Высшие органы судебной власти в рф

Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция

Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три ветви:

1) конституционное правосудие;

2) общее правосудие;

3) арбитражное правосудие.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

1) федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

2) конституций республик, уставов, законов субъектов РФ;

3) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между субъектами РФ;

4) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

1) между федеральными органами государственной власти;

2) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

3) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не вступившие в силу международные договоры РФ, признанные не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

К компетенции Верховного Суда РФ отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В области арбитражного правосудия функционируют Высший Арбитражный Суд РФ и соответствующие арбитражные суды.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Носителем судебной власти в РФ являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе. Согласно Конституции РФ общие требования к кандидату на должность судьи следующие:

1) гражданство РФ;

2) возрастной ценз (не моложе 25 лет);

3) высшее юридическое образование;

4) стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (под юридической профессией понимается любая деятельность, связанная с наличием юридического образования, – работа в качестве следователя, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта, преподавателя, научного сотрудника и т. п.); 5) отсутствие медицинских противопоказаний (кандидат проходит предварительное медицинское освидетельствование). Для отдельных категорий судей федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования. Такие дополнительные (повышенные) требования установлены, в частности, для судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судей окружных арбитражных судов, флотских и окружных военных судов, судов общей юрисдикции регионального уровня и др.).

Порядок назначения на должности судей призван обеспечить независимость судебной власти. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов – Президентом РФ, судьи конституционных (уставных) судов – законодательными органами субъектов РФ, мировые судьи назначаются (избираются) на должность по региональному законодательству с учетом требований Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Однако в наделении полномочиями судей (равно как и в функционировании судебной власти вообще) велика роль органов судейского сообщества (Всероссийского съезда судей, Совета судей РФ, конференций судей субъектов РФ, советов судей субъектов РФ, общих собраний судей судов, Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ).

Статус судьи характеризуют следующие составляющие принципы:

Независимость судьи проявляется в его подчинении только Конституции РФ и федеральному закону. В деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны. На обеспечение независимости судьи направлен и целый ряд правовых, социальных и материальных гарантий (запрет осуществлять какое-либо воздействие на судью в судебном процессе, установление ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия, несменяемость и неприкосновенность судьи, возможность предоставления личной охраны и охраны жилища, выдачи огнестрельного оружия, переселения в другую местность, финансирование судов из федерального бюджета, материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее высокому статусу судьи, особая государственная защита не только судьи, но и членов его семьи, имущества и т. д.).

Принцип несовместимости заключается в запрете для судьи состоять на государственной службе, быть депутатом представительного органа власти, состоять в политической партии, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности).

Несменяемость судьи означает невозможность его перевода (назначения, избрания) на другую должность (в том числе выше-стоящую) или в другой суд без его согласия. Несменяемость не означает пожизненность: предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда составляет 65 лет (в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет). Несменяемость не означает также невозможности прекращения полномочий судьи досрочно.

Основаниями досрочного прекращения полномочий судьи являются: отставка, смерть судьи (равно как объявление его умершим), признание судьи ограниченно дееспособным или недееспособным, неспособность осуществлять полномочия судьи по состоянию здоровья, утрата гражданства РФ, осуществление несовместимой со статусом судьи деятельности, увольнение судьи военного суда с военной службы, а также досрочное прекращение полномочий в качестве санкции дисциплинарной ответственности (решение об этом принимает соответствующая квалификационная коллегия судей при наличии дискредитирующих обстоятельств).

Неприкосновенность судьи (судейский иммунитет) заключается в особом порядке привлечения его к уголовной ответственности (включая привлечение в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, изменение квалификации состава преступления, если это ведет к усилению ответственности, осуществление некоторых процессуальных действий, в частности избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу) и к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Уголовное дело в отношении любого судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии из трех профессиональных судей соответствующего суда общей юрисдикции (Верховного Суда РФ или суда субъекта РФ) и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (для судей Конституционного Суда РФ – с согласия судей Конституционного Суда). Неприкосновенность судьи распространяется также на его помещения, транспорт, средства связи, переписку.

Высшие органы судебной власти в рф

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИИ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — демократическое федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.

В соответствии с Конституцией (ст. 1)

Его демократизм находит выражение, прежде всего в:

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами. Его важнейшим принципом является верховенство права.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация провозглашается социальным государством (ст. 7). Осуществление социальной функции государства предполагает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Конституции указывается, что Российская Федерация является светским государством (ст. 14). Это значит, что в ней религиозные объединения отделены от государства, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

— Президент Российской Федерации,

— Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

ГЛАВОЙ ГОСУДАРСТВА является ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ. Полномочия Президента РФ подразделяются на:

полномочия в области государственного управления

в сфере законодательной деятельности

Судебные органы Российской Федерации

Судом называется орган государственной власти, реализующий функцию правосудия в виде рассмотрения всех категорий дел, предусмотренных законом конкретного государства.

После того как в 1996 году в России был принят конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», сформировалась единая система судебных органов.

Она в нашей стране представлена органами двух уровней:

1) федеральные суды — условно говоря, органы общероссийского масштаба. К ним относят Конституционный суд Российской Федерации, Дисциплинарное судебное присутствие, Суд по интеллектуальным правам. Кроме того, федеральными являются суды общей юрисдикции и арбитражи;

2) суды субъектов РФ — конституционные и мировые суды, подчиняющиеся федеральным.

В судебной системе Российской Федерации органы сгруппированы в соответствии со своей инстанцией:

1) первой инстанции — низший уровень представлен городскими и районными судами, военными судами гарнизонов и арбитражными судами субъектов РФ;

2) второй инстанции — суды субъектов РФ, в том числе федеральные арбитражные и арбитражные апелляционные суды;

3) суды высшей инстанции — Конституционный , Высший арбитражный и Верховный .

Конституционный суд в нашей стране в первый раз был выбран Съездом народных депутатов в 1991 году и состоял из 13 членов, один из которых был председателем. А с 1995 года по решению президента Ельцина в его состав входит 19 судей, при этом у председателя появились два заместителя. Конституционный суд исследует нормативные правовые акты на предмет соответствия Конституции. По указу президента с 2008 он переехал из Москвы в Санкт-Петербург и занял здание Сената.

Верховый суд РФ в свою очередь отвечает за дела судов общей юрисдикции, а также за военные трибуналы. Также он исследует и суммирует судебную практику, разбирает данные статистики и поясняет различные вопросы судебной практики.

Высший Арбитражный суд разрешает экономические споры граждан, принимает апелляции в арбитраж в последней инстанции и является первостепенным органом арбитражной системы.

Соответственно описанной схеме в подчинении каждого из органов высшей инстанции находятся суды низших инстанций. Рассмотрим структуру подчинения на примере арбитражной системы.

На следующем после Высшего Арбитражного суда уровне располагаются 10 федеральных арбитражей округов. Они являются кассационной инстанцией, то есть занимаются ревизией обоснованности и легитимности постановлений нижестоящего арбитража, обладающих законной силой и ещё не принятых.

Далее идут арбитражные апелляционные суды — органы апелляционной инстанции. В Российской Федерации действуют по 2 таких органа на каждый из 10 судебных округов. В такие ведомства подаётся апелляция в арбитраж, то есть заявление с целью оспаривания не вступивших в силу решений .

На низшем уровне находятся арбитражи субъектов Российской Федерации. Например, в Санкт-Петербурге – это Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кстати этот орган судебной системы Российской Федерации является одним из наиболее крупных подразделений не только в своём округе, но и в целом по стране.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного Округа осуществляет контроль решений, принимаемых в арбитражах субъектов округа. Также в компетенции Федерального арбитражного суда Северо-Западного Округа — проверка и координация производства судебных актов в своём федеральном округе.

В арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области осуществляется рассмотрение дел в первой инстанции, а кроме того вторичное рассмотрение актов в случае появления новых обстоятельств.

Высшие органы судебной власти в рф

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.

Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

— конституционного;
— гражданского;
— административного;
— уголовного.

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Высшие органы судебной власти в рф

Судебная власть является третьей ветвью государственной власти в современной России . Согласно Конституции РФ она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В правовом государстве судебная власть незави сима, решения суда неподвержены влиянию любого властного органа. Основу судебной власти составляет совокупность су­ дебных органов различной компетенции. Система федеральных органов судебной власти включает: Конституционный Суд, Вер­ ховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные су­ды. Впервые в структуру судебной власти Конституция включи­ ла органы прокуратуры Российской Федерации, которые осу­ ществляют уголовное преследование и поддерживают государ­ ственное обвинение в судебном разбирательстве.

Назначение судебной власти — защита прав и свобод граж­ дан, конституционного строя России, обеспечение соответст­вия актов законодательной и исполнительной власти Консти­ туции, соблюдения законности и справедливости при исполне­ нии законов. В своей работе судебная власть опирается на Кон­ ституцию, федеральные конституционные законы о судебной системе. В России нет и не может быть государственных и об­щественных органов, которые имели бы право рассматривать уголовные, гражданские и другие дела.

Правосудие представляет собой строго определенный зако­ ном порядок рассмотрения в суде исковых заявлений, уголов­ных, гражданских дел, а также материалов об административ­ ных правонарушениях. Правосудие как вид государственной де­ятельности осуществляется с соблюдением особого порядка, за­ крепленного Конституцией и процессуальным законодательст­ вом — это является характерной чертой правосудия. Суд прово­ дит судебное разбирательство на основе закона, а не создает новые нормы права. Он применяет к индивидуальному случаю уже существующий закон. Суд решает конкретные дела, в про­ цессе рассмотрения которых выносит решение о восстановле­нии нарушенных прав, возмещении вред, наказании виновных лиц и др. Судебная власть в нашей стране едина, неделима и осуществляется в форме конституционного, гражданского, уго­ловного и административного судопроизводства. В понятие су­ допроизводства входит не только рассмотрение конкретного дела по существу, но и досудебное разбирательство, а также все воп­ росы, связанные с исполнением приговоров и решений по уго­ ловным и гражданским делам.

В своей работе суды различной компетенции руководству­ ются определенным процессуальным законодательством:

• Конституционный Суд применяет нормы, закрепленные в
Законе о Конституционном Суде;

• суды общей юрисдикции при рассмотрении дел применя­ ют нормы гражданско — процессуального и уголовно — про­цессуального кодексов, а также кодекса об административных правонарушениях;

• арбитражные суды в своей деятельности руководствуются
арбитражно — процессуальным законодательством.

Конституция нашей страны относит вопросы судоустройства к ведению Российской Федерации, то есть ее субъекты не могут самостоятельно учреждать виды судов, которые не предусмотре­ ны законом о судоустройстве. Основной закон устанавливает также высшие органы судебной системы Российской Федерации: Кон­ ституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд.

Конституционный Суд Российской Федерации — один из вы­ сших федеральных судов. Конституционный Суд решает вопросы:

• о соответствии Конституции федеральных законов, указов
Президента, нормативных актов Совета Федерации, Государст­ венной Думы, Правительства России, актов субъектов Федера­ции. При этом Конституционный Суд решает только правовые вопросы. Не все субъекты имеют право обратиться в Конститу­ ционный Суд с запросом о проверке конституционности нор­ мативных актов органов власти. Этим правом обладают только:
Президент России, Совет Федерации, Государственная Дума,
группа депутатов (1/5 всех членов Совета Федерации или Госу­ дарственной Думы), Правительство, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации;

• Конституционный Суд разрешает споры о компетенции.
Такие споры возникают тогда, когда один орган берет полно­ мочия другого органа, т.е. присваивает чужие полномочия. Это
споры, прежде всего, между федеральными органами власти —
Президентом, Федеральным Собранием, Правительством Рос­сии, федеральными судами, а также споры между высшими го­ сударственными органами субъектов Федерации. Обращение в Конституционный Суд о разрешении спора о компетенции на­ зывается ходатайством. Конституционный Суд также рассмат­ривает индивидуальные или коллективные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод, проверяет кон­ ституционность закона, который применялся в конкретном деле;

• толкование, разъяснение отдельных положений Конститу­ ции необходимо в связи с тем, что не все конституционные нормы полно и доступно раскрывают смысл, органы и гражда­ не одинаково понимают и применяют конституционные нор­ мы. Конституционный Суд является единственным государст­ венным органом, который дает толкованием разъяснение по­ ложений Конституции. Оно обязательно для всех государствен­ ных органов и граждан: Если Конституционный Суд признал
нормативные акты неконституционными, они лишаются юри­ дической силы. Не соответствующие Конституции еще не всту­ пившие в силу для Российской Федерации международные до­ говоры не вводятся в действие и не могут применяться;

• еще одно полномочие Конституционного Суда связано с
его участием в процедуре отрешения Президента от должности.
Конституционный Суд дает заключение только о соблюдении
установленного порядка выдвижения обвинения в государст­венной измене или совершении иного тяжкого преступления. Если Конституционный Суд принял решение о том, что поря­док не соблюден, рассмотрение обвинения прекращается.

Традиционной формой конституционного судопроизводства являются пленарные заседания, но с учетом большого объема и сложности работы Конституционного Суда проводятся и засе­ дания двух палат. Первая палата состоит из 10 судей, другая из 9 судей, палаты равноправны. На пленарных заседаниях, в от­ личие от заседаний палат, могут быть рассмотрены любые воп­ росы, которые входят в компетенцию Конституционного Суда. На палаты возложено разрешение дел, которые отнесены к ком­ петенции Конституционного Суда, но не подлежат рассмотре­нию исключительно на пленарных заседаниях. Основной объ­ ем работы Конституционного Суда приходится на палаты.

Верховный Суд возглавляет систему судебных органов, кото­ рые осуществляют надзор за деятельностью судов общей юрис дикции. Верховный Суд Российской Федерации является высшей судебной инстанцией по отношению ко всем федеральным ок­ ружным судам — верховным судам республик, краевым (област­ ным) судам, городским судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, то есть Верхов­ ный Суд пересматривает дела, рассмотренные высшими судами субъектов Федерации и выносит по ним окончательные постанов­ ления. Верховный Суд также изучает и обобщает судебную прак­ тику, дает разъяснения по вопросам применения законодательст­ ва. Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

1. Пленума Верховного Суда.

2. Судебной коллегии по гражданским делам.

3. Судебной коллегии по уголовным делам.

4. Военной коллегии.

5. Президиума Верховного Суда.

Пленум Верховного Суда — коллегиальный орган, который дает судам разъяснения по вопросам применения законодатель­ ства при рассмотрении ими гражданских, уголовных, админи­ стративных и иных дел. Разъяснения даются в виде постанов­ лений Пленума Верховного Суда, которые публикуются в Бюл­ летене Верховного Суда. Свои разъяснения Верховный Суд ос­ новывает на обобщении решений судов, их целью является обес­ печение единообразия в судебной практике.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также Военная коллегия рассматривают:

1) в качестве суда первой инстанции гражданские и уголов­ ные дела, которые законом отнесены к их ведению (т.е. любые
дела особой сложности и особого общественного назначения).
Эти дела Верховный Суд принимает к своему производству по
собственной инициативе или по инициативе прокуратуры. Вер­ ховный Суд может изъять любое дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству;

2) в качестве суда второй (кассационной) инстанции — дела
по жалобам и протестам на решения и приговоры, вынесенные
нижестоящими судами и не вступившими в законную силу;

3) в порядке надзора — дела по протестам на уже вступив­шие в законную силу решения, приговоры вынесенные всеми судами. Акты Верховного Суда, который является высшим су­ дебным органом, окончательны и обжалованию не подлежат.

Президиум Верховного Суда в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, материалы изучения и обобщения судебной практики; дела по протестам на решения, приговоры судебных коллегий Верховного Суда, т.е. осуществляет судебный надзор за деятельностью Верховного Суда, когда тот сам осуществляет правосудие.

Высший Арбитражный Суд наряду с Конституционным Су­ дом и верховным Судом входит в судебную систему России. При этом он возглавляет систему арбитражных судов, которая включает все арбитражные суды субъектов Федерации. К веде­нию Высшего Арбитражного суда отнесено разрешение эконо­ мических споров (то есть споров, втекающих из экономических правоотношений). Участниками гражданских споров, как прави­ ло, выступают юридические лица и граждане — предпринима­ тели. К таким спорам относятся разногласия, возникающие в связи с признанием права собственности на имущество, кото­ рое находится в государственной собственности Российской Фе­ дерации (федеральной собственности); в связи с истребовани­ем федеральной собственности из чужого незаконного владе­ния, а также споры в сфере управления, возникающие с уча­ стием государственных и иных органов Российской Федерации, например, дела о признании недействительными актов госу­ дарственных и иных органов Российской Федерации, Дела о банкротстве и другие. Таким образом, арбитражные суды рас­ сматривают две категории споров: экономические (имуществен­ ные) и споры в сфере управления. Процедура судебного разби­ рательства арбитражных судов во многом совпадает с граждан­ ским процессом в судах общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией Высший Арбитражный Суд является высшим су­ дебным органом, отсюда вытекают его полномочия:

• дача разъяснений по вопросам судебной практики, кото­ рые принимает Пленум Высшего Арбитражного Суда и кото­ рые являются обязательными для всех арбитражных судов в Рос­ сийской Федерации;

• судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, суть которого состоит в проверке законности и обоснованности всту­пивших в законную силу решений всех арбитражных судов. Вы­ сшему Арбитражному Суду принадлежит право законодатель­ ной инициативы по вопросам его ведения.

Военные суды входят в федеральную систему и создаются в гарнизонах, армиях, других воинских соединениях.

Конституцией России запрещено создание чрезвычайных су­ дов, так как их создание неприемлемо в правовом государстве.

Для обеспечения самостоятельной судебной власти, объектив­ ного, беспристрастного осуществления правосудия и защиты прав граждан Конституция Российской Федерации закрепляет такой важный элемент как независимость судей. Судьи подчиняются только Конституции и федеральным законам. Помимо указан­ ных законов издаются и иные нормативные акты: указы Прези­ дента, постановления Правительства, законодательные акты субъ­ ектов Федерации. Суды руководствуются этими актами при усло­ вии, если они не противоречат Основному закону и федераль­ ным законам. Ни одной государственной власти не дано право осуществлять контроль за решениями суда. Одной из гарантий доступа граждан к правосудию является закрепленный Конститу­ цией России принцип гласности. Суть этого принципа состоит в открытом разбирательстве дел во всех судах. Суд рассматривает уголовные и гражданские дела в открытых заседаниях. Любой че­ ловек имеет право присутствовать в суде на слушании дела.

Дела во всех судах разбираются открыто за исключением слу­ чаев, когда это противоречит интересам охраны государственной коммерческой тайн; если этого требуют интересы частной жиз­ ни, кроме этого, когда рассматривается дела о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста и другие случаи, установлен­ ные законом. Разбирательство дел в суде происходит на основе состязательности и равноправия сторон. Это означает что обви­нение отделено от суда, решающего дело. Обвинение и защита осуществляется сторонами, имеющими равные права. В качестве сторон в судебном процессе по уголовному делу выступают: про­ курор, поддерживающий государственное обвинение; защитник (адвокат), защищающий подсудимого; потерпевший от преступ­ ления; по гражданскому делу — истец, заявивший иск о возме­ щении ущерба; представители истца и ответчика. Все эти участ­ ники имеют равные права в процессе, ни одна из них не постав­ лена в преимущественное положение перед другими. Конфлик­тующие стороны в судебном процессе свободно в устной форме оспаривают собранные доказательства, дают пояснения.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопро­ изводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Суд присяжных отличается от суда в составе одного судьи и двух народ­ ных заседателей. Этот суд имеет в своем составе одного или не­ сколько постоянных судей и двенадцать присяжных заседателей, которые отбираются путем жеребьевки. Суд присяжных рассматри­ вает дела по наиболее тяжким преступлениям, за которые может быть назначена смертная казнь. Участие прокурора в рассмотре­ нии дел судом присяжных обязательно. Судебное заседание с уча­ стием присяжных проходит, как правило, следующим образом: после окончания судебного следствия, прений сторон (то есть выступлений прокурора, адвоката, свидетелей и т.п.) и последне­ го слова подсудимого, суд формулирует вопросы, на которые долж­ ны ответить присяжные. На главный вопрос о виновности присяж­ ные отвечают — «да, виновен» или «нет, не виновен». И лишь после этого судья выносит приговор и определяет меру наказания.

Финансирование судов производится централизовано из фе­ дерального бюджета в твердых суммах. Это дает возможность судам нормально работать, быть независимыми от властей. Во­ енные суды финансируются Министерством обороны.

Это интересно:

  • Можно ли уволить человека на больничном украина Можно ли уволить работника во время болезни? Увольнение работника по инициативе работодателя в период его нахождения на больничном не допускается. Другое дело, если человек увольняется по собственному желанию. Уволить сотрудника, который […]
  • Выписка егрп по рф срочно Срочная выписка из ЕГРП Предыдущая статья: Запрос ЕГРП Бывает так, что ждать документ неделю или даже больше нет времени. К примеру, при совершении каких-либо сделок с недвижимостью нужно срочно проверить объект начистоту. Но как это […]
  • Жилье в красноярске на материнский капитал Материнский капитал Вы можете с помощью материнского капитала купить дом или квартиру . Деньги на счёт продавца поступят, примерно, через два месяца после того, как Вы подали заявление в ПФР. Мало кто из Собственников недвижимости, […]
  • Статья 81 пункт б Разрешение трудовых споров о расторжении трудового договора по подпункту "б" пункта 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 части 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ расторжение […]
  • Вычет на учебу ребенка в 2014 Налоговый вычет за обучение ребенка Согласно Налоговому Кодексу РФ, если родитель оплачивает обучение своих детей, то он имеет право вернуть себе часть затраченных средств посредством получения налогового вычета. Если на текущий момент Вы […]
  • Гибдд штраф без страховки Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2018 году Штраф за езду без страховки ОСАГО составляет 800 рублей. С 1 июля 2018 года изменений в штрафах за отсутствие ОСАГО нет. Также при управлении без полиса ОСАГО возможно получить штраф 500 […]
  • Кому написать письмо о коррупции Сообщить о факте коррупции Пожалуйста, прежде чем отправить письмо в адрес Председателя Правления МОО «Комитет по борьбе с коррупцией» по почте или в электронном виде, внимательно ознакомьтесь со следующей информацией. Обращения или […]
  • Доверенность в втб от юридического лица Доверенность в втб от юридического лица В пункте обслуживания в январе 2017 г. сотрудники ДО банка затребовали от представителя юр. лица, обслуживающегося в данном отделении банка, Доверенность по форме банка. (Подписанную в банке […]