Закон украины о милиции с изменениями

Статья 2 дополнена абзацем согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012

Статья 5 дополнена частью шестой согласно Закону N 2322-IV от 12.01.2005

Статья 5 дополнена частью седьмой согласно Закону N 2322-IV от 12.01.2005

Статья 5 дополнена частью восьмой по закону N 2322-IV от 12.01.2005

Статья 5 дополнена частью девятой согласно Закону N 2322-IV от 12.01.2005

Статья 5 дополнена частью десятой по закону N 2322-IV от 12.01.2005

Статья 5 дополнена частью одиннадцатой согласно Закону N 2322-IV от 12.01.2005

Статья 5 дополнена частью двенадцатой по закону N 2322-IV от 12.01.2005

Статья 5 дополнена частью тринадцатой согласно Закону N 2322-IV от 12.01.2005

Статья 5 дополнена частью четырнадцатой согласно Закону N 586-VI от 24.09.2008 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4778-VI от 17.05.2012

Статья 7 дополнена частью девятой согласно Закону N от 28.06.94, в редакции Закона N 5459-VI от 16.10.2012

Статья 7 дополнена частью десятой по закону N от 28.06.94, в редакции Закона N 2592-VI от 07.10.2010, N 5459-VI от 16.10.2012

Статья 7 дополнена частью одиннадцатой по закону N от 28.06.94 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1577-IV от 04.03.2004, в редакции Закона N 5459-VI от 16.10.2012

Статья 7 дополнена частью двенадцатой по закону N от 28.06.94, в редакции Закона N 5459-VI от 16.10.2012

Статья 7 дополнена новой частью по закону N 5459-VI от 16.10.2012

Статья 7 дополнена частью по закону N от 28.06.94, в редакции Закона N 2389-VI от 01.07.2010 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012

Р а з д е л II ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА МИЛИЦИИ

Статья 10 дополнена частью второй в соответствии с Законом N от 19.06.92

Статья 11 дополнена пунктом 31 согласно закону N 1381-XIV от 13.01.2000

Статья 11 дополнена пунктом 32 согласно с Законом N 2164-VI от 11.05.2010

Статья 11 дополнена частью по закону N 2181-III от 21.12.2000 — вступает в силу с 1 апреля 2001, в редакции Закона N 2322-IV от 12.01.2005 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04. 2012

Р а з д е л III ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ФИЗИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Статья 13 дополнена частью пятой по закону N 4652-VI от 13.04.2012

Р а з д е л IV СЛУЖБА В МИЛИЦИИ

Статья 18 дополнена новой частью по закону N 3455-VI от 02.06.2011

Статья 18 дополнена новой частью по закону N 3455-VI от 02.06.2011

Статья 18 дополнена новой частью по закону N 3455-VI от 02.06.2011

Статья 18 дополнена частью двенадцатой по закону N 4711-VI от 17.05.2012

Статья 18 дополнена частью тринадцатой согласно Закону N 4711-VI от 17.05.2012

Статья 18 дополнена частью четырнадцатой согласно Закону N 4711-VI от 17.05.2012

Статья 18 дополнена частью пятнадцатой по закону N 4711-VI от 17.05.2012

Р а з д е л V ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ИХ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ МИЛИЦИИ

Статья 21 дополнена частью четвертой по закону N от 19.06.92

Статья 22 дополнена частью по закону N 107-VI от 28.12.2007 — изменение признано неконституционным согласно решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 от 22.05.2008

Статья 22 дополнена частью по закону N 1142-VI от 18.03.2009

Статья 22 дополнена частью по закону N 1142-VI от 18.03.2009

Статья 23 дополнена частью по закону N 328-V от 03.11.2006 — вступает в силу с 1 января 2008

Статья 23 дополнена частью по закону N 328-V от 03.11.2006

Статья 23 дополнена частью по закону N от 19.06.92 с изменениями, внесенными согласно Закону N 328-V от 03.11.2006

Раздел Раздел VI КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МИЛИЦИИ

Закон о полиции вступил в силу

Закон о национальной полиции, который Президент подписал 4 августа, опубликован в официальной прессе

Закон «О национальной полиции» в четверг опубликован в парламентской газете «Голос Украины».

Как сообщалось, Закон «О национальной полиции» был принят Верховной Радой 2 июля. 15 июля председатель Верховной Рады Владимир Гройсман подписал Закон «О Национальной полиции» (№2822) и направил его на подпись президенту.

4 августа президент Украины Петр Порошенко подписал Закон «О национальной полиции» в присутствии новых патрульных полицейских.

Закон вступает в силу через три месяца со дня, следующего за днем публикации, за исключением некоторых положений. В части о полицейских подразделениях патрульной полиции в Киеве этот закон вступает в силу со дня его публикации. В части о полицейских подразделениях в Одессе и Львове закон вступает в силу с 20 августа 2015 года.

Патрульная полиция вышла на улицы Киева 4 июля.

В конце июля Порошенко сообщил, что в принятом Верховной Радой законе о полиции есть пункты, которые его не устраивают. «Есть вещи, которые меня не устраивают, и я их изложу в своих предложениях к парламенту. Национальная полиция должна быть деполитизирована», — сказал он.

По его словам, полицейских следует защитить от любого влияния каких-либо политических сил.

«Но если выбирать между тем, чтобы наложить вето на закон или подписать закон и все-таки дать «зеленый свет» реформе полиции, к которой я лично приложил много усилий вместе с министром Авакомым, вместе с Экой Згуладзе, которую я пригласил в Украину, дал украинское гражданство», — подчеркнул президент.

ТРАНСБИРЖА

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Правовой основой деятельности милиции является: Конституция Украины, настоящий Закон, другие законодательные акты Украины, постановления Верховной Рады Украины, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, нормативные акты Министерс

Закон Украины «О милиции»

Раздел I — Общие положения

Статья 1. Милиция в Украине

Милиция в Украине — государственный вооруженный орган исполнительной власти, которая защищает жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, естественную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств.

Статья 2. Основные задачи милиции

Основными задачами милиции являются:

  • обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов;
  • предотвращение правонарушениям и их прекращение;
  • охрана и обеспечение общественного порядка (общественная безопасность);
  • выявление и раскрытие преступлений, поиск лиц, которые их совершили;
  • обеспечение безопасности дорожного движения;
  • защита собственности от преступных посягательств;
  • исполнение криминальных наказаний и административных взысканий;
  • участие в представлении социальной и правовой помощи гражданам, содействие в границах своей компетенции государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям в выполнении положенных на них законом обязанностей.

Статья 3. Принципы деятельности милиции

Деятельность милиции строится на принципах законности, гуманизма, уважения к личности, социальной справедливости, взаимодействия с трудовыми коллективами, общественными организациями и населением.
Деятельность милиции является гласной. Она информирует органы власти и управления, трудовые коллективы, общественные организации, население и средства массовой информации о своей деятельности, состоянии общественного порядка и мерах по его укреплению. По согласованию с милицией средства массовой информации могут аккредитовать своих журналистов при ее органах. Не подлежат разглашению сведения, которые составляют государственную или служебную тайну.
В подразделениях милиции не допускается деятельность политических партий, движений и других общественных объединений, которые имеют политическую цель. При исполнении служебных обязанностей работники милиции независимы от влияния любых политических, общественных объединений.

Статья 4. Правовая основа деятельности милиции

Правовой основой деятельности милиции является: Конституция Украины, настоящий Закон, другие законодательные акты Украины, постановления Верховной Рады Украины, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, нормативные акты Министерства внутренних дел Украины, Общая декларация прав человека, международные правовые нормы, ратифицированные в установленном порядке.

Статья 5. Деятельность милиции и права граждан

Милиция выполняет свои задачи беспристрастно, в точном соответствии с законом. Никакие исключительные обстоятельства или указания должностных лиц не могут быть основанием для любых незаконных действий или бездеятельности милиции. Для обеспечения общественного порядка работники милиции обязаны принимать меры независимо от своего подчинения.
Милиция уважает достоинство личности и проявляет к ней гуманное отношение, защищает права человека независимо от его социального происхождения, имущественного и другого состояния, расовой и национальной принадлежности, гражданства, возраста, языка и образования, отношения к религии, пола, политических и других убеждений. При обращении к гражданину работник милиции обязан назвать свою фамилию, звание и предъявить по его требованию служебное удостоверение. Во взаимоотношениях с гражданами работник милиции должен проявлять высокую культуру и такт.
Милиция не разглашает сведений, которые касаются личной жизни человека, унижают его честь и достоинство, если выполнение обязанностей не требует иного.
Милиция временно, в границах действующего законодательства, ограничивает права и свободы граждан, если без этого не могут быть выполненные возложенные на нее обязанности, и обязана дать им объяснение по этому поводу.

Милиция:
обеспечивает задержанным и арестованным (взятым под стражу) лицам из момента задержания или ареста (взятия под стражу) право защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника, реализацию других прав задержанных и арестованных (взятых под стражу) лиц;
немедленно, но не позднее чем через два часа после задержания или ареста (взятия под стражу) лиц сообщает про их местопребывание родственникам и в случае заявления устного или письменного требования — защитнику, а также администрации по месту работы или обучение;
обеспечивает питание задержанных лиц три раза в день по единым нормам, установленными Кабинетом Министров Украины;
в случае необходимости принимает меры относительно немедленного предоставления медицинской и другой помощи задержанным и арестованным (взятым под стражу) лицам.
В случае заявления задержанными или арестованными (взятыми под стражу) лицами устного или письменного требования о привлечении защитника работники милиции не имеют права требовать от них предоставление любых объяснений или свидетельств до прибытия защитника.
О заявлении требования о привлечении защитника или об отказе в привлечении защитника в протоколе задержания или постановлении об аресте (взятии под стражу) делается соответствующая запись, которая скрепляется подписью задержанного или арестованного (взятого под стражу) лица.
Лицам при задержании или аресте (взятии под стражу) работниками милиции:
сообщаются основания и мотивы такого задержания или ареста (взятия под стражу), разъясняется право обжаловать их в суде;
предоставляются устно разъяснение части первой статьи 63 Конституции Украины права отказаться от предоставления любых объяснений или свидетельств до прибытия защитника и одновременно в печатном виде — разъяснение статей 28, 29, 55, 56, 59, 62 и 63 Конституции Украины и прав лиц, задержанных или арестованных (взятых под стражу), установленных законами, в том числе права осуществлять защиту своих прав и интересов лично или с помощью защитника с момента задержания или ареста (взятия под стражу) лица, права отказаться от предоставления любых объяснений или свидетельств до прибытия защитника;
обеспечивается возможность с момента задержания или ареста (взятия под стражу) защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника.
В случае невыполнения работниками милиции требований, установленных этой статьей, лицо, права которого были нарушены, и/или его представители (родственники, защитник) могут обратиться в суд с заявлением о возмещении вреда в установленному законом порядке. При этом такие лица освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Возмещению подлежат в полном объеме:
1) заработок и прочие денежные доходы, которые лицо утратило вследствие незаконных действий или бездеятельности работников милиции;
2) имущество (в том числе деньги, денежные вклады и проценты по ним, ценные бумаги и проценты по ним, часть в уставном фонде хозяйственного общества, участником которого был гражданин, и прибыль, которую он не получил соответственно этой части, другие ценности), стоимость изъятого имущества, если его возвращение в натуре и в том же состоянии стало невозможным;
3) суммы, уплаченные гражданином в связи с представлением ему юридической помощи;
4) моральный вред.
Возмещение морального вреда ведется в случае, если незаконные действия или бездеятельность работников милиции нанесли моральную потерю гражданину, моральные страдания, привели к нарушению его нормальных жизненных связей, требуют от него дополнительных усилий для организации своей жизни.
Моральным вредом признаются страдание, причиненные гражданину вследствие физического или психического влияния, которое привело к ухудшению или лишению возможностей реализации им своих привычек и желаний, ухудшение отношений с окружающими людьми, других отрицательных следствий морального характера.
Работники органов милиции несут материальную ответственность за вред, причиненный незаконными действиями или бездеятельностью в границах, установленных законом.

Статья 6. Содействие государственных органов, общественных объединений, трудовых коллективов и граждан в выполнении задач милиции

Государственные органы, Общественные организации, должностные лица, трудовые коллективы, граждане обязаны оказывать содействие милиции в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Милиция имеет право для выполнения возложенных на нее задач привлекать граждан по их согласию к сотрудничеству в порядке, установленном законами, которые регулируют профилактическую и оперативно-розыскную деятельность. Принудительное привлечение граждан к сотрудничеству с милицией запрещается.

Статья 7. Организация милиции и ее подчинение

Милиция является единой системой органов, которая входит в структуру Министерства внутренних дел Украины, выполняет административные, профилактические, оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные, исполнительные и охранительные (на договорных началах) функции. Она состоит из подразделений:

  • криминальной милиции;
  • милиции обеспечения общественного порядка;
  • местной милиции;
  • транспортной милиции;
  • государственной автомобильной инспекции;
  • милиции охраны;
  • судебной милиции;
  • специальной милиции.

Для обеспечения общественного порядка на объектах и территориях, которые имеют особое народнохозяйственное значение или пострадали от стихийного бедствия, экологического загрязнения, катастрофы, Министерством внутренних дел Украины с разрешения Кабинета Министров Украины могут создаваться специальные подразделы милиции.
Права и обязанности, организация работы и структура подразделов милиции определяются положениями, которые утверждаются Министром внутренних дел Украины в соответствии с этим Законом.

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Украины.
Министр внутренних дел Украины осуществляет руководство всей милицией Украины.
В Автономной Республике Крым милицией руководит заместитель Министра внутренних дел Украины — начальник Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Автономной Республике Крым; в областях, городах, районах милицией, кроме транспортной, руководят соответственно начальники главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Украины в области, городе, начальники городских и районных отделов (управлений) главных управлений, управлений Министерства внутренних справь Украины в области, городе. Руководство транспортной милицией осуществляется в порядке, который определяется Министерством внутренних дел Украины.
Заместитель Министра внутренних дел Украины — начальник Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Автономной Республике Крым назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Министра внутренних дел Украины.
Начальники главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Украины в областях, городах Киеве, Севастополе и на транспорте и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Украины.
Начальники городских, районных, линейных отделов (управлений), главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Украины в области, городе и на транспорте назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Украины по представлению соответственно заместителя Министра внутренних дел Украины — начальника Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Автономной Республике Крым, начальников главных управлений, управлений Министерства внутренних справь Украины в областях, городах Киеве, Севастополе и на транспорте.
Заместитель Министра внутренних дел Украины — начальник Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Автономной Республике Крым, начальники главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Украины в областях, городах и начальники их городских и районных отделов (управлений) один раз в год отчитываются перед соответствующими Советами о состоянии борьбы с преступностью и охраны общественного порядка.

Статья 7-1. Местная милиция

Местная милиция создается по решению органов местного самоуправления на основании представления местных государственных администраций и исполнительных органов советов, согласованного с Министерством внутренних дел Украины.
Задачей местной милиции является обеспечение защиты жизнь, здоровье, прав, свобод и законных интересов граждан и охраны общественного порядка на соответствующей территории.
В состав местной милиции входят подразделения дорожно-патрульной службы, патрульно-постовой службы, службы участковых инспекторов милиции, а также приемщики-распределители для несовершеннолетних, приемщики-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество, специальные приемщики для лиц, подвергнутых административному аресту. В составе местной милиции могут находиться и другие подразделения.
Местную милицию возглавляет руководитель, который является заместителем начальника соответствующего управления (отдела) внутренних дел по охране общественного порядка. Руководитель местной милиции в установленные соответствующим советом сроки отчитывается перед нею о состоянии охраны общественного порядка и общественной безопасности на соответствующей территории.
Назначение и увольнение с должностей руководителя местной милиции, начальников структурных подразделений и участковых инспекторов проводится начальниками главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе по согласованию с соответствующим советом.
Численность местной милиции определяется органом местного самоуправления исходя из нормативов, утвержденных Министерством внутренних дел Украины.
Местная милиция содержится за счет средств местных бюджетов.

Статья 8. Взаимоотношения в сфере деятельности милиции между Министерством внутренних дел Украины и соответствующими органами других государств и международными организациями полиции

Взаимоотношения в сфере деятельности милиции между Министерством внутренних дел Украины и соответствующими органами других государств и международными организациями полиции строятся на основании межгосударственных или межправительственных соглашений, а также соглашений между Министерством внутренних дел Украины и этими органами и организациями.

Статья 9. Привлечение к выполнению задач милиции других работников органов внутренних дел

К выполнению задач по охране общественного порядка, общественной безопасности и борьбе с преступностью в порядке, установленном действующим законодательством, могут привлекаться другие работники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск, лица рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы. На них (лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы, а также курсантов, слушателей, адъюнктов, других аттестованных работников, в том числе и преподавательского состава учебных заведений Министерства внутренних дел Украины, Государственного департамента Украины по вопросам выполнения наказаний), распространяются права и обязанности, гарантии правовой и социальной защиты и ответственность работников милиции.
Эти же права, обязанности, ответственность и гарантии правовой и социальной защиты распространяются также на работников органов внутренних дел, которые добровольно выполняют задачи по охране общественного порядка, общественной безопасности, или в служебные обязанности которых входит выполнение указанных задач.

Раздел II — Обязанности и права милиции

Статья 10. Основные обязанности милиции

1. Милиция соответственно своим задачам обязана: обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок;
2. проявлять, предотвращать, прекращать и раскрывать преступления, употреблять с этой целью оперативно-розыскные и профилактические мероприятия, предусмотренные действующим законодательством;
3.принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, своевременно принимать по ним решения;
4.осуществлять досудовую подготовку материалов по протокольной форме, проводить дознания в границах, определенных уголовно-процессуальным законодательством;
5. прекращать административные правонарушения и осуществлять ведение дел по ним;
6. выявлять причины и условия, которые оказывают содействие совершению правонарушений, употреблять в границах своей компетенции меры по их устранению; принимать участие в правовом воспитании населения;
7. проводить профилактическую работу среди лиц, предрасположенных к совершению преступлений, осуществлять административный надзор за лицами, относительно которых он установлен, а также контроль за осужденными к криминальным наказаниям, не связанных с лишением свободы;
8. выполнять в границах своей компетенции криминальные наказания и административные взыскания;
9. разыскивать лиц, которые перепрятываются от органов дознания, следствия и суда, уклоняются от выполнения криминального наказания, пропали без вести, и других лиц в случаях, предусмотренных законодательством;
10. проводить криминалистические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности, обеспечивать в установленном порядке участие специалистов криминалистической службы в следственных действиях;
11. выполнять принятые в установленном законом порядке и в пределах своей компетенции решения прокуроры, следствия, суда;
12. обеспечивать в пределах своей компетенции безопасность дорожного движения, соблюдение законов, правил и нормативов в этой сфере, осуществлять регистрацию и учет автомототранспортних средств, принимать экзамены на право управления транспортными средствами и выдавать соответствующие документы; предотвращать загрязнению воздуха, водоемов транспортными средствами и сельскохозяйственной техникой; осуществлять контроль за удержанием в надлежащем техническом состоянии и чистоте дорог, улиц, площадей;
13. давать в соответствии с законодательством разрешения на приобретение, сохранение, ношение и перевозку оружия, боеприпасов, взрывных веществ и материалов, других предметов и веществ, по сохранению и использованию которых установлены специальные правила, а также на открытие объектов, где они используются, контролировать соблюдение указанных правил и функционирования этих объектов;
14. контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных законодательством правил паспортной системы, въезда, выезда, пребывания в Украине и транзитного проезда ее территорией иностранных граждан и лиц без гражданства;
15. сообщать соответствующим государственным органам и общественным объединениям об авариях, пожарах, катастрофах, стихийных бедствиях и прочих чрезвычайных событиях, принимать неотложные меры для ликвидации их последствий, спасение людей и представление им помощи, охраны имущества, которое осталось без надзора;
16. принимать участие в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;
17. оказывать содействие обеспечению в соответствии с законодательством режима военного или чрезвычайного положения, зоны чрезвычайной экологической ситуации в случае их объявления на всей территории Украины или в отдельной местности;
18. охранять на договорных началах имущество граждан, коллективное и государственное имущество, а также имущество иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан, лиц без гражданства;
19. обеспечивать сохранность найденных, изъятых у задержанных и арестованных лиц и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры к возвращению их законным владельцам. Милиция несет ответственность за сохранность сданных ценностей и имущества;
20. охранять, конвоировать и содержать задержанных и взятых под стражу лиц;
21. в установленном порядке выявлять и сообщать учреждениям здравоохранения о лицах, которые составляют группу риска заболевания СПИДом, и осуществлять по представлению учреждения здравоохранения по санкции прокурора привод этих лиц, а также инфицированных вирусом иммунодефицита человека, больных венерическими заболеваниями, хроническим алкоголизмом и наркоманов, которые вводят наркотические средства путем инъекций, для обязательного обследования и лечения;
22. осуществлять привод в соответствующие государственные органы или учреждения в соответствии с действующим законодательством и по санкции прокурора граждан, которые уклоняются от призыва на воинскую службу;
23. предоставлять в пределах предоставленных прав помощь народным депутатам, представителям государственных органов и общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им совершается противодействие или угрожает опасность со стороны правонарушителей;
24. предоставлять в пределах имеющихся возможностей неотложную, в том числе медицинскую, помощь лицам, которые потерпели от правонарушений и несчастных случаев, находятся в беспомощном или опасном для жизни и здоровья состоянии, а также несовершеннолетним, которые осталось без попечения;
25. обеспечивать в порядке, установленном законодательством Украины, безопасность лиц, взятых под защиту, в случае поступления от них заявления, обращения руководителя соответствующего государственного органа или получения оперативной и другой информации об угрозе их жизни, здоровью, жилью или имуществу;
26. обеспечивать в пределах своих полномочий выполнение и контроль решений сельских, поселковых, городских советов по вопросам охраны общественного порядка, торговли, содержания животных в домашних условиях, соблюдения тишины в общественных местах и т.п., а также контролировать содержание в надлежащей чистоте территорий дворов и придомовых территорий в городах и других населенных пунктах;
27. обеспечивать общественный порядок во время проведения массовых мероприятий коммерческого характера на средства организаций или лиц, которые их проводят;
28. обеспечивать согласно закону поддержание порядка в суде, прекращение проявлений неуважения к суду, а также охрану помещений суда, выполнение функции по государственной защите судий, работников суда, обеспечение безопасности участников судебного процесса.
29. обеспечивать задержанным или арестованным (взятым под стражу) лицам право на юридическую защиту в порядке, предусмотренном этим Законом и другими нормативно-правовыми актами.

Работник милиции на территории Украины независимо от должности, которую он занимает, местонахождения и времени в случае обращения к нему граждан или должностных лиц с заявлением или сообщением о событиях, которые угрожают личной или общественной безопасности, или в случае непосредственного выявления таковых обязан принять меры к предупреждению и прекращению правонарушений, спасению людей, предоставлению помощи лицам, которые в ней нуждаются, установлению и задержанию лиц, которые совершили правонарушения, охраны места события и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.

Статья 11. Права милиции

Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:

1. требовать от граждан и должностных лиц, которые нарушают общественный порядок, прекращения правонарушений и действий, которые препятствуют осуществлению полномочий милиции, выносить на месте устное предупреждение лицам, которые допустили малозначащие административные нарушения, а в случае невыполнения указанных требований применять предусмотренные этим Законом меры принуждения;
2. проверять у граждан при подозрении в совершении правонарушений документы, которые удостоверяют их личность, а также другие документы, необходимые для выяснения вопроса соблюдения правил, надзора и контроль за выполнением которых возложен на милицию;
3. вызвать граждан и должностных лиц в делах о преступлениях и в связи с материалами, которые находятся в ее ведении, в случае уклонения без уважительных причин от явки по вызову повергать их приводу в установленном законом порядке;
4. выявлять и вести учет лиц, которые подлежат профилактическому воздействию на основании и в порядке, установленном законодательством, выносить им официальное предостережение о недопустимости противоправного поведения;
5. задерживать и держать в специально отведенных для этого помещениях:

  • лиц, подозреваемых в совершении преступления, обвиненных, которые скрываются от дознания, следствия или суда, осужденных, которые уклоняются от выполнения криминального наказания, — на сроки и в порядке, предусмотренные законом;
  • лиц, относительно которых как предупредительная мера избрано взятия под стражу, — на срок, установленный судом, но не более десяти суток;
  • лиц, которые совершили административные правонарушения, для составления протокола или рассмотрения дела по сути, если эти вопросы не могут быть решены на месте, — на срок до трех часов, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения — до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору на протяжении 24 часов с момента задержания;
  • несовершеннолетних возрастом до 16 лет, которые остались без попечения, — на срок до передачи законным представителям или до их устройства в установленном порядке, а несовершеннолетних, которые совершили общественно опасные деяния и не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, — до передачи их законным представителям или направления в приемники-распределители, но не более чем на 8 часов;
  • лиц, которые чинили неподчинение законному требованию работника милиции, — до рассмотрения дела судом, но не более чем на 24 часа;
  • лиц, которые находились в общественных местах в состоянии опьянения, если их вид оскорблял человеческое достоинство и общественную мораль или если они утратили способность самостоятельно передвигаться или могли нанести ущерб окружающим или себе, — до передачи их в специальные медицинские учреждения или для доставки в место жительства, а при отсутствии таковых — до их вытрезвления;
  • лиц, которых заподозрено в занятии бродяжничеством, — на срок до 30 суток по санкции прокурора;
  • лиц, которые уклоняются от выполнения постановления суда о направлении на принудительное лечение от хронического алкоголизма или наркомании, — на срок до 3 суток;
  • военнослужащих, которые совершили действия, которые подпадают под признаки преступления или административного правонарушения, — до передачи их военнослужащим Воинской службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины или воинскому командованию;
  • лиц, которые имеют признаки выраженного психического расстройства и создают в связи с этим реальную опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения, но не более чем на 24 часа;

6. проводить осмотр лиц, указанных в пункте 5 этой статьи, вещей, которые находятся при них, транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или использованы в ущерб их здоровью;
7. составлять протоколы об административных правонарушениях, проводить личный осмотр, осмотр вещей, изъятие вещей и документов, применять другим предусмотренным законом меры обеспечения расследования в делах об административных правонарушениях;
8. в случаях, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях, налагать административные взыскания или передавать материалы об административных правонарушениях на рассмотрение других государственных органов, товарищеских судов, общественных объединений или трудовых коллективов;
9. проводить в порядке проведения дознания и по доверенности следственных органов в уголовных делах обыски, изъятие, допросы и прочие следственные действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;
10. осуществлять на основаниях и в порядке, установленных законом, гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, фото-, кино-, видеосъемку и звукозапись, прослушивание телефонных разговоров с целью раскрытия преступлений;
11. проводить фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопию лиц, которые задержаны по подозрению в совершении преступления или за бродяжничество, взяты под стражу, обвиняются в совершении преступления, а также лиц, подвергнутых административному аресту;
12. проводить кино-, фото- и звукофиксацию как вспомогательное средство предупреждения противоправных действий и раскрытия правонарушений;
13. вести профилактический учет правонарушителей, криминалистический и оперативный учет в объеме, структуре и порядке, которые определяются задачами, возложенными на милицию этим Законом;
14. проводить осмотр клади, багажа и оосмотр пассажиров гражданских воздушных, морских и речных судов, средств железнодорожного и автомобильного транспорта в соответствии с действующим законодательством;
15. входить беспрепятственно в любое время года:
а) на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, в том числе таможни, и осматривать их с целью прекращения преступлений, преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления, при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;
б) на земельные участки, в жилые и прочие помещения граждан в случае преследования преступника или пресечения преступления, которое угрожает жизни жителей, а также при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;
в) в жилье или в другое владение лица, которое находится под административным надзором, с целью проверки выполнения установленных судом ограничений.
В случае сопротивления, совершения противодействия работник милиции может принять меры к их пресечению, предусмотренных этим Законом;
16. находиться на земельных участках, в жилых и других помещениях граждан с их согласия, а также на территории и в помещениях предприятий, учреждений и организаций с сообщением об этом администрации с целью обеспечения безопасности граждан, общественной безопасности, предотвращения преступлению, выявления и задержания лиц, которые его совершили;
17. получать беспрепятственно и бесплатно от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и объединений граждан на письменный запрос сведения (в том числе и те, которые составляют коммерческую и банковскую тайну), необходимые в делах о преступлениях, которые находятся в ведении милиции. Получение от банков информации, которая содержит банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины «О банках и банковской деятельности».
18. сообщать с целью профилактического влияния государственным органам, общественным объединением, трудовым коллективам и общественности по месту проживания лица о фактах совершения им административного правонарушения;
19. вносить соответствующим государственным органам, общественным объединениям или служебным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям обязанности к рассмотрению представления о необходимости устранения причин и условий, которые оказывают содействие совершению правонарушений;
20. соответственно своей компетенции временно ограничивать или запрещать доступ граждан на отдельные участки местности или объекты с целью обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, охраны жизни и здоровья людей;
21. ограничивать или запрещать в случаях задержания преступников, при авариях, других чрезвычайных обстоятельствах, которые угрожают жизни и здоровью людей, движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных путей; останавливать транспортные средства в случае нарушения правил дорожного движения, имеющихся признаков, которые свидетельствуют о технической неисправности транспорта или загрязнении им окружающей среды, а также при наличии данных о том, что он используется с противоправной целью; осматривать транспортные средства и проверять у водителей документы на право пользования и управления ими, дорожные (маршрутные) листы и соответствие грузов, которые перевозятся, товарно-транспортным документам, наличие страхового полиса (сертификата), о заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств; проводить технический обзор автомототранспорта;
организовывать при необходимости медицинский осмотр водителей, задерживать, отстранять от управления транспортными средствами лиц, которые находятся в состоянии опьянения, а также тех, кто не имеет документов на право управления или пользования транспортными средствами, лишать водителей в предусмотренных законодательством случаях права управление транспортными средствами;
использовать предусмотренные нормативными актами технические средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых угрожает безопасности дорожного движения или окружающей среды или номера агрегатов которых не отвечают записям в регистрационных документах; задерживать и доставлять в установленном порядке транспортные средства для временного хранения на специальных площадках или стоянках;
посещать предприятия, учреждения и организации для выполнения контрольных и профилактических функций относительно обеспечения безопасности дорожного движения;
требовать от соответствующих организаций устранения нарушений правил содержания путей, ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ, других мероприятий на улицах и автомобильных путях, если при этом не придерживаются требований по обеспечению общественной безопасности;
22. аннулировать выданные предприятию, учреждению и организации разрешение на приобретение, хранение и использование оружия, боеприпасов, взрывных веществ и материалов, других предметов и веществ при невыполнении установленных правил пользования и обращения с ними или при нецелесообразности их дальнейшего хранения, изымать при необходимости указанные предметы, опечатывать составы, базы и хранилища, закрывать стрелецкие тиры и стенды, оружие-ремонтные и пиротехнические предприятия, магазины, которые торгуют оружием и боеприпасами, до устранения нарушений соответствующих правил;
аннулировать разрешения на приобретение, хранение и ношение оружия и боеприпасов, выданные гражданам, которые злоупотребляют спиртными напитками, употребляют наркотические средства без назначения врача, другие одурманивающие средства, болеют психическими заболеваниями, и в других случаях, предусмотренных законодательством;
осматривать с участием администрации предприятий, учреждений, организаций помещения, где находятся оружие, боеприпасы, взрывные, наркотические и сильнодействующие химические, отравляющие и радиоактивные вещества и материалы, с целью проверки соблюдение правил обращения с ними;
осматривать оружие и боеприпасы, которые находятся у граждан, а также места их хранения;
23. изымать у граждан и должностных лиц предметы и вещи, запрещенные или ограниченные в обороте, а также документы с признаками подделки, уничтожать эти предметы, вещи и документы или передавать их по назначению в установленном порядке;
24. требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций объяснения по фактам нарушения законодательства, проверка соблюдения которого отнесена к компетенции милиции, а также в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, проводить проверки по фактам нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого отнесен к компетенции милиции, требовать проведения инвентаризаций и ревизий соответствующих сфер финансово-хозяйственной деятельности.
Органы милиции имеют право приступить к проведению проверки субъектов хозяйственной деятельности при условии наличия направления на проверку, которое составляется по форме, установленной Министерством внутренних дел Украины. В направлении на проверку отмечаются дата его выдачи, название подразделения милиции, цель, вид, основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звание и фамилии должностных лиц подразделения милиции, которые будут проводить проверку. Направление на проверку является соответствующим действительности при условии наличия подписи руководителя подразделения милиции, скрепленного печатью органа милиции;
по решению суда в присутствия понятых и руководителей предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, относительно которых проводится проверка, требовать и изымать оригиналы документов, которые свидетельствуют о правонарушении, образцах сырья и продукции, а до принятия такого решения суда — в присутствии понятых и руководителей предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, относительно которых проводится проверка, изучать документы, которые свидетельствуют о правонарушении, за счет соответствующего органа милиции делать с них копии с оставлением лицам, относительно которых проводится проверка, описания документов, с которых изготовлены копии, опечатывать кассы, составы и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе;
25. пользоваться бесплатно всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также попутным транспортом. Работники подразделений милиции на транспорте в пределах обслуживаемых участков, кроме этого, имеют право на безвозмездный проезд в поездах, на речных и морских судах. Во время служебных командировок работники милиции имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта и размещение в отелях при предъявлении служебного удостоверения и удостоверения о командировке. В случае неотложных служебных поездок они обеспечиваются билетами на проезд независимо от наличия мест;
26. использовать беспрепятственно транспортные средства, которые принадлежат предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и других представительств иностранных государств, международных организаций, транспортных средств специального назначения), для проезда к месту события, стихийного бедствия, доставки в лечебные учреждения лиц, которые требуют неотложной медпомощи, для преследования правонарушителей и их доставки в милицию.
Использование с этой целью транспортных средств, которые принадлежат предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляется бесплатно. Возмещение убытков и затрат на использование транспорта граждан осуществляется в соответствии с требованиям статьи 25 этого Закона и других актов действующего законодательства;
27. пользоваться в неотложных случаях беспрепятственно и бесплатно средствами связи, которые принадлежат предприятиям, учреждениям и организациям, а средствами связи, которые принадлежат гражданам, — по их согласию.
28. пользоваться бесплатно средствами массовой информации с целью установления обстоятельств совершение преступлений и лиц, которые их совершили, свидетелей, потерпевших, поиска преступников, которые скрылись, лиц, которые пропали без вести, и с другой целью, которая связана с необходимостью представления помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям в связи с выполнением милицией возложенных на нее обязанностей.
Должностные лица, которые без уважительных причин отказались предоставить помощь работнику милиции в реализации его прав, предусмотренных пунктами 24-28 статьи 11, подлежат ответственности по действующему законодательству;
29. материально и морально поощрять граждан, которые предоставляют помощь в охране правопорядка и борьбе с преступностью;
30. хранить, носить и применять специальные средства и оружие;
31. выдавать в случае наличия опасности для жизни и здоровья лицам, взятым под защиту, в соответствии с действующем законодательству оружие, специальные средства индивидуальной защиты и извещения об опасности.

При осуществлении мероприятий по предотвращению, выявлению и раскрытию преступлений в сфере налогового законодательства права, предусмотренные пунктами 2, 3, абзацами вторым, третьим, четвертым, шестым пункта 5, пунктами 6-19, 23-31 части первой этой статьи, предоставляются исключительно органам налоговой милиции в границах их компетенции.

Раздел III — Применение мер физического воздействия, специльных средств огнестрельного оружия

Статья 12. Условия и границы применения мер физического воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия

Милиция имеет право применять меры физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных этим Законом.
Применению силы, специальных средств и огнестрельного оружия должно предшествовать предупреждения о намерении их использования, если позволяют обстоятельства. Без предупреждения физическая сила, специальные средства и оружие могут применяться, если возникла непосредственная угроза жизни или здоровью граждан или работников милиции.
Запрещается применять меры физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие к женщинам с явными признаками беременности, лицам преклонного века или с выраженными признаками инвалидности и малолетним, кроме случаев совершения ими группового нападения, которое угрожает жизни и здоровью людей, работников милиции, или вооруженного нападения или вооруженного сопротивления.
В случае невозможности избегнуть применения силы она не должна превышать меры, необходимой для выполнения возложенных на милицию обязанностей и может сводиться к минимуму возможности причинения вреда здоровью правонарушителей и других граждан. При причинении вреда милиция обеспечивает представление необходимой помощи пострадавшим в кратчайший срок.

О применении мер физического воздействия, специальных средств, огнестрельного оружия, а также о любых повреждениях или смерти, которые причинены лицу вследствие применения работником милиции мер физического воздействия, специальных средств, огнестрельного оружия, работник милиции немедленно и письменно доказывает до ведома непосредственного начальника для извещения прокурору.
О ранении или смерти, которые произошли вследствие применения физического воздействия и специальных средств, а также о всех случаях применения оружия работник милиции обязан немедленно и письменно сообщить своему начальнику для извещения прокурора.
Превышение полномочий по применению силы, в том числе специальных средств и оружия, влечет за собою ответственность, установленную законом.

Статья 13. Применение средств воздействия

Работники милиции имеют право применять меры физического воздейстия, в том числе приемы рукопашного боя, для прекращения правонарушений, преодоления противодействия законным требованиям милиции, которое осуществляется с применением силы относительно работников милиции или других лиц, если другие способы были применены и не обеспечили выполнения возложенных на милицию обязанностей.
Милиция может направлять специальные подразделения милиции для обеспечения проведения контролирующими органами проверок субъектов хозяйственной деятельности только по решению судьи или суда.
Разрешение на направление специального подраздела милиции предоставляется только в случаях, если проверка проводится в рамках расследования уголовных дел.
Органам милиции запрещается использовать физическое и психологическое воздейстие для обеспечения проведения контролирующими органами плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйственной деятельности, в том числе путем демонстрации оружия, специальных средств, угроз их применения.

Статья 14. Применение специальных средств

Работники милиции имеют право применять наручники, резиновые дубинки, средства связывания, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего действия, устройства для открытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и прочие специальные и транспортные средства, а также использовать служебных собак в таких случаях:

1. для защиты граждан и самозащиты от нападения и других действий, которые создают угрозу их жизни или здоровью;
2. для прекращения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка;
3. для отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства, независимо от их принадлежности, или их освобождение в случае захвата;
4. для задержания и доставки в милицию или другое служебное помещение лиц, которые совершили правонарушения, а также для конвоирования и содержания лиц, задержанных и подвергнутых аресту, взятых под стражу, если указанные выше лица оказывают сопротивление работникам милиции или если есть основания считать, что они могут совершить побег или нанести ущерб окружающим или себе;
5. для прекращения массового захвата земли и других действий, которые могут привести к столкновенью групп населения, а также действий, которые парализуют работу транспорта, жизнедеятельность населенных пунктов, посягают на общественный покой, жизнь и здоровье людей;
6. для прекращения сопротивления работнику милиции и другим лицам, которые выполняют служебные или общественные обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;
7. для освобождения заложников.

Вид специального средства, время начала и интенсивность его применения определяются с учетом обстановки, которая сложилась, характера правонарушения и личности правонарушителя.
Полный перечень специальных средств, а также правила их применения устанавливаются Кабинетом Министров Украины по заключению Министерства здравоохранения Украины и Генеральной прокуратуры Украины и публикуются в средствах массовой информации.

Статья 15. Применение огнестрельного оружия

Работники милиции как крайнюю меру имеют право применять огнестрельное оружие в таких случаях:

1. для защиты граждан от нападения, которое угрожает их жизни и здоровью, а также освобождения заложников;
2. для отражения нападения на работника милиции или членов его семьи, если их жизни или здоровью угрожает опасность;
3. для отражения нападения на охраняемые объекты, конвои, жилые помещения граждан, помещение государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, а также освобождение их в случае захвата;
4. для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого преступления и которое старается сбежать;
5. для задержания лица, которое оказывает вооруженное сопротивление, старается сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, которое угрожает применением оружия и других предметов, который угрожает жизни и здоровью работника милиции;
6. для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью граждан или работника милиции.

Запрещается применять и использовать огнестрельное оружие при значительном сосредоточении людей, если от этого могут пострадать посторонние лица.
Работники милиции имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, для обезвреживания животного, которое угрожает жизни и здоровью граждан или работника милиции.
Работник милиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в обстановке, которая сложилась, могут возникнуть основания для его применения. Попытки лица, которое задерживается работником милиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом определенную им дистанцию, прикоснуться к его оружию, дают работнику милиции право применять огнестрельное оружие в соответствии с этим Законом.

Статья 15-1. Гарантии личной безопасности вооруженного работника милиции

Работник милиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в обстановке, которая сложилось, могут возникнуть основания для его применения. При задержании преступников или правонарушителей или лиц, которых работник милиции заподозрил в совершении преступлений или правонарушений, а также при проверке документов у подозрительных лиц, работник милиции может привести в готовность огнестрельное оружие, которое является предупреждением о возможности его применения.
Попытка лица, которое задерживается работником милиции с огнестрельным оружием в руках, приблизиться к нему, сократив при этом определенную им дистанцию, притронуться к оружию, дают работнику милиции право применить огнестрельное оружие.

Раздел IV — Служба в милиции

Статья 16. Личный состав милиции

Личный состав милиции состоит из работников, которые проходят государственную службу в подразделениях милиции, которым в соответствии с действующим законодательством присвоены специальные звания милиции.
Работники милиции имеют единую форменную одежду, образцы которой утверждаются Кабинетом Министров Украины, которая выдается бесплатно, и отличия. Работникам милиции выдается служебное удостоверение.
Использование специальных званий, отличий, формы одежды и служебного удостоверения работника милиции лицом, которая не является работником милиции, влечет за собою ответственность по закону.

Статья 17. Принятие на службу в милицию

На службу в милицию принимаются на контрактной основе граждане, способные по своим личным, деловым и моральным качествам, образовательному уровню, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять возложенные на милицию задачи. При приеме на службу может быть установлен экзаменационный срок до одного года.
Работники милиции приносят присягу, текст которой утверждается Кабинетом Министров Украины.
Не могут быть приняты на службу в милицию лица, которые раньше осуждались за совершение преступления.

Статья 18. Прохождение службы в милиции

Порядок и условие прохождения службы в милиции регламентируются Положением о прохождении службы личным составом органов внутренних дел, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.
Лица, принятые на службу в милицию, в том числе слушатели и курсанты школ милиции, которые находятся на воинском учете, на время службы снимаются с него и находятся в кадрах Министерства внутренних дел Украины.
Обучение в школах Министерства внутренних дел Украины после получения среднего образования приравнивается к прохождению воинской службы.
Работник милиции, который является народным депутатом, прикомандировывается на время постоянной работы к Совету народных депутатов с оставлением на службе в органах внутренних дел. По окончании постоянной работы в Совете или прежде этого срока народный депутат по его желанию направляется в распоряжение Министерства внутренних дел Украины с правом занятия предшествующей или по его согласию другой равноценной должности.
При увольнении со службы в милиции по инициативе администрации в случае отклонения жалобы по этому поводу вышестоящим в порядке подчиненности служебным лицом или органом уволенный работник милиции имеет право обжаловать увольнение в суде.
Дисциплинарный устав органов внутренних дел Украины утверждается Верховной Радой Украины.
Работники милиции могут создавать профессиональные союзы. Они не могут быть членами политических партий, движений и других общественных объединений, которые имеют политическую цель.
Работникам милиции запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, а так же организовывать забастовки или брать в них участие.

Статья 19. Оплата работы работников милиции

Форма и размеры денежного содержания работников милиции устанавливаются Кабинетом Министров Украины и должны обеспечивать достаточные материальные условия для комплектования качественного личного состава милиции, дифференцированно учитывать характер и условия работы, стимулировать достижения высоких результатов в служебной деятельности и компенсировать их физические и интеллектуальные затраты.
Местные Совета народных депутатов могут проводить для работников милиции дополнительные выплаты сверх установленных Кабинетом Министров Украины размера.
Работники милиции пользуются льготами при оплате налогов в размерах и порядке, установленных Кабинетом Министров Украины.

Раздел V — Правовая и социальная защита. Ответственность работников милиции

Статья 20. Правовое положение работников милиции

Работник милиции является представителем государственного органа исполнительной власти.
Законные требования работников милиции являются обязательными для выполнения гражданами и должностными лицами.
Работник милиции при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется только законом, действует в его границах и подчиняется своим непосредственному и прямому начальникам. Никто другой, за исключением уполномоченных должностных лиц, в предусмотренных законом случаях не может вмешиваться в законную деятельность работника милиции.
Никто не имеет права возложить на работника милиции выполнение обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.
Вмешательство в деятельность милиции влечет за собою ответственность по закону.

Статья 21. Правовая защита работников милиции и граждан, которые оказывают содействие милиции в охране общественного порядка и борьбе с преступностью

Работники милиции находятся под защитой государства, которое осуществляется в порядке и случаях, предусмотренных законом.
Государство гарантирует защиту жизни, здоровья, чести, достоинства, жилья, имущества работника милиции, членов его семьи и близких родственников от преступных посягательств и других противоправных действий.
Оскорбление работника милиции, сопротивление, угроза, насилие и прочие действия, которые препятствуют выполнению возложенных на работника милиции задач, влекут за собою установленную законом ответственность
Правонарушение относительно пенсионера милиции, членов его семьи, содеянные в связи с его предшествующей служебной деятельностью, а так же относительно лица, которое оказывает содействие милиции в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, и членов его семьи, влекут за собою ответственность по закону.
Работник милиции имеет право обжаловать в суде принятые относительно него решения должностных лиц органов внутренних дел, если считает, что они ущемляют его достоинство и личные права, которые не связаны со служебной деятельностью.
Увольнение работника милиции со службы в связи с обвинением в совершении преступления допускается только после получения обвинительным приговором законной силы.
В случае задержания работника милиции по подозрению в совершении преступления или избрание относительно него предупредительной меры в виде содержания под стражей его содержат в предназначенных для этого учреждениях органов внутренних дел в отдельности от других лиц или на гарнизонной гауптвахте.

Статья 22. Социальная защита работников милиции

Государство гарантирует работникам милиции социальную защиту.
Работники милиции пользуются льготами при распределении жилья, установлении квартирных телефонов, устройстве детей в дошкольные учреждения, решении других вопросов социально-бытового обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Украины.
Жилая площадь работникам милиции, в том числе работающим на транспорте, предоставляется местными Советами народных депутатов, соответствующими министерствами и ведомствами в первоочередном порядке.
Работникам милиции и членам их семей предоставляется 50-процентная скидка по оплате жилой площади, коммунальных услуг, а также топлива.
Работники милиции, которые живут и работают в сельской местности и в поселках городского типа, и члены их семей, которые проживают с ними, обеспечиваются бесплатно жильем с отоплением и освещением по установленным нормам, а также пользуются другими льготами, предусмотренными законодательством.
За работниками милиции, уволенными со службы по возрасту, болезни или выслугой лет, сохраняется право на льготы по этому Закону.
Работники милиции имеют право на получение кредитов на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство в рассрочку на 20 лет с погашением 50 процентов предоставленного займа за счет соответствующих фондов Министерства внутренних дел Украины и местных бюджетов.
Местные Совета народных депутатов могут продавать на льготных условиях жилье работникам милиции со скидкой до 50 процентов его стоимости.
Милиция может иметь служебный жилой фонд.
Работникам милиции, которые используют в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.
Для работников милиции устанавливается 41-часовая рабочая неделя. В необходимых случаях лица рядового и начальствующего состава несут службу сверх установленной продолжительности рабочего времени, а также в выходные и праздничные дни.
Оплата работы в сверхурочное и ночное время, в выходные и праздничные дни ведется в соответствии с требованиями законодательства.
Местные Советы народных депутатов могут устанавливать и друге не предусмотренные этим Законом гарантии социальной защищенности работников милиции.

Статья 23. Государственное страхование и возмещение вреда в случае гибели или увечья работника милиции

Работник милиции подлежит обязательному государственному страхованию на сумму десятилетнего денежного содержания по последней должности, которую он занимает, за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, которые поступают на основании договоров от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций.
Порядок и условия страхования работников милиции устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
В случае гибели работника милиции при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью семье погибшего или его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего по последней должности, которое он занимал, и назначается пенсия в связи с потерей кормильца в размере месячного должностного оклада.
За семьей погибшего работника милиции сохраняется право на получение жилой площади. Ей предоставляется вне очереди жилая площадь на протяжении трех месяцев со дня гибели работника милиции в частную собственность.
За детьми работника милиции, который погиб или умер в связи с выполнением служебных обязанностей, до достижения ими совершеннолетия, а также за нетрудоспособными членами семьи, которые находились на его содержании, сохраняется право на льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, топлива.
В случае увечья, причиненного работнику милиции при исполнении служебных обязанностей, а также инвалидности, которая настала в период прохождения службы или не позднее чем через 3 месяца после увольнения со службы или после окончания этого срока, но вследствие заболевания или несчастного случая, которые имели место в период прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере от трехлетнего до пятилетнего денежного содержания (в зависимости от степени потери трудоспособности) и назначается пенсия по инвалидности.
Убытки, причиненные имуществу работника милиции или его близким родственникам в связи с выполнением им служебных обязанностей, компенсируются в установленном законом порядке в полном объеме и за счет средств соответствующего бюджета.
Положение частей третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой этой статьи распространяются на лиц, привлеченных к мерам по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, а также на пенсионеров милиции.

Статья 24. Финансирование и материально-техническое обеспечение милиции

Финансирование и материально-техническое обеспечение милиции осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также за счет средств, которые поступают на основании договоров от министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Численность милиции, которая содержится на средства республиканского бюджета, и затраты на ее содержание определяются Кабинетом Министров Украины по представлению Министерства внутренних дел Украины.
Численность подразделений милиции, которые осуществляют охрану объектов по договорам, и перечень таких объектов устанавливаются в целом по республике Кабинетом Министров Украины по представлению Министерства внутренних дел Украины.
Исполнительные комитеты Советов народных депутатов предоставляют безвозмездно органам и подразделениям милиции служебные помещения, а участковым инспекторам милиции — помещения для работы, оборудованные мебелью и средствами связи.
Подразделениям милиции, которые содержатся за счет средств, которые поступают на основании договоров, соответствующие министерства и ведомства предоставляют безвозмездно служебные помещения, оборудованные мебелью и средствами связи, транспорт, криминалистическую и другую технику.
Предприятия, учреждения и организации по согласию трудовых коллективов могут выделять милиции дополнительные средства, транспорт и другую технику, необходимые для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
Подразделениям милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте соответствующие транспортные ведомства безвозмездно предоставляют служебные помещения, оборудованные мебелью, средствами связи, и несут затраты по их эксплуатации.

Статья 25. Ответственность работников милиции

Работник милиции в пределах полномочий, предоставленных этим Законом и другими законодательными актами, самостоятельно принимает решения и несет за свои противоправные действия или бездеятельность дисциплинарную или уголовную ответственность.
При нарушении работником милиции прав и законных интересов гражданина милиция обязана принять меры к возобновлению этих прав, возмещению причиненных материальных ущербов, по требование гражданина публично извиниться.
Работник милиции, который исполняет свои обязанности соответственно предоставленных законодательством полномочий и в пределах закона, не несет ответственности за причиненные убытки. Такие убытки компенсируются за счет государства.
Действия работника милиции могут быть обжалованы в установленном порядке в органы внутренних дел, суд или прокурору.
Должностное лицо милиции, которое нарушило требования закона или неподобающе исполняет свои обязанности, несет ответственность в установленном порядке.

Раздел VI — Контроль и надзор за деятельностью милиции

Статья 26. Контроль за деятельностью милиции

Контроль за деятельностью милиции осуществляют Кабинет Министров Украины, Министр внутренних дел Украины и в границах своей компетенции Совета народных депутатов.
Советы народных депутатов, осуществляя контроль за работой милиции, не вмешиваются в ее оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и административную деятельность.

Статья 27. Надзор за соблюдением законности в деятельности милиции

Надзор за соблюдением законности в деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры.

Председатель Верховной Рады Украины Л. КРАВЧУК
г. Киев, 20 декабря 1990 года

Это интересно:

  • Гражданский кодекс параграф 5 Главная | Гражданский кодекс РФ (Часть 2) ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 декабря 1995 года ЧАСТЬ ВТОРАЯ Часть первая, часть третья и часть четвертая Гражданского кодекса РФ введены в информационный банк отдельными […]
  • Заболел в день увольнения по соглашению сторон Оплата больничного листа после увольнения Актуально на: 3 февраля 2016 г. Оплачивается ли больничный после увольнения? Да, если работник заболел или получил травму в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому […]
  • Комментарий к ст 192 тк Статья 192 ТК РФ. Дисциплинарные взыскания Текущая редакция ст. 192 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине […]
  • Какой вопрос первым нужно задать девушке Какие вопросы задать девушке, когда нечего сказать Многие начинающие пикаперы, в силу своей неопытности иногда не знают о чем разговаривать с девушкой, что её спросить, наступают неловкие паузы, когда не знаешь что сказать на свидании и […]
  • Тк рф ст137 ч3 Статья 137 ТК РФ. Ограничение удержаний из заработной платы Ст 137 ТК РФ с комментариями и изменениями 2017-2018 года. Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными […]
  • Трудовой кодекс рк глава 7 Трудовой кодекс РК 2018 год (от 16.04.2018) ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.04.2018 г.) См. Перечень нормативных правовых актов, принятие которых необходимо в целях реализации […]
  • Ст 23 п5 тк рф Вопрос-ответ: Медицинский осмотр водителей У нас на предприятие устроился водитель, должен ли он проходить медицинский осмотр? Есть ли ответственность за его не проведение? Работодатель должен организовать проведение обязательных […]
  • Документы на вычет за обучение детей Налоговый вычет за обучение Разделы: Кто может получить возврат 13% за обучение? На налоговый вычет за обучение распространяются общие требования для получения налоговых вычетов. Отдельно следует отметить, что возврат 13% от суммы […]