Увольнение по статье 82

Комментарии к СТ 82 ТК РФ

Статья 82 ТК РФ. Обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя

1. Статья 82 определяет, в каких случаях и в каких формах участие выборного органа первичной профсоюзной организации при рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя, является обязательным.

В соответствии с комментируемой статьей выборный орган первичной профсоюзной организации принимает обязательное участие:

— при принятии работодателем решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками на этом основании;

— при решении вопроса об увольнении работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, указанным в п. п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК;

— при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работника.

2. Согласно ч. 1 комментируемой статьи работодатель не позднее чем за два месяца до начала проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников, если это может повлечь расторжение трудовых договоров, обязан поставить об этом в известность в письменной форме выборный орган первичной профсоюзной организации.

Если сокращение численности или штата в организации может повлечь массовое увольнение работников, работодатель обязан уведомить об этом выборный орган первичной профсоюзной организации в письменной форме не позднее чем за три месяца до начала проведения указанных мероприятий.

Критерии массового увольнения, которыми должен руководствоваться работодатель, определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях (см. коммент. к ст. 74).

3. Комментируемая статья не раскрывает понятия «мероприятия по сокращению численности или штата работников». Однако исходя из установленных законом правил можно предположить, что они включают в себя следующие действия работодателя:

— доведение приказа о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя до сведения всех работников;

— определение работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе в соответствии со ст. 179 (см. коммент. к ней);

— предупреждение работников персонально под роспись о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца до увольнения;

— предложение работникам, подлежащим сокращению, другой работы в той же организации, если таковая имеется (см. коммент. к ст. 81);

— выявление мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации об увольнении каждого конкретного работника — члена профсоюза в соответствии с правилами, установленными ст. 373 (см. коммент. к ней).

В практике применения указанных правил возник вопрос, какой датой определяется начало проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников и, соответственно, от которой исчисляются сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 82.

Ответ на этот вопрос содержится в Определении Конституционного Суда РФ по жалобе ОАО «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь».

Рассмотрев указанную жалобу, Конституционный Суд РФ признал, что ч. 1 ст. 82 ТК так, как она сформулирована федеральным законодателем, действительно допускает различную интерпретацию даты «начала проведения соответствующих мероприятий», т.е. даты, от которой следует исчислять предусмотренный в ней срок. Это позволяет правоприменителю рассматривать ее как обязывающую работодателя уведомить выборный профсоюзный орган либо не менее чем за два месяца до издания распорядительного акта о сокращении численности или штата работников и начала предупреждения работников о предстоящем увольнении по указанному основанию в соответствии со ст. 180 ТК (фактически — не менее чем за четыре месяца до начала непосредственного расторжения работодателем трудовых договоров), либо не менее чем за два месяца до начала увольнения работников, т.е. одновременно с их предупреждением о предстоящем увольнении (фактически — не менее чем за два месяца до увольнения работников).

Вместе с тем Суд пришел к выводу о том, что с учетом вытекающих из Конституции РФ требований справедливого согласования прав и интересов работников с правами и интересами работодателей как сторон трудового договора и как участников социального партнерства ч. 1 ст. 82 ТК не предполагает несоразмерного ограничения таких правомочий работодателя, как рациональное управление имуществом, в т.ч. путем принятия самостоятельно и под свою ответственность необходимых кадровых решений, в целях осуществления эффективной экономической деятельности.

В связи с этим, по мнению Конституционного Суда РФ, нормативное положение ч. 1 ст. 82 ТК в системе действующего правового регулирования означает, что работодатель при принятии соответствующего решения обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала расторжения с работниками трудовых договоров. Такой срок, как отмечается в Определении, следует признать справедливым, а также разумным и достаточным для осуществления выборным органом первичной профсоюзной организации имеющихся у него полномочий по защите интересов работников (см. Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2008 N 201-О-П по жалобе ОАО «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь»).

4. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи увольнение работников, являющихся членами профсоюза, в связи с сокращением штата или численности (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), вследствие недостаточной квалификации работника (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) производится работодателем с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя предусмотрен ст. 373 ТК РФ. В соответствии с ней мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации должно быть выражено в письменной форме и представлено работодателю в течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа, а также и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении работника.

Под мотивированным мнением следует понимать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, основанное на соответствующих нормах трудового законодательства и деловых (профессиональных) качествах конкретного работника.

Не может быть признано мотивированным мнение профсоюза, если в основе его лежат такие доводы, как «считаем увольнение нецелесообразным» или «несвоевременным» и т.п.

Своевременно представленное мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации работодатель обязан учитывать при решении вопроса об увольнении работника по основаниям, указанным в п. п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Вместе с тем исходя из ч. 2 ст. 373 ТК увольнение по указанным основаниям может быть произведено без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, если он не представит такое мнение в течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, а также в случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации представит свое мнение в установленный срок, но не мотивирует его, т.е. не обоснует свою позицию по вопросу увольнения данного работника (см. п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

В случае если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя — обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда. Работодатель вправе расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не требуется при увольнении по инициативе работодателя работников, не являющихся членами профсоюза.

5. Если основанием для увольнения работника является его недостаточная квалификация, то согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК это обстоятельство должно быть подтверждено результатами аттестации. В состав аттестационной комиссии в этом случае в обязательном порядке должен быть включен в качестве члена комиссии представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.

Нарушение этого требования является основанием для признания результатов аттестации недействительными.

6. В соответствии с ч. 5 ст. 373 ТК работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

В случае несоблюдения работодателем требований закона о предварительном (до издания приказа) обращении в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации за получением мотивированного мнения профсоюзного органа о возможном расторжении трудового договора с работником, когда это является обязательным, увольнение работника признается незаконным и он подлежит восстановлению на работе (п. п. 25, 26 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

7. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что коллективным договором может быть установлен иной, по сравнению с предусмотренным ст. 82, порядок обязательного участия органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя. Например, можно предусмотреть, что увольнение по тем или иным основаниям производится с согласия соответствующего органа первичной профсоюзной организации.

Статья 82. Закона РФ О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Основания прекращения или расторжения контракта

1. Контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних делможет быть уволен со службы в органах внутренних дел:

1) по истечении срока действия срочного контракта;

2) по достижении сотрудником предельного возраста пребыванияна службе в органах внутренних дел, установленного статьей 88настоящего Федерального закона.

2. Контракт может быть расторгнут, а сотрудник органоввнутренних дел может быть уволен со службы в органах внутреннихдел:

1) по соглашению сторон;

2) по инициативе сотрудника;

3) в связи с изменением условий контракта и отказом сотрудникаот продолжения службы в органах внутренних дел;

4) по выслуге лет, дающей право на получение пенсии;

5) в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности ворганах внутренних дел — на основании рекомендации аттестационнойкомиссии;

6) в связи с грубым нарушением служебной дисциплины;

7) в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины приналичии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного вписьменной форме приказом руководителя федерального органаисполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченногоруководителя;

8) по состоянию здоровья — на основании заключениявоенно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе ворганах внутренних дел и о невозможности выполнять служебныеобязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствиивозможности перемещения по службе;

9) в связи с восстановлением в должности в органах внутреннихдел сотрудника, ранее замещавшего эту должность (в случае отказасотрудника, замещающего эту должность, от перевода на другуюдолжность в органах внутренних дел в соответствии с пунктом 5 части5 или пунктом 5 части 7 статьи 30 настоящего Федерального закона);

10) в связи с отчислением из образовательной организациивысшего образования федерального органа исполнительной власти всфере внутренних дел; (В редакции Федерального законаот 02.07.2013 г. N 185-ФЗ)

11) в связи с сокращением должности в органах внутренних дел,замещаемой сотрудником;

12) в связи с истечением срока нахождения сотрудника враспоряжении федерального органа исполнительной власти в сферевнутренних дел, его территориального органа или подразделения;

13) в связи с отказом сотрудника без уважительных причин отпрохождения службы в особых условиях в соответствии с частью 1статьи 35 настоящего Федерального закона;

14) в связи с отказом сотрудника от перевода на нижестоящуюдолжность в органах внутренних дел в порядке исполнениядисциплинарного взыскания;

15) в связи с нарушением условий контракта сотрудником;

16) в связи с нарушением условий контракта уполномоченнымруководителем;

17) по инициативе сотрудника в случаях, предусмотренныхстатьей 37 настоящего Федерального закона;

18) в связи с переводом сотрудника на государственную службуиного вида;

19) в связи с назначением сотрудника на государственнуюдолжность Российской Федерации;

20) в связи с несоблюдением сотрудником ограничений изапретов, установленных федеральными законами;

21) в связи с прекращением допуска сотрудника к сведениям,составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, есливыполнение служебных обязанностей требует допуска к такимсведениям;

22) в связи с утратой доверия.

3. Контракт подлежит расторжению, а сотрудник органоввнутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел:

1) в связи с болезнью — на основании заключениявоенно-врачебной комиссии о негодности к службе в органахвнутренних дел;

2) в связи с признанием сотрудника недееспособным илиограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законнуюсилу;

3) в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника отперевода на иную должность в органах внутренних дел (за исключениемслучаев отказа от перевода по основаниям, предусмотренным частью 3,пунктами 1, 3 и 6 части 5, пунктом 2 части 7 и частью 9 статьи 30настоящего Федерального закона);

4) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации илиприобретением гражданства (подданства) иностранного государства;

5) в связи с представлением сотрудником подложных документовили заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органывнутренних дел, а также в связи с представлением сотрудником впериод прохождения службы в органах внутренних дел подложныхдокументов или заведомо ложных сведений, подтверждающих егосоответствие требованиям законодательства Российской Федерации вчасти, касающейся условий замещения соответствующей должности ворганах внутренних дел, если это не влечет за собой уголовнуюответственность;

6) в связи с отказом сотрудника от перевода на иную должностьв органах внутренних дел в целях устранения обстоятельств,связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностьюсотрудников, находящихся в отношениях близкого родства илисвойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) в связи с осуждением сотрудника за преступление, а также всвязи с прекращением в отношении сотрудника уголовногопреследования за истечением срока давности, в связи с примирениемсторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельнымраскаянием;

8) в связи с призывом сотрудника на военную службу илинаправлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

9) в связи с совершением проступка, порочащего честьсотрудника органов внутренних дел;

10) в связи с нарушением сотрудником обязательных правил призаключении контракта;

11) в связи с истечением срока, установленного частью 5 статьи37 настоящего Федерального закона для возобновления службы ворганах внутренних дел;

12) в связи с отказом сотрудника без уважительных причин отперевода на равнозначную должность в порядке ротации в соответствиис частью 12 статьи 30 настоящего Федерального закона.

4. Сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению всвязи с утратой доверия в случае:

1) непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированиюконфликта интересов, стороной которого он является;

2) непринятия руководителем (начальником), которому сталоизвестно о возникновении у подчиненного ему сотрудника личнойзаинтересованности, которая приводит или может привести к конфликтуинтересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликтаинтересов;

3) непредставления сотрудником органов внутренних дел сведенийо своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствахимущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществеи обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) инесовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверныхили неполных сведений; (В редакции Федерального законаот 03.12.2012 г. N 231-ФЗ)

4) участия сотрудника на платной основе в деятельности органауправления коммерческой организации, за исключением случаев,установленных федеральным законом;

5) осуществления сотрудником предпринимательской деятельности;

6) вхождения сотрудника в состав органов управления,попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранныхнекоммерческих неправительственных организаций и действующих натерритории Российской Федерации их структурных подразделений, еслииное не предусмотрено международным договором Российской Федерацииили законодательством Российской Федерации.

7) нарушения сотрудником, его супругой (супругом) инесовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральнымзаконом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета(вклады), хранить наличные денежные средства и ценности виностранных банках, расположенных за пределами территорииРоссийской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностраннымифинансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета(вклады), хранить наличные денежные средства и ценности виностранных банках, расположенных за пределами территорииРоссийской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностраннымифинансовыми инструментами. (Пункт дополнен — Федеральный законот 07.05.2013 г. N 102-ФЗ)

5. Расторжение контракта по основанию, предусмотренномупунктом 2, 4 или 16 части 2 настоящей статьи, осуществляется поинициативе сотрудника органов внутренних дел.

6. Расторжение контракта по основанию, предусмотренномупунктом 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 20 или 22 части 2 настоящейстатьи, осуществляется по инициативе руководителя федеральногооргана исполнительной власти в сфере внутренних дел илиуполномоченного руководителя.

7. Расторжение контракта по основанию, предусмотренномупунктом 8, 11 или 12 части 2 настоящей статьи, осуществляется поинициативе одной из сторон контракта. При этом расторжениеконтракта по инициативе руководителя федерального органаисполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченногоруководителя допускается только в случае невозможности перевода илиотказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на инуюдолжность в органах внутренних дел.

8. При наличии одновременно нескольких оснований прекращенияили расторжения контракта, предусмотренных частью 1, пунктами 1, 3,4, 8, 9, 11, 12 и 16 части 2 и пунктами 1 и 3 части 3 настоящейстатьи, контракт прекращается или расторгается по одному из этихоснований по выбору сотрудника органов внутренних дел.

9. В случае выявления нарушений законодательства РоссийскойФедерации, допущенных при принятии решения о прекращении(расторжении) контракта, или в случае выявления (возникновения)новых обстоятельств, связанных с прекращением или расторжениемконтракта, основание, по которому с сотрудником органов внутреннихдел был прекращен или расторгнут контракт, может быть измененоприказом руководителя федерального органа исполнительной власти всфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.

10. Расторжение контракта по основаниям, предусмотреннымпунктом 8 части 2 и пунктом 1 части 3 настоящей статьи,осуществляется в соответствии с заключением военно-врачебнойкомиссии. При наличии у сотрудника органов внутренних дел признаковстойкой утраты трудоспособности он направляется в учреждениемедико-социальной экспертизы для определения стойкой утратытрудоспособности и (или) установления факта инвалидности. Порядокопределения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяетсяПравительством Российской Федерации.

11. Контракт с сотрудником органов внутренних дел, осужденнымза преступление, расторгается после вступления в законную силуприговора суда. Если на день вступления в законную силу приговорасуда сотрудник находился под стражей, контракт расторгается со дняфактического заключения сотрудника под стражу.

В случае увольнения с ОВД, в какой срок могу обжаловать данное решение?

Добрый день, в случаи увольнения с ОВД, в какой срок я могу обжаловать данное решение и могу ли я обратиться в суд, не по месту работы, а в другом регионе ?

Ответы юристов (2)

С иском о восстановлении Вас на работе Вы вправе обратиться в течение месяца. Иск предъявляется по мпесту нахождения работодателя

Сотрудник органов внутренних дел имеет право в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении обжаловать его в суд.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон О службе) принят на смену Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (далее — Положение), нормы которого не отвечали требованиям, предъявляемым к такого рода актам о системе государственной службы, прежде всего — Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон о системе госслужбы).

Принятие Закона явилось логичным шагом федерального законодателя после издания Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) и Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о соцгарантиях). Таким образом, Закон о полиции, Закон о соцгарантиях сотрудникам ОВД и Закон на текущий момент составляют единую законодательную базу деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
I. Общие положения
Закон О службе регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, при этом определяет нормативные правовые акты, регулирующие данные правоотношения, это:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Закон О службе;
3) Закон о полиции, Закон о социальных гарантиях и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел;
4) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;
5) нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;
6) нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными выше, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Порядок увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации также регулируется приказом МВД России от 30 ноября 2012 года № 1065 «О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел РФ и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел РФ», который вступает в силу с 05 февраля 2013 года. данным приказом определены:
1. Номенклатура должностей, назначение и увольнение с которых осуществляется соответствующими должностными лицами;
2. Рекомендуемые образцы уведомления о предстоящем увольнении, представления к увольнению из органов внутренних дел РФ.
Увольнение со службы в органах внутренних дел Российской Федерации производится по основаниям, предусмотренным ст. 82 Закона О службе. Для законного и обоснованного увольнения из органов внутренних дел Российской Федерации необходимо:
1. Наличие основания для увольнения (рапорт сотрудника, заключение по результатам служебной проверки, аттестация сотрудника и т.п.);
2. Предупредить в письменной форме сотрудника о предстоящем увольнении в установленные ч. 2 ст. 85 Закона о службе сроки;
3. Провести беседу с сотрудником, подлежащим увольнению из органов внутренних дел, в ходе которой ознакомить сотрудника с личным делом, выслугой лет, основанием к увольнению и датой увольнения и т.д.
4. Подготовить представление к увольнению из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащем сведения, указанные в ч. 5 ст. 89 Закона о службе, подписать данное представление у уполномоченных лиц и ознакомить с ним сотрудника, подлежащего увольнению.
5. Издать приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
При увольнении со службы необходимо также выполнить требования ч. 7 ст. 89 Закона О службе — сотрудник органов внутренних дел, увольняемый со службы в органах внутренних дел, обязан сдать закрепленное за ним оружие, иное имущество и документы в соответствующее подразделение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а служебное удостоверение и жетон с личным номером в соответствующее кадровое подразделение. При выдаче обходного листа необходимо осуществлять контроль за сдачей до увольнения вышеуказанных ценностей и документов.
Анализ поступающих исковых заявлений к УМВД России по Хабаровскому краю, подчиненным территориальным органам МВД России с требованиями о признании незаконными приказов об увольнении со службы и восстановлении в должности показывает, что сотрудники обращаются в суд по вопросам обжалования приказов об увольнении со службы не только в связи с грубым нарушением служебной дисциплины или в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, а и по обжалованию приказов об увольнении по инициативе сотрудника.
II. Увольнение по инициативе сотрудника
Увольнение по инициативе сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации производится в порядке, предусмотренном ст. 84 Закона О службе. в которой указано, что сотрудник имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.
Таким образом, данная норма предписывает сотруднику в рапорте об увольнении указывать конкретную дату расторжения контракта и увольнения из органов внутренних дел.
С согласия уполномоченного руководителя контракт может быть расторгнут и сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел до истечения срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы, но не ранее выполнения сотрудником требований, предусмотренных частью 7 статьи 89 Закона О службе.
До истечения срока предупреждения об увольнении, которым является период времени с момента подачи рапорта об увольнении до даты увольнения, сотрудник вправе в любое время в письменной форме отозвать свой рапорт. В этом случае контракт с сотрудником не расторгается и увольнение со службы не производится, если на замещаемую этим сотрудником должность в органах внутренних дел не приглашен другой сотрудник или гражданин и (или) имеются законные основания для отказа такому сотруднику или гражданину в назначении на данную должность.
В случае если по истечении срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел контракт не расторгнут и сотрудник органов внутренних дел не настаивает на увольнении, действие контракта продолжается на прежних условиях.
Наиболее часто встречающиеся основания для подачи исковых заявлений о восстановлении на службе являются указание сотрудников на:
1. Оказание давления;
2. Неправильное определение даты увольнения (нереализация рапорта об увольнении);
3. Неосуществление окончательного расчета в день увольнения.
Таким образом, необходимо исходить из того, что увольнение по инициативе сотрудника производится только на основании его добровольного волеизъявления, при этом желательно устанавливать причину принятия такого решения, никогда не оказывать давление на сотрудника, поскольку в случае признания судом факта оказания на сотрудника давления он будет восстановлен в замещаемой им до увольнения должности.
Обращаю ваше внимание на тот факт, что сотрудника необходимо ставить в известность (ознакомление под роспись) о дате увольнения, как при согласии уполномоченного руководителя при увольнении до истечения срока предупреждения об увольнении, так и в иных случаях.
Также необходимо соблюдать сроки осуществления окончательного расчета с сотрудником, следовательно, при принятии решения о согласии уволить сотрудника по собственному желанию до истечения срока предупреждения об увольнении следует учитывать возможности финансовых подразделений осуществить окончательный расчет с сотрудником в день его увольнения.
III. Увольнение со службы в связи с совершением грубого нарушения служебной дисциплины либо в связи с совершением проступка, пророчащего честь сотрудника органов внутренних дел
Увольнение со службы в связи с совершением грубого нарушения служебной дисциплины производится по инициативе уполномоченного руководителя на основании заключения по результатам служебной проверки. Данное требование следует из п. 3 Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 24.12.2008 года № 1140, которым определено, что служебные проверки проводятся по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины.
Обращаю Ваше внимание на то, что дисциплинарное взыскание — увольнение из органов внутренних дел Российской Федерации, является крайней мерой дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое.
В заключении по результатам служебной проверки должно быть объективно, полно и всесторонне установлено (подтверждено материалами служебной проверки), что сотрудником совершено грубое нарушение служебной дисциплины.
Исчерпывающий перечень грубых нарушений служебной дисциплины предусмотрен ч. 2 ст. 49 Закона О службе.
В резолютивной части заключения по результатам служебной проверки должно быть указано какой проступок совершен сотрудником и вид дисциплинарного взыскания (увольнение со службы в органах внутренних дел по п. 6 ч. 2 ст. 82 Закона О службе (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины).
В соответствии с требованиями ст. 51 Закона О службе дисциплинарное взыскание может быть наложено на сотрудника в период его нахождения на службе. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Исполнение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов внутренних дел производится не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке. При этом необходимо обратить особое внимание на то, что ст. 85 Закона О службе установлен запрет на увольнение по инициативе уполномоченного руководителя в период временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел либо в период его пребывания в отпуске или в командировке.
Увольнение со службы в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел производится уполномоченным руководителем на основании материалов служебной проверки по факту происшествия с участием сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Данное увольнение производится по независящим от воли сторон обстоятельствам, поскольку в ч. 3 ст. 82 Закона О службе указано, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Данная императивная норма не дает право выбора уполномоченному руководителю, сотрудник в обязательном порядке подлежит увольнению.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Можно ли восстановиться на работу в ОВД после увольнения по статье 82?

Возможно ли востановится обратно в овд после такой ст.82часть3 п9 или вообще нет обратного пути ?

Ответы юристов (1)

Добрый день! Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» устанавливает ограничения для службы в овд.

«Статья 14. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел
1. Сотрудник органов внутренних дел не может находится на службе в органах внутренних дел в следующих случаях:
1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;
2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;
3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника органов внутренних дел на службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;
4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;
5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником органов внутренних дел, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
7) выход из гражданства Российской Федерации;
8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;
9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел.
2. На сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ „О противодействии коррупции“ и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ „О государственной гражданской службе Российской Федерации“, за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Очень широкий перечень ограничений именно в законе „О государственной гражданской службе Российской Федерации“, на который ссылается ст. 14 закона о службе в овд.

Внимательно почитайте эти законы и сравните с тем проступком, за который Вас уволили.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Увольнение из ОВД: законны ли действия работодателя и стоит ли мне обращаться в суд?

Добрый день, Олеся Александровна.
Думаю в Вашем запрсое Вы хотели сказать, что Вас уволили по ст. 82, а не 84 ФЗ №342.

Вы действительно можете оспорить решение об увольнении Вас по этой статье, но на основании ч.9 ст.82 ФЗ №342 Основания могут быть пересмотренны. А если Вы затеете все эти «разборки» думаю, что подобное решение точно будет вынесено. Кроме этого учитывая Вашу ситуацию, даже в Суде по Вашему иску будет решение не в Вашу пользу.

согласно п7 ч3 Ст 82 ФЗ» Об ОВД» основанием для расторжения контракта является осуждение сотрудника за преступление,прекращение в отношении сотрудника уголовного преследования в связи с истечением сроков давности, за примирением сторон, вследствие акта амнистии, в связи с деятельным раскаянием.

Т.е. основанием для увольнения сотрудника ОВД является прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям. Уголовное дело в отношении Вас возбуждено еще в декабре 2012 г., постановление о прекращении дела вынесено 5 сентября 2013 г. т.о. полагаю, что работодатель вправе был отказать вам в увольнении по достижении выслуги лет ( положение ч2 ст 82 предусматривает, что контракт может быть расторгнут, т.е. по усмотрению работодателя) до разрешения вопроса о прекращении уголовного дела. а вот положение ч3 ст 82 предусматривает, что по данному основанию контракт подлежит обязательному расторжению.

итог: даже ,если вы обратитесь в суд, шанов у вас выиграть дело крайне мало.

Это интересно:

  • Как заплатить госпошлину в суд и ее размер Госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2018 Нужна госпошлина в суд? Калькулятор госпошлины 2018 года: Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы! Размер государственной пошлины: 1. Подача искового заявления Имущественного характера, […]
  • Перечислили ли алименты Когда должны перечисляться алименты из отпускных? Я получаю алименты на несовершеннолетнего ребёнка. Отец сейчас в отпуске. Мне перечислили алименты только из его зарплаты . А из отпускных уже две недели как задерживают . Имеет ли […]
  • Комментарий к ст 192 тк Статья 192 ТК РФ. Дисциплинарные взыскания Текущая редакция ст. 192 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине […]
  • Тк рф ст137 ч3 Статья 137 ТК РФ. Ограничение удержаний из заработной платы Ст 137 ТК РФ с комментариями и изменениями 2017-2018 года. Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными […]
  • Как сдать уточненку по ндс за 1 квартал 2018 Как сделать уточненную декларацию по НДС в 2017-2018 годах? Уточненная декларация по НДС в обязательном порядке подается при выявлении ошибок, приведших к занижению налога или завышению его суммы, начисленной к возмещению. Подача […]
  • Раздел 8 коап Кодекс об Административных Правонарушениях РФ (Глава 8 - Экология) Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при […]
  • Семейный кодекс ст 82 комментарий Семейный кодекс ст 82 комментарий Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Ст 333 гражданский кодекс Защита прав потребителей Томской области Юридические услуги и юридическая помощь оперативный тел: 8-953-92-18-411 Условия применения ст.333 ГК РФ или уменьшаем неустойку | Печать | Подробности Родительская категория: Практика […]