с момента совершения предусмотренных в них действий (бездействия). Последствия не являются обязательным признаком состава проступка.

Различие между преступлением и проступком следует проводить также по видам захораниваемых отходов и веществ. Преступление образует захоронение запрещенных к производству опасных отходов, радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов, т.е. веществ, представляющих повышенную опасность.

В ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП имеются в виду иные отходы и материалы. Их захоронение на шельфе в принципе допускается, но с соблюдением установленных правил и в особом порядке.

Уголовный кодекс РФ

c комментариями

Комментарий к статье 247

1. Данная статья является новой для российского уголовного законодательства и представляет собой общий состав экологического преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил обращения (на всех его этапах) с опасными веществами и отходами.

Целью данной нормы является недопущение производства запрещенных видов отходов и обеспечение соблюдения установленных правил оборота экологически опасных веществ и отходов. Для этого конструируются два самостоятельных состава преступления с одинаковыми последствиями: 1) производство запрещенных видов опасных отходов; 2) обращение, т. е. транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов. Оба указанных преступления имеют одни и те же квалифицирующие признаки.

2. Объективная сторона производства запрещенных видов опасных отходов, предусмотренная ч. 1 ст. 247, включает в себя их производство, наступление последствий (возникновение угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде) и наличие причинной связи между производством опасных отходов и возникновением угрозы.

3. К опасным отходам относятся непригодные для производства продукции либо утратившие свои потребительские свойства виды сырья, его неупотребимые остатки, изделия, продукты или возникающие в ходе технологических процессов твердые, жидкие, пасто-, газо- и парообразные вещества и энергия, способные вызвать отравление или иное поражение живых существ и среды их обитания. Опасные отходы разделяются на токсичные (ядовитые), радиоактивные и иные. Статья 3 Закона «Об использовании атомной энергии» (СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4552) определяет радиоактивные отходы как ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. При этом под ядерными понимаются материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, а под радиоактивными веществами — не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. В понятие радиоактивных отходов включаются не только не подлежащие дальнейшему использованию вещества и материалы, но и те изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными актами. Они образуются при добыче и переработке радиоактивных руд, изготовлении ядерного топлива, в процессе производства энергии на атомных электростанциях, при переработке отработавшего ядерного топлива, при производстве оружейных ядерных материалов, в процессе эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками, при проведении научно-исследовательских работ с использованием радиоактивных веществ и делящихся материалов, при использовании радионуклидов в медицине, науке, технике, а также при подземных ядерных взрывах. Токсичные отходы — не подвергающиеся утилизации в процессе производства продукты, изделия, виды сырья, содержащие токсичные (ядовитые) вещества (см. п. 15 комментария к данной статье).

Запрещенными видами опасных отходов являются отходы, возникновение которых запрещено в любом случае, как, например, сильнодействующие отравляющие вещества, которые могут иметь военное предназначение; производство которых запрещено при осуществлении определенных производственных и технологических процессов; производство которых запрещено в объеме, превышающем установленный, в определенной концентрации или в определенных местах и в определенные периоды либо без соответствующего разрешения.

4. Производство запрещенных видов опасных отходов представляет собой профессионально осуществляемый на постоянной или временной основе в заранее установленных целях технологический процесс или комплекс технологических процессов, в результате которых появляются запрещенные виды опасных отходов. Не является производством запрещенных видов опасных отходов проведение отдельных опытов, в результате которых появляются запрещенные виды опасных побочных веществ, представляющих собой отходы для данного опыта (опытов).

5. Закон предусматривает три группы последствий данного вида преступления: в основном составе — угроза причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде; в квалифицированном составе — загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовая гибель животных, а также неосторожное причинение смерти человеку либо массовое заболевание людей.

6. Наименее тяжким последствием является угроза причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (по ч. 1 ст. 247). Это наличие такой объективной ситуации либо возникновение таких обстоятельств, которые могли повлечь возникновение вредных последствий. Оценка наличия угрозы осуществляется в конечном счете судом с учетом всех обстоятельств дела. Объективным признаком угрозы является высокая степень вероятности наступления последствий, отсутствующая при иных обстоятельствах.

Содержанием угрозы является возможность причинения существенного вреда здоровью человека, под которым понимается, как минимум, причинение вреда, опасного для жизни или вызвавшего иные последствия, предусмотренные ч. 1 ст. 111 УК РФ, либо возможность причинения существенного вреда окружающей среде, под которым понимается ухудшение качества окружающей среды и состояния природных объектов, связанное с их заражением, отравлением либо загрязнением, либо ухудшение экологических условий жизнедеятельности человека, либо массовые заболевания и гибель животных.

7. Причинная связь между производством запрещенных видов опасных отходов и возникновением угрозы наступления существенного вреда здоровью людей и окружающей среде является обязательной. При этом угроза возникает вследствие именно производства запрещенных видов опасных отходов, а не их использования или нарушения правил обращения с ними либо под воздействием иных факторов.

8. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, может быть любое лицо, достигшее 16 лет.

9. Данное преступление может быть совершено с косвенным умыслом: закон не предусматривает возможности совершения преступления по неосторожности. Лицо осознает, что оно совершает действия по производству запрещенных видов опасных отходов, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий или угрозы их наступления, сознательно допускает это либо относится безразлично к возможности создания угрозы причинения существенного вреда здоровью людей или окружающей среде или наступлению иных вредных последствий.

10. Состав производства запрещенных видов опасных отходов, предусмотренный ч. 2 ст. 247, в отличие от основного состава содержит указание на совершение действия по производству запрещенных видов опасных отходов в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также причинение в результате этих действий вреда здоровью человека или массовой гибели животных.

Согласно ст. 58 Закона «Об охране окружающей природной среды» зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Зонами экологического бедствия (ст. 59) объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Российское законодательство подробно регламентирует статус зон, их правовой режим, порядок объявления, разрешенные и запрещенные в их пределах виды деятельности и т. п., параметры и дальнейшую классификацию зон и иные вопросы (Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. — РГ, 1994, 24 декабря; Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 18 июня 1992 г. — Ведомости РФ, 1992, N 32, ст. 1861; Указ Президента РФ от 20 декабря 1993 г. N 2228 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». — САПП РФ, 1994, N 1, ст. 1 и другие нормативноправовые акты РФ). Природоресурсовое законодательство также устанавливает в общем виде статус специальных зон. Так, согласно ст. 116 Водного кодекса РФ (СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4471) зонами чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия могут объявляться водные объекты, их части и их водосборные площади, где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей природной среды.

11. Состав производства запрещенных видов опасных отходов, предусмотренных ч. 3 ст. 247, предполагает наступление последствий в виде смерти человека либо массового заболевания людей.

Под массовым заболеванием людей понимается одновременное заболевание двух и более человек, вызванное одними и теми же действиями, связанными с производством запрещенных видов опасных отходов.

12. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов отличается от рассмотренного состава преступления «производство запрещенных видов опасных отходов» по предмету и объективной стороне.

Предметом данного преступления являются радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы, обращение которых не запрещено, однако осуществляется с соблюдением установленных правил ем самым названные вещества и отходы отличаются от опасных отходов, производство которых запрещено.

13. Объективная сторона данного преступления состоит в нарушении правил транспортировки, хранения, захоронения, использования и иных способов обращения с указанными веществами и отходами, последствиях нарушения этих правил и в причинной связи между нарушением и последствиями.

Действующее экологическое законодательство содержит в различных нормативно-правовых актах весьма широкий круг правил обращения с радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами и отходами. Общие правила сформулированы в Законе «Об охране окружающей природной среды»: ст. 50 «Экологические требования при использовании радиоактивных материалов», ст. 51 «Экологические требования при использовании химических веществ в народном хозяйстве», ст. 54 «Охрана окружающей среды от производственных и бытовых отходов», а специальные — в подзаконных актах (в постановлениях Правительства: от 22 июля 1992 г. N 505, утвердившем «Порядок инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории Российской Федерации», «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» от 12 ноября 1992 г. N 869 и др.; санитарных правилах, например таких, как «Санитарные правила о порядке накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов» и СНиП 2.01.28 — 85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию», инструкция Госкомсанэпиднадзора от 25 мая 1993 г. «О порядке государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» и т. п.)

14. Нарушение правил обращения с радиоактивными, химическими, бактериологическими веществами и отходами может быть совершено в виде действия или бездействия на любой стадии обращения.

Российское экологическое законодательство определяет порядок обезвреживания отходов, т. е. освобождения их от вредных примесей; утилизации отходов, т. е. такого их обезвреживания, при котором одновременно извлекаются полезные продукты, необходимые для дальнейшего производства; складирования, т. е. временного размещения отходов; захоронения, т. е. постоянного размещения в специальных контейнерах, специально оборудованных местах; транспортировки, т. е. перемещения отходов с места сбора, производства и складирования к месту дальнейшего хранения, переработки или захоронения отходов; уничтожения отходов и т. д.

Нормативно-правовые акты содержат правила обращения с опасными веществами. Это Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г., Водный кодекс РФ и многочисленные подзаконные акты. Так, регистрации и особому порядку обращения подлежат все потенциально опасные химические и биологические вещества природного и искусственного происхождения, производимые на территории Российской Федерации и закупаемые за рубежом для использования в народном хозяйстве и в быту. Специальные правила установлены для химических и биологических средств защиты растений, регуляторов роста сельскохозяйственных растений и лесных насаждений, фармацевтических препаратов, веществ, оказывающих разрушительное воздействие на озоновый слой.

15. Под токсичными веществами понимаются все органические или неорганические химические вещества, а также соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении в окружающую среду могут посредством химических или физикохимических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде. По степени опасности химические вещества разделяются на 4 класса: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные (ГОСТ 12.007 — 76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»), а по ГОСТу 17.4.1.02 — 83 «Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения» — на высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные. Специальные классификации разработаны для пестицидов.

В российском законодательстве регламентируется набор показателей определения вредного воздействия токсичных (химических) веществ при отнесении их к классу опасности: ПДК (предельно допустимые концентрации), токсичность (ЛД50 — выражает среднюю смертельную дозу препарата в миллиграммах действующего вещества на 1 кг живого веса, вызывающую гибель 50% подопытных животных), персистентность (т. е. неизменность) в среде и в растениях, растворимость, летучесть, концентрация в общей массе отходов и проч. Кроме того, при установлении объективной стороны нарушения правил обращения с химическими веществами учитываются показатели их токсичности (количество введенного или абсорбированного вещества, пути проникновения в организм, тип и характер повреждений, время, необходимое для проявления поражения, эффект синергизма, т. е. увеличение токсичности исходного химического вещества при взаимодействии с другими веществами при попадании его в окружающую среду, и т. д.).

16. Бактериологические (биологические) вещества и отходы и правила обращения с ними регламентируются нормативно-правовыми актами в нескольких направлениях: деятельность по регулированию биомассы, привнесению в окружающую среду не свойственных ей живых организмов, деятельность предприятий, организаций и граждан по использованию природных ресурсов и воздействию на окружающую среду (экологические и санитарные правила), деятельность по ввозу и вывозу растений и животных, биологических веществ и отходов.

17. Последствия преступления, состоящего в нарушении правил обращения с радиоактивными, химическими и бактериологическими веществами и отходами, те же самые, что и при производстве запрещенных видов опасных отходов.

18. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 247, считается оконченным с момента создания угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами.

19. О понятии совершения данного преступления в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации см. п. 10 комментария к ст. 247.

20. Субъектом основного и квалифицированного составов преступления — нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами — являются лица, на которых соответствующими нормативно-правовыми или правоприменительными актами возложены обязанности по сбору, хранению, транспортировке, переработке, обезвреживанию, захоронению иному использованию и обращению с радиоактивными, химическими, биологическими веществами и отходами, а также по обеспечению безопасности такого рода действий, надежности оборудования и средств защиты, контрольно-надзорные функции, осуществляемые непосредственно в процессе обращения указанных опасных веществ и отходов.

21. Субъективная сторона данного преступления, предусмотренного ч. 1 и ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется косвенным умыслом. Лицо осознает, что оно нарушает правила обращения с опасными веществами отходами, предвидит возможность наступления опасных для жизни, здоровья человека или окружающей среды последствий и сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к их наступлению безразлично.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 247, характеризуется двойной формой вины (см. ст. 28 УК): умыслом по отношению к нарушению указанных правил и неосторожностью по отношению к последствиям, предусмотренным в ч. 3.

22. Разграничение составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 246 и 247 УК РФ, осуществляется в первую очередь по объективной стороне состава. Так, при нарушении правил обращения с опасными веществами и отходами в процессе эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, которые являются составной частью правил охраны окружающей среды, разграничительным признаком выступают предметы обращения — радиоактивные, химические, биологические вещества и отходы.

Это интересно:

  • Норма рабочего времени в 2016 году в россии Нормы рабочего времени на 2016 год Статьи по теме Мы составили удобную таблицу по норме рабочих часов в 2016 году. В ней легко найти норму рабочего времени на 2016 год при 40-часовой рабочей неделе и другие нужные значения. Важное в […]
  • Кбк имущество налога на 2018 год для юридических лиц Кбк имущество налога на 2018 год для юридических лиц Несколько последних публикаций экспертов Synerdocs были посвящены электронным документам в судах и развитию системы электронного правосудия. В настоящей статье хотелось бы подвести […]
  • Ст 247 ук рф судебная практика ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 марта 2010 года п.Урмары Урмарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Голубева А.В., с участием государственного обвинителя - помощника прокурора Урмарского района […]
  • Закон о крестьянском фермерском хозяйстве в рб ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 18 февраля 1991 года №611-XII О крестьянском (фермерском) хозяйстве (В редакции Законов Республики Беларусь от 14.05.2001 г. №16-З, 19.07.2005 г. №44-З, 09.07.2007 г. №247-З, 15.07.2008 г. №397-З, 06.07.2009 […]
  • Ст 247 гпк рф ч 3 Статья 247. Порядок обращения в суд СТ 247 ГПК РФ 1. Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия […]
  • Помощь молодым семьям в бийске Помощь молодым семьям в бийске 31 декабря, 2015 , просмотров - 1737 О том, как во втором по величине города края реализуется муниципальная программа "Обеспечение жильем молодых семей" сайту "Недвижимость Алтай" рассказала Мария […]
  • Ук рф измененный Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 10 г. Москва "О практике применения судами положений части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации" Комментарии Российской Газеты В связи с […]
  • Счет-фактуру на аванс от поставщика Как принять к вычету НДС при перечислении поставщику аванса Организация-покупатель может принять к вычету НДС, перечисленный продавцу (поставщику, исполнителю) в составе аванса или частичной оплаты (п. 12 ст. 171 НК РФ). Но только при […]